В декабре 1764 года в самый мороз в Санкт-Петербурге появился знаменитый авантюрист и сердцеед Джакомо Казанова. Еще были свежи воспоминания о государственном перевороте, убийстве императора Петра III , и многие в Европе говорили о нелегитимности правления Екатерины. В общем, смутное время! Возможно, знаменитый путешественник скрываясь от итальянского правосудия, планировал с пользой для себя пересидеть какое-то время в Северной Венеции.
Первых впечатлений было море! Однажды у него чуть не отвалилось ухо от мороза ...
«Когда я возвращался в санях в Петербург, один русский заметил, что я собираюсь лишиться уха. Он тут же растер меня горстью снега, пока вся хрящевая часть, которую я вот-вот должен был потерять, не оживилась этим холодным растиранием. Что меня удивило и до сих пор кажется мне невероятным, так это то, что иногда потерянная часть возвращается. Принц Карл Курляндский уверял меня, что однажды в Сибири он потерял нос, который за лето снова вырос».
Освоившись, Джакомо планировал воспользоваться хаосом, царящим в России, и предложил русской императрице устроить "государственную лотерею", наподобие той, что помогла заработать ему и французскому королю фантастическую сумму 2 миллиона франков во Франции. Однако, придворные советники отговорили Екатерину от проведения этой аферы, так как это могло вызвать полное обнищание народа и новый бунт. Отказала Екатерина II ему и в должности "министра экономики и финансов". Да и как женщина отказала тоже. На фоне ее красавцев фаворитов Казанова не показался ей привлекательным.
Не смог очаровать он и Екатерину Дашкову, которая потрясла его своей образованностью, после чего он напишет, что в России женщины умнее мужчин и правят в доме и в государстве...
Чтобы хоть как-то взбодрить себя после неудач, Великий соблазнитель купил за 100 рублей крепостную 13-летнюю девушку Заиру невероятной красоты. Однако "рабыня" оказалась с крайне вспыльчивым характером и устраивала ему ежедневные скандалы с битьем дорогой посуды. В связи с чем, Казанове приходилось ее постоянно бить.
«Таков уж характер русских женщин. В России прибегать к кулакам — совершенная необходимость. Слуга, любовница и женщина не понимают ничего, кроме кнута. Слуга, который душой еще более раб, чем своим телом, рассуждает так: „Мой хозяин не отослал меня, а только побил — значит, он меня любит, значит, и я должен его любить“
В итоге Казанова бежал из Петербурга в Москву, где оказался совсем в другой России и где ему понравилось больше. В Москве он почувствовал себя знаменитостью и каждый московский аристократ мечтал увидеть его у себя на обеде.
«Кто не видел Москвы, тот не видел России, поскольку жителей Петербурга нельзя назвать истинно русскими. Настоящий русский в Петербурге как чужеземец. Москвичи, в особенности богатые, жалеют тех, кто покинул отечество, а для них покинуть отечество — это покинуть Москву. Они с завистью глядят на Петербург и называют его гибелью России».
На этом приключения итальянца не закончились.
Потом будет Польша, где его чуть не убил ревнивый муж одной из местных красоток, а потом – Галичина (Украина). О чем он общался с местными аристократами и воеводами история умалчивает. Покупать здесь местных девушек он не стал, сообщив в своих мемуарах: «А в общем, женщины в тех краях некрасивые».
Узнавайте Италию вместе с Державинским институтом!