Найти тему

Автопутешествие на север. Часть 1 - Карельская... День 4

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз. Лесовоза не встретили, зато нас разбудили Питерские парни, возвращавшиеся с рыбалки именно по этой дороге. Пока Женька откатывал Ниву, мешавшую проехать, мужики рассказали, как наиболее простым способом добраться к Воттоваре. Они отметили, что в такую дождливую погоду они бы не сунулись туда на недоприводе, но мы же на тракторах!;) (сами мужики были на двух машинах: Ниве и классике).

Перегон: оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - Суккозеро (заправка; 63 10 206 N; 32 20 567 E) - г. Воттавара (63 05 317 N; 32 37 650 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E).

К содержанию: https://dzen.ru/a/ZaJ0rR0qSEdO45Gb

Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/Zad67h0vzyiZEtcC

Расстояние: 50 км (аппроксимация ломанными).

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.
Грибы, которые в Карелии растут прямо на дороге.
Грибы, которые в Карелии растут прямо на дороге.

Утро началось с просушки всех намокших накануне вещей.

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-3
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-4
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-5
А че это там такое противное в термосе? Никак позавчерашний чай?
А че это там такое противное в термосе? Никак позавчерашний чай?

Кое-как просохнув и собравшись, мы отправились в Суккозеро в поисках бензина. По дороге, естественно, не обошлось без луж и камней, но все воспринималось уже не так криминально, как накануне.

Промеряем очередную лужу
Промеряем очередную лужу
Автобус, брошенный посреди леса. Готова спорить, что он даже ездит, когда очень надо!
Автобус, брошенный посреди леса. Готова спорить, что он даже ездит, когда очень надо!
еще одна лужа...
еще одна лужа...
еще одна лужа... Как не странно, ни на этой лужи, ни на последующих старую катушку зажигания, висящую у самой защиты картера, так ни разу и не залило.
еще одна лужа... Как не странно, ни на этой лужи, ни на последующих старую катушку зажигания, висящую у самой защиты картера, так ни разу и не залило.
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-11

Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) встретило нас пасмурной погодой и туманом...

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-12

Поймав "языка", мы выяснили, где находится заправка и только было счастливые направились заправляться, как увидели вот такую концепруальную табличку.

А ведь на дворе стояло 9-е число!!! По самым оптимистичным подсчетам мы застревали на 2 дня!
А ведь на дворе стояло 9-е число!!! По самым оптимистичным подсчетам мы застревали на 2 дня!
Заправка выглядела примерно так...
Заправка выглядела примерно так...

Пока мы стояли и считали ворон, читая эту табличку, умудрились натворить шуму даже в таком конце географии, как Суккозеро. Надо сказать со стороны мы представляли собой достаточно странную картину: 3 машины с питерскими номерами, шатающиеся с ноутбуком и фотоаппаратами, в камуфляже и с рациями. Вот это-то зрелище и напугало видать местных инкассаторов, которые, увидев нас на заправке, развернулись и поехали подобру-поздорову куда подальше.

Еще пока мы пробирались по лужам-канавам от стоянки на Верхнем Музозере до Суккозера, навстречу нам попался новый УАЗ Хантер с номером 666. Аддский уазик", как его прозвали... Этот же уазик повстречался нам на заправке. Он тоже думал было развернуться и уехать, но мы его отловили и спросили: где он бензин берет... Ребята поинтересовались, какой бенз нам нужен, и изрекли радикальное "езжайте за нами".

УАЗ привел нас к деревенскому дому, где, достучавшись до хозяина, мы смогли по сходной цене в 23 рубля за литр заправить все машины до полного бака и канистру.

Заливаем в бак запасы местных жителей...
Заливаем в бак запасы местных жителей...

Пока мы переливали бензин из хозяйской бочки, "бензиновый мужик" посоветовал нам пробираться в последствии до Медвежьегорска не через Гимолы, как мы приехали, а по "правительственной дороге" (как он сказал) через Паданы. Заодно он еще раз упомянул о том, как лучше всего забираться на Воттовару. Его сведения были нам весьма полезны в будущем (подробнее о дороге через Паданы напишу чуть ниже).

Заправившись, мы отправились реализовывать план на этот день. Близился к вечер, но мы все еще были настроены на то, чтобы дойти до самой вершины (почти 480 метров над уровнем моря).

По дороге к подножью Воттовары у нас даже случилась одна единственная поломка. Гуделка на Ниве периодически (в прыжках на ямах) замыкалась, производя в общем достаточно странное впечатление... Прерывисто бибикающая на ямах машина вызывала у всех бурю положительных эмоций, пока своим неприятным голосом не достала в конец... Пришлось остановиться для устранения поломки.

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-16

Дорога до развилки (указанной питерскими мужиками, которых мы встретили с утра) не потребовала уже никаких усилий: лужи были знакомы и промеряны, большие камни - изучены.

Дорога до Воттавары (пожалуй, в одном из самых прямых ее участков).
Дорога до Воттавары (пожалуй, в одном из самых прямых ее участков).

Однако, как и предупреждали мужики, после развилки начались резкие подъемы. Несмотря на то, что нам настоятельно рекомендовалось в такую сырую погоду туда не соваться, мы все-таки решили попробовать свои силы. Первый подъем мы пролетели не останавливаясь, но уже через 100 - 200 метров встали перед второй горкой. Каждому подъему предшествовал консилиум, на котором обсуждалось, как лучше дальше передвигаться... Передышки обсуждений сменялись драйвом при проходе очередных препятствий... Да что тут рассказывать, это надо прочувствовать!

Остановка перед очередным подъемом
Остановка перед очередным подъемом
Промер горки водителями...
Промер горки водителями...
Ванич проходит горку
Ванич проходит горку
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-21
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-22
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-23
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-24
Первый раз прошел неудачно - пришлось сдавать задом и заходить со второй попытки.
Первый раз прошел неудачно - пришлось сдавать задом и заходить со второй попытки.

Несмотря на нерекомендованное отсутствие полного привода, мы все-таки доехали до конца дороги... (Ну, если быть совсем честными, то не до конца: дорога заканчивалась метрах в 100 - 300 от нашей стоянки. Дальше камни были совсем непотребные и лишний риск из-за 100 метров нам не улыбался).

Уже на подъеме мы поняли, что поездка того стоила. Дорога заканчивается не на самом верху горы, а на "предыдущей терасе". Для того, чтобы попасть на вершину, необходимо было пройти что-то около километра, но из-за позднего времени мы так и не предприняли эту вылазку.

В процессе подъема нам открывались все новые и новые виды на Карельскую возвышенность.

Первый просвет на равнину между деревьев...
Первый просвет на равнину между деревьев...
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-27
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-28
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-29
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-30
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-31
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-32
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-33
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-34

К слову, Воттовара - это действительно "шаманское" место. То тут, то там на "специфических" площадках мы наблюдали очаги... И еще одна карельская особенность - красные камни... Покрыты они то ли лишайником, то ли чем-то подобным, но выглядит забавно.

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-35

И, конечно, северные цветы...

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-36

Воттовара - это голые "мертвые" плато и огромное количество разбросанных по ним камней... Правильно говорят, Карельский Стоунхэндж.

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-37
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-38
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-39
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-40
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-41
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-42

Кульминация нашего подъема - три машины на "вершине мира" (конечно, местного масштаба).

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-43

Всю дорогу вниз я не могла отделаться от впечатления, что мы упустили что-то очень и очень важное на той самой вершине, куда не пошли... будет повод вернуться еще раз!

Быть может, если бы мы не знали всех тех легенд, которые связывают с этой горой, впечатление у нас было бы совершенно иным... Но от знаний не откажешься. Я не могу предугадать, что через неделю или две скажут мои спутники, но в моих мыслях эта гора заняла равное место рядом с Гирвасом, мысом Куркиниеми в северо-ладожских шхерах и т.п.

К вечеру мы решили вернуться на оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E), где еще пока катались в Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E), заметили неплохую стоянку. С дороги увидели просто подъезд к воде, а когда на него свернули, то нашли весьма удобный каркасик, который тут же обтянули собственным тентом.

На общем совете после столь жесткого дня (не сколько жесткого, сколько внедорожного), было решено устроить дневку.

Каркас из березы...
Каркас из березы...
 ... который мы тут же обтянули собственным тентом.
... который мы тут же обтянули собственным тентом.
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-46
Нижнее Музозеро во всей своей красе...
Нижнее Музозеро во всей своей красе...
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-48
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-49

Узнав, что больше никуда не надо двигаться, Димка тут же погреб на рыбалку...

Как только появилось место, где можно воткнуть палатку, Димка умотал на рыбалку...
Как только появилось место, где можно воткнуть палатку, Димка умотал на рыбалку...
 ... и через некоторое время у нас уже была свежая рыба!
... и через некоторое время у нас уже была свежая рыба!

Первым делом после установки лагеря мы естественно отправились осматривать окружающие достопримечательности...

Первая достопримечательность: самодельные лодки, видимо, принадлежавшие местным жителям... Лодки недавно покрашены и просмолены... и не привязаны!
Первая достопримечательность: самодельные лодки, видимо, принадлежавшие местным жителям... Лодки недавно покрашены и просмолены... и не привязаны!

Вторая достопримечательность - это мост через протоку, соединяющую оз. Среднее и Нижнее Музозеро.

Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-53
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-54

Как только мы пришли на мост с Полиной, она нашла способ по назначению использовать целый рулон туалетной бумаги (справедливости ради следует отметить, что мы были как раз в процессе допивания бутылки карельского бальзама)...

Плавающий рулон туалетной бумаги...
Плавающий рулон туалетной бумаги...
Накануне мы специально сворачивали с трассы для того, чтобы не встретить с утра какой-нибудь шальной лесовоз.-56

Но добро не пропало!

Следующая часть: https://dzen.ru/a/ZbJLWNBxeHqwJhMm

К содержанию: https://dzen.ru/a/ZaJ0rR0qSEdO45Gb