Сверхжадность
По сути овербукинг представляет из себя продажу лишних билетов. Происходит это на основе статистики отказов от полета и по причине высокого спроса на билеты. В случае, когда человек готов заплатить за билет три цены, грех не высадить того, кто заплатил всего одну. Кроме того, овербукинг во всем мире превращен буквально в машину по выдаиванию прибыли и позволяет не летать с пустыми креслами на популярных маршрутах. Овербукинг выгоден авиакомпаниям, если он сделан корректно, но даже топорные отечественные технологии делают его желанным для бизнеса, о чем нам говорят новости.
Только на днях суд в Новосибирской области дважды оштрафовал авиакомпанию «Сибирь» (S7 Airlines) за отказ пассажирам в осуществлении перевозок. На контроле прокуратуры еще около 30 случаев овербукинга. В 2017 году "Победу" наказывал за овербукинг Роспотребнадзор. Компания выплатила штраф 20 000 рублей, а UTair досталось от прокуратуры чуть сильнее - целых 30 000 штрафа.
Со мной однажды случился такой эпизод, Аэрофлот вежливо сообщил, что мест на рейс в Женеву нет и я могу полететь следующим. Поскольку меня встречали именно этим рейсом, а местность и язык совершенно не знакомы, задерживаться я не хотел и пришлось сочинять целую историю про сорванные переговоры по покупке 5% швейцарского концерна. Девушки на стойке с кем-то посовещались и место нашлось.
Уровень компенсаций в ЕС и США
В ЕС овербукинг подробно урегулирован. Если добровольцы не нашлись на рейсе, то авиакомпания сама выбирает жертву. В этих случаях она должна предложить отстраненному пассажиру возврат билета или альтернативный маршрут, а также предоставлять бесплатно достаточное количество еды и безалкогольных напитков во время ожидания, телефонных звонков и оплатить проживание, если это необходимо.
Кроме того, пассажиры имеют право на финансовую компенсацию в размере следующих сумм:
- 250 евро для рейсов ниже 1500 километров
- 400 евро за полеты между 1500 и 3500 километрами
- 600 евро для рейсов более 3500 километров
В США компенсация за срыв доставки пассажира в срок может достигать $1350. В 2016 году 12 крупнейших авиакомпаний США отказали в посадке из-за овербукинга 41 тыс. пассажиров.
Самый известный случай овербукинга
В 2017 году на рейсе из Чикаго такого человека не нашлось. Скандал на борту United Airlines разгорелся из-за того, что компания сама выбрала жертву, а сотрудники ФСИН перевозчика за ноги выволокли какого-то азиата из салона, разбив ему при этом лицо. Кстати добровольцам предлагали 800 долларов и ночь в музее отеле. Видео азиатского сопротивления попало на фейсбук и повлекло интересный эффект. Сначала запись собрала 14 млн просмотров, затем китайский фаерволл пропустил видео в страну и оно не понравилось еще полумиллиарду человек. Акции компании упали на 1 млрд долларов, а затем началась третья мировая United Airlines объявила, что будет выплачивать по $10 тысяч пассажирам, которые согласятся уступить свои места другим людям.
В России овербукинг вне закона, но процветает
Овербукинг в российском праве никак не пристроен, законодательство не знает такого слова и практика никак не урегулирована. Но примеров овербукинга много не только в СМИ, но и в соцсетях.
При этом тема более 10 лет ходит по этажам Минтранса.
Пять лет назад Министерство транспорта хотело составить перечень с категориями пассажиров, которых нельзя снимать с авиарейсов. Заодно с этим предполагалось легализовать овербукинг не в самом экономном варианте. Идею не поддержала отрасль, которых не устроил размер компенсации на уровне норм ЕС.
Отрасль (читай - "Аэрофлот", поскольку на него приходится 40% всех перевозок и именно он снимает пеночку с самых сладких сливок в виде всех видов субсидирования и поблажек для отрасли), всецело поддерживает легализацию овербукинга, притворяясь,что все это напарвлено на сдерживание роста тарифов. Именно под таким соусом пассажирам, депутатам и сенаторам продали и еще одну беду - невозвратные билеты. Стали ли перевозки от этого дешевле - никто уже не объяснит.
Впрочем, предложение отдельных депутатов ввести десятикратную денежную ответственность за овербукинг тоже было похоронено в недрах парламента в 2017 году.
Что делать
1. Приезжайте в аэропорт раньше
По наблюдениям заядлых путешественников лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы платиновых и золотых карт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже. Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Кстати, в указанном выше посте есть также рекомендации как заработать на овербукинге в ЕС и как все оформить по европейским правилам.
2. Ведите эффективные переговоры (запугивайте, истерите, угрожайте связями на самом верху)
Хотелось бы порекомендовать пару книг по этой теме, но я их не читал, хотя в любом книжном такой литературы достаточно. В последнем сезоне "Фарго", кстати, один мутный персонаж, беседуя с восьмилетним мальчиком, упоминает, что в совершенстве овладел всеми советам Карнеги и может уболтать любого.
Если коротко, Карнеги на 800-х страницах описал следующее: улыбайтесь, помните имя собеседника, проявляйте интерес к его темам, слушайте, искренне хвалите, не критикуйте и не спорьте. Если неправы — сразу признайте. Если честно, советы так себе, я никогда не видел таких рассерженных потребителей.
3. Ешьте, пейте, веселитесь
Вот перечень положенных гарантий при задержке вылета на территории России (они содержится в Федеральных авиационных правилах № 82):
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании более двух часов;
- обеспечение горячим питанием, если ждать приходится более четырех часов; далее – каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании более восьми часов в дневное время и более шести часов – в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
А вот и мое любимое место в этой статье, ради него она и написана.
Перевозчик обязан выплатить штраф в размере 25 рублей за каждый час просрочки
Это и есть ответ на вопрос заголовка о том, почему авиакомпании кидают своих пассажиров. Так что можете требовать свои полтора евро и потом рассказывать эту историю друзьям в ЕС.
4. Собирайте доказательства
Сохраняйте чеки, посадочные талоны, билеты, требуйте документ об овербукинге (справку, отметку на билетах, что перелет не состоялся по причине - нет мест). Кроме того, собирайте все документы, которые как-то связаны с ситуацией (оплата гостиницы, такси, валидола).
5. Если перевозка уже не нужна - требуйте вернуть цену билета
Перевозчик обязан возместить пассажиру провозную плату. Такая гарантия предусмотрена п. 2 ст. 107 Воздушного кодекса РФ.
6. Если есть расходы - требуйте и их
Пассажир вправе требовать от перевозчика полного возмещения всех убытков (п. 1 ст. 793 ГК РФ, ст. 15 ГК РФ).
7. Судитесь и жалуйтесь
Как было указано в статье, проверку по фактам овербукинга проводит транспортная прокуратура и Роспотребнадзор.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при разрешении подобного рода споров судьи принимают сторону потребителя и привлекают перевозчика к ответственности. Вы сможете взыскать с авиаперевозчика убытки в размере стоимости авиабилета, дополнительные расходы если они были, 25 рублей за час ожидания, штраф в 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда.
Только не забудьте прочитать пост "Что ждёт потребителя, проигравшего свой иск. Тревожные новости из Верховного Суда" и "Сколько реально стоит Ваш юрист"?
Другие мои статьи и посты с наибольшим рейтингом:
#путешествия #аэрофлот #полезные советы #законы #финансы #экономия #кино #психология #экономика #маркетинг