Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз. Лесовоза не встретили, зато нас разбудили Питерские парни, возвращавшиеся с рыбалки именно по этой дороге. Пока Женька откатывал Ниву, мешавшую проехать, мужики рассказали, как наиболее простым способом добраться к Воттоваре. Они отметили, что в такую дождливую погоду они бы не сунулись туда на недоприводе, но мы же на тракторах!;) (сами мужики были на двух машинах: Ниве и классике).
Перегон: оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - Суккозеро (заправка; 63 10 206 N; 32 20 567 E) - г. Воттавара (63 05 317 N; 32 37 650 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E).
К содержанию: https://dzen.ru/a/ZaJ0rR0qSEdO45Gb
Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/Zad67h0vzyiZEtcC
Расстояние: 50 км (аппроксимация ломанными).
Утро началось с просушки всех намокших накануне вещей.
Кое-как просохнув и собравшись, мы отправились в Суккозеро в поисках бензина. По дороге, естественно, не обошлось без луж и камней, но все воспринималось уже не так криминально, как накануне.
Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) встретило нас пасмурной погодой и туманом...
Поймав "языка", мы выяснили, где находится заправка и только было счастливые направились заправляться, как увидели вот такую концепруальную табличку.
Пока мы стояли и считали ворон, читая эту табличку, умудрились натворить шуму даже в таком конце географии, как Суккозеро. Надо сказать со стороны мы представляли собой достаточно странную картину: 3 машины с питерскими номерами, шатающиеся с ноутбуком и фотоаппаратами, в камуфляже и с рациями. Вот это-то зрелище и напугало видать местных инкассаторов, которые, увидев нас на заправке, развернулись и поехали подобру-поздорову куда подальше.
Еще пока мы пробирались по лужам-канавам от стоянки на Верхнем Музозере до Суккозера, навстречу нам попался новый УАЗ Хантер с номером 666. Аддский уазик", как его прозвали... Этот же уазик повстречался нам на заправке. Он тоже думал было развернуться и уехать, но мы его отловили и спросили: где он бензин берет... Ребята поинтересовались, какой бенз нам нужен, и изрекли радикальное "езжайте за нами".
УАЗ привел нас к деревенскому дому, где, достучавшись до хозяина, мы смогли по сходной цене в 23 рубля за литр заправить все машины до полного бака и канистру.
Пока мы переливали бензин из хозяйской бочки, "бензиновый мужик" посоветовал нам пробираться в последствии до Медвежьегорска не через Гимолы, как мы приехали, а по "правительственной дороге" (как он сказал) через Паданы. Заодно он еще раз упомянул о том, как лучше всего забираться на Воттовару. Его сведения были нам весьма полезны в будущем (подробнее о дороге через Паданы напишу чуть ниже).
Заправившись, мы отправились реализовывать план на этот день. Близился к вечер, но мы все еще были настроены на то, чтобы дойти до самой вершины (почти 480 метров над уровнем моря).
По дороге к подножью Воттовары у нас даже случилась одна единственная поломка. Гуделка на Ниве периодически (в прыжках на ямах) замыкалась, производя в общем достаточно странное впечатление... Прерывисто бибикающая на ямах машина вызывала у всех бурю положительных эмоций, пока своим неприятным голосом не достала в конец... Пришлось остановиться для устранения поломки.
Дорога до развилки (указанной питерскими мужиками, которых мы встретили с утра) не потребовала уже никаких усилий: лужи были знакомы и промеряны, большие камни - изучены.
Однако, как и предупреждали мужики, после развилки начались резкие подъемы. Несмотря на то, что нам настоятельно рекомендовалось в такую сырую погоду туда не соваться, мы все-таки решили попробовать свои силы. Первый подъем мы пролетели не останавливаясь, но уже через 100 - 200 метров встали перед второй горкой. Каждому подъему предшествовал консилиум, на котором обсуждалось, как лучше дальше передвигаться... Передышки обсуждений сменялись драйвом при проходе очередных препятствий... Да что тут рассказывать, это надо прочувствовать!
Несмотря на нерекомендованное отсутствие полного привода, мы все-таки доехали до конца дороги... (Ну, если быть совсем честными, то не до конца: дорога заканчивалась метрах в 100 - 300 от нашей стоянки. Дальше камни были совсем непотребные и лишний риск из-за 100 метров нам не улыбался).
Уже на подъеме мы поняли, что поездка того стоила. Дорога заканчивается не на самом верху горы, а на "предыдущей терасе". Для того, чтобы попасть на вершину, необходимо было пройти что-то около километра, но из-за позднего времени мы так и не предприняли эту вылазку.
В процессе подъема нам открывались все новые и новые виды на Карельскую возвышенность.
К слову, Воттовара - это действительно "шаманское" место. То тут, то там на "специфических" площадках мы наблюдали очаги... И еще одна карельская особенность - красные камни... Покрыты они то ли лишайником, то ли чем-то подобным, но выглядит забавно.
И, конечно, северные цветы...
Воттовара - это голые "мертвые" плато и огромное количество разбросанных по ним камней... Правильно говорят, Карельский Стоунхэндж.
Кульминация нашего подъема - три машины на "вершине мира" (конечно, местного масштаба).
Всю дорогу вниз я не могла отделаться от впечатления, что мы упустили что-то очень и очень важное на той самой вершине, куда не пошли... будет повод вернуться еще раз!
Быть может, если бы мы не знали всех тех легенд, которые связывают с этой горой, впечатление у нас было бы совершенно иным... Но от знаний не откажешься. Я не могу предугадать, что через неделю или две скажут мои спутники, но в моих мыслях эта гора заняла равное место рядом с Гирвасом, мысом Куркиниеми в северо-ладожских шхерах и т.п.
К вечеру мы решили вернуться на оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E), где еще пока катались в Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E), заметили неплохую стоянку. С дороги увидели просто подъезд к воде, а когда на него свернули, то нашли весьма удобный каркасик, который тут же обтянули собственным тентом.
На общем совете после столь жесткого дня (не сколько жесткого, сколько внедорожного), было решено устроить дневку.
Узнав, что больше никуда не надо двигаться, Димка тут же погреб на рыбалку...
Первым делом после установки лагеря мы естественно отправились осматривать окружающие достопримечательности...
Вторая достопримечательность - это мост через протоку, соединяющую оз. Среднее и Нижнее Музозеро.
Как только мы пришли на мост с Полиной, она нашла способ по назначению использовать целый рулон туалетной бумаги (справедливости ради следует отметить, что мы были как раз в процессе допивания бутылки карельского бальзама)...
Но добро не пропало!
Следующая часть: https://dzen.ru/a/ZbJLWNBxeHqwJhMm
К содержанию: https://dzen.ru/a/ZaJ0rR0qSEdO45Gb