Найти тему

Овербукинг: туротрасль предлагает узаконить бизнес на обманутых пассажирах. И что делать сейчас, если в самолете не досталось места.

На днях советская пресса вышла с нерадостными заголовками: РСТ предложил законодательнорегулировать овербукин. РСТ - это кто вообще? И как они предлагают разруливать конфликты с испорченным отдыхом при овербукинге? Разбираемся вместе.

РСТ - досье

Для начала разберемся, что за три буквы РСТ и почему они настроены против пассажиров. РСТ - это Российский Союз Туриндустрии, объединяющий туроператоров, турагентов, гостиницы, транспортные и другие, помогающие им причесывать туристов, компании.

-2

Как заявлено на сайте РСТ основные задачи союза – создание в стране цивилизованного туристического рынка, повышение конкурентоспособности национального турпродукта и услуг в сфере туризма.

Переводим на понятный язык: лоббирование интересов бизнеса всеми доступными средствами.

Членами РСТ являются такие крупные игроки как Anex Tour, Coral Travel, TEZ TOUR, Альфа Банк, Ассоциация планетариев, Бобровая Долина, журнал За рулём и др.

Овербукинг. Что это?

По поводу такого явления как овербукинг мы уже писали ранее.

Если коротко:

По сути овербукинг представляет из себя продажу лишних билетов. Происходит это на основе статистики отказов от полета и по причине высокого спроса на билеты. В случае, когда человек готов заплатить за билет три цены, грех не высадить того, кто заплатил всего одну.

Также в статье мы разбирали, как овербукинг урегулирован в других странах. Там за отказ от билета авиакомпания платит щедрое вознаграждение. В США, например, компенсация за снятие с рейса легко может перевалить за 100 000 рублей. И вообще, аваикомпании принимают свои правила, ориентированные на клиентов (на самом деле они боятся падения в пропасть своих акций и коллективных исков). Например, авиакомпания — Delta Air установила стандартную компенсацию за овербукинг в 2 тыс. долларов, а максимальную планку - почти в миллион рублей.

В России немножко иначе. Вот реальная история борьбы за свои права:

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту. Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Тот же автор приводит еще одну причину овербукинга: при продаже билетов на полгода вперед авиакомпания не может (или не хочет) точно спрогнозировать, какой именно самолет (какая компоновка мест, сколько кресел) полетит в конкретную дату и время в нужную точку. Поэтому продают возможный "максимум".

Зачем менять что-то в бизнесе, если можно переложить риски и расходы на пассажиров?

Посмотрим, что предлагает отечественный бизнес в 2024 году.

Овербукинг. Что предложила индустрия гостеприимства

Оригинал информации на сайте РСТ. Суммируем самое основное.

1. Надо легализовать овербукинг. Основной тезис выглядит так: сейчас пассажиров просто выкидывают с рейса, а хорошо бы регламентировать этот процесс.

Впрочем РСТ указывает на иностранный опыт: компенсация от 400 до 800 евро (что правда) и гостиница на время ожидания.

2. На рейс в среднем не является от 10 до 15 пассажиров - хорошо бы заведомо продавать эти места, чтобы авиакомпании не теряли прибыль (люди забыли сказать, что большинство билетов невозвратные, то есть те, кто не пришли, уже заплатили летунам за билет и назад ничего не получат).

3. Общественники (Общероссийское объединение пассажиров) тоже не против. Легализуйте овербукинг, дайте пассажирам компенсации. Тем более, что пассажиры проигрывают половину судов (странный тезис, мы не понимаем, как можно поиграть такое дело). Овербукинг должен быть добровольным. Отдельное спасибо общественникам, за такую позицию. С таким подходом можно согласиться.

Что по гамбургскому счету?

Честно говоря, мы не верим в позицию РСТ, бизнеса, Минтранса и других лоббистов. Будет точно также, как с невозвратными билетами: обещали низкие цены, а по факту просто подняли планку, пассажиры ничего хорошего не заметили. А возврат возвратных тарифов иногда превращается в квест. Проще говоря, запуская дискуссию со справедливыми предложениями все это к концу процесса превращается исключительно в регулирование, выгодное бизнесу.

В 2016 году была попытка Минтранса России положить пассажиров на лопатки и сделать совершенно бесправными (перевозчиков хотели наделить правом в одностороннем порядке менять условия перевозок). Европейский уровень компенсаций (предложенный депутатами) российский бизнес в 2017 году наотрез не принял. В 2018 году Минтранс России предлагал снимать пассажиров с рейса по овербукингу с выплатой компенсации от 8 до 22 тысяч рублей (это тоже не понравилось бизнесу). Даже с учетом того, что убытки от того, что ты прилетишь невовремя (на свадьбу или похороны) зачастую вообще взыскать проблематично. Получишь по суду 1000 рублей компенсации морального вреда и 350 рублей расходы на такси и будь доволен.

Сейчас Минтранс России возглавляет Савельев Виталий Геннадьевич, человек, который более 10 лет возглавлял Аэрофлот. Выводы по приоритетам министерства можете делать сами. Напомним только, что в Воздушном Кодексе РФ прописана ответственность авиакомпании за задержку рейса - 25 рублей в час. Эта норма не менялась уже 25 лет.

Как идет борьба с овербукингом?

В 2017 году Роспотребнадзор оштрафовал АК "Победа" на 20 тыс. за продажу лишних билетов.

В июле 2019 г. Сургутская транспортная прокуратура рассмотрела жалобы двух пассажиров на овербукинг, направила материалы в Роспотребнадзор и тот оштрафовал авиаперевозчика на 30 тыс. рублей.

В 2020 году Роспотребнадзор оштрафовал Ютэйр, которая отказала двум пассажирам в посадке на рейс.

15 января 2024 Западно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что авиакомпания S7 оштрафована на 30 тыс. рублей за отказ в перевозке пассажирам в аэропорту Новосибирска из-за овербукинга.

Что делать, если "букинг овер"?

Взяли инструкцию у портала яндекс тревел.

Что делать при овербукинге

Зависит от того, какой авиакомпанией вы летите. В России и в Европе правила разные.

Поскольку в российских законах нет понятия «овербукинг», при требовании компенсаций стоит ссылаться на нормы о правах пассажиров при задержке или отмене рейса.

В Воздушном кодексе указано, что за задержку доставки пассажира авиакомпания выплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не больше половины стоимости проезда. Чтобы получить деньги, нужно обратиться в суд. В добровольном порядке авиакомпании почти не исполняют эти требования.

Но можно рассчитывать и на такие варианты.

· Можно отказаться от билета, при этом перевозчик должен будет вернуть деньги, даже если тариф был невозвратным. Об этом сказано в статье 108 Воздушного кодекса, а также в п. 226 Федеральных правил воздушной перевозки.

· Можно потребовать посадки на следующий ближайший рейс авиакомпании, который направляется в пункт вашего назначения. Пока вы ждёте свой рейс, вам должны предоставить питание и напитки (зависит от времени ожидания).

· Напишите претензию и потребуйте возместить убытки, которые возникли из-за того, что вас не пустили на рейс. Включите сюда стоимость забронированного жилья, оплаченных экскурсий, других купленных билетов в рамках поездки — одним словом, всего того, за что вы заплатили, но не смогли получить из-за пропуска перелёта. Чтобы получить возмещение, приложите документы, подтверждающие ваши действительные затраты.

Помимо конкретных убытков можно попросить компенсировать моральный вред, который вы понесли из-за причинённых неудобств. Определите его самостоятельно и также укажите в претензии. Размер компенсации морального вреда подтверждать не нужно. Претензию можно предъявить перевозчику в аэропорту вылета или прилёта либо направить по почте. Если подаёте лично, то составьте документ в двух экземплярах, на втором из них перевозчик должен поставить отметку о получении. Если вас не пустили на внутренний, а не на международный рейс, то претензию надо подать в течение шести месяцев с даты пропущенного не по вашей вине рейса. Это предписано статьями № 124 и 126 Воздушного кодекса.

Получите отметку на своей маршрутной квитанции или на посадочном талоне о том, что вас не посадили на рейс

Обязанности авиакомпании

Пока вы ждёте следующий рейс, по пункту 99 Федеральных авиационных правил авиакомпания должна:

· организовать хранение багажа;

· предоставить комнату матери и ребёнка пассажиру с ребёнком до семи лет;

· обеспечить прохладительными напитками при ожидании рейса более двух часов;

· обеспечить горячим питанием, если ожидание составит больше четырёх часов. При дальнейшей задержке питание предоставляют каждые шесть часов днём и восемь — ночью;

· разместить в гостинице, если ожидание рейса займёт больше восьми часов днём и шести часов — ночью. Помимо этого, авиакомпания обеспечивает доставку пассажиров от аэропорта до гостиницы и обратно.

Ставьте лайк и подписывайтесь. У нас много авторского контента, все статьи пишем сами и стараемся держать вас в курсе.