Найти тему

Проповедь под навечерие Богоявления (2003.01.17). Протоиерей Димитрий Смирнов

Поздравляю всех вас с навечерием Богоявления!

Вот этот праздник, который грядёт (собственно, мы в него уже вступаем, все песнопения, которые относятся к этому празднику, они уже совершаются во всех храмах), он очень древний. Он непосредственно связан и Рождеством Христовым, поэтому Рождество и Богоявление – это на самом деле один праздник, это такая гора с двумя вершинами, потому что мы празднуем именно явление Бога в мир. Праздник Крещения особенно любим в силу того, что в нём содержатся обычаи. Его празднуют, там очень много таких понятных даже детям вещей. Ну а большинство взрослых имеют сознание детское, особенно в религиозном плане, поэтому этот праздник всегда доставляет нам особенную радость, связанную с тем, что освящается всех вод естество. С этим связано очень много вот таких обычаев. Особенно у нас на Руси, где всякая такая молодецкая удаль была в цене всегда, поэтому купаться в проруби, обливаться бесконечно холодной водой, всё кропить – это всегда вызывало, вызывает и будет вызывать определённый восторг в душе, что способствует ещё большей радости не только духовной, но и душевной в этот день. Это праздник для всех – и людей церковных, и нецерковных. Даже очень часто бывает, это тоже очень интересное явление, что люди, совершенно по-христиански не верующие, тоже становятся в очередь, берут воду, веруют в её целебную силу, получают исцеление от воды и так далее. В этом являет Господь Свою милость. Он, собственно, для этого и пришёл. Мне так кажется, может я ошибаюсь, что в празднике Богоявления наибольшим образом в том, как Церковь его совершает, выражена любовь Божия к человеку в его таком богословском смысле, потому что Христос, будучи Агнцем Божиим, не нуждавшимся в очищении, чистый Агнец Божий, входит в Иордан-реку, чтобы принять Крещение Иоанново, которое служило для очищения от грехов. Как многие древние святые отцы богословствовали по этому поводу, что Он в Крещении берёт на Себя грехи мира, грехи людские, омытые вот в этой воде. В этом символе как раз и является подвиг Его такого снисхождения к нам, грешным, Его смирение, Его уничижение, по-гречески «кеносис». Это действительно так, что в этот день особенно как-то заметно. Церковь как бы для всех раздаёт воду освящённую, которая становится великой агиасмой, великой святыней, раздаёт её для всех. Если для того, чтобы принять святое крещение, требуется минимальная подготовка, исповедь, сознание своих грехов, желание стать христианином, если для Причащения требуется подготовка постом, также очищение своего сердца покаянием, чтение молитвенного правила, может быть, несение епитимьи какой-то, то для того, чтобы вкусить воды и получить благодатную помощь, для этого ничего не нужно, кроме веры в то, что человек действительно это получит. Степень этой веры тоже может быть очень разная, от очень сильной веры до еле заметной. Сам факт, что человек отличает эту воду от просто воды – это уже факт веры. Химически это абсолютно водопроводная хлорированная вода, ну это в нашем случае. Хорошо, если где кто на каком-то источнике, хуже, если на какой-то реке, потому что они все отравлены. Тем не менее, несмотря на все свои химические ненужные компоненты, святость воды от этого не уменьшается никак. То, что человек прибегает к этой воде, это уже отличает его от животного. Конечно, это замечательное свидетельство самого человека о себе. И всё это по милости Божией, всё это через Церковь, всё это именно из-за того, что Сам пришёл Христос и Своим Пречистым Телом вошёл вот в эту обыкновенную, очень узенькую и такую мутноватую речку. Всех вод естество освящается, а мы, люди, на 75 процентов состоим из воды. Вообще, её присутствие в мире – это действительно такой символ жизни, потому что без воды никакой жизни быть не может. Жизнь зародилась по слову Божию, она зародилась в воде. Это очень наглядно понятно всем. Просто, к сожалению, у большинства людей такое детское сознание, не развитое религиозным. В этом нет часто его вины какой-то, в этой неразвитости, просто сейчас такие условия жизни. Они не позволяют идти за этим дальше, для того чтобы осмыслить всю глубину вот этого чудного таинства, которое совершается Богом через понятную нам природу. Человек, в силу утраты своей духовности, перестаёт это видеть, а вот здесь есть такие понятные вещи. Ну что может быть понятнее, чем вода? Это понятно всем – и насекомому, и самым большим животным, и человеку. То, что это есть дар Божий.

Вообще, в каких-то языческих религиях омовению в воде всегда придавалось очень большое значение, потому что человек устроен мистически, он чувствует эту таинственную силу, которая присутствует в воде. С одной стороны, простое вещество, состоящее всего из двух элементов, очень простых по своей молекулярной структуре, в то же время она имеет такие живительные свойства, благодаря которым и мы действуем. Это ещё наполняется благодатной силой Божией, которая вливает в нас дополнительную силу, дающую нам возможность побеждать грех.

Естественно, в каждый праздник наше сердце приобретает радость. Но вся эта праздничная суета всегда неизбежно сопровождается конфликтами, недоумениями, спорами, потому что, естественно, мы люди грешные и когда что-то дают, особенно бесплатно, возникает какой-то ажиотаж, совершенно не христианский. Это понятно. И мы-то плохие христиане, а тот народ, который придёт, у него вообще никакого систематического верования нет. Если мы склонны забывать о своём призвании, то что говорить о людях, которые специально об этом не думают или думают слишком импульсивно, пунктирно и не до конца. Покой нашей душе может дать осмысление того, что Господь это видит, Господь это знает, Господь снисходительно на это смотрит, понимая всю неразумность Его чад.

Завтра будет много народу, это особенные дни. Слава Богу, опять тоже милость Божия, что нет крещенского мороза. Это нам сильно облегчает дело. И, конечно, это милость Божия. Я уж и не надеялся, что так произойдёт, слава Богу, опять тепло на Крещение. Это происходит уже много лет, как бы Господь отменил обычный порядок вещей, потому что существуют крещенские морозы, все это знают с молодых ногтей. Вот уже много лет нет этих крещенских морозов. Господь даёт возможность и стару и младу в этот день прийти и не замёрзнуть, в очереди постоять без какого-то вреда для себя, снисходя к нашей полной немощи и духовной, и душевной, и даже телесной. Будем стараться радоваться, но не так, чтобы эта радость душевная истребила бы в нас всё духовное, чтобы сохранять память о том, чем вообще этот праздник вызван.

А вызван он совершенно недоступным нашему уму смирением Господа Бога. В этом акте явления Своего людям есть начало шествия Его на Голгофу. Он вот в этот день объявил всем, кто хотел это понять, что Он есть Сын Божий. Это был первый Его открытый шаг к Своей крестной смерти. Как всякий такой праздник, связанный с Господом, обязательно он находится под сенью Креста Господня. Каждый христианин, который носит на себе крест осмысленно, он должен сохранять в себе память об этом, тогда наш естественный восторг не даст нам возможность перейти некоторые очень важные рамки. Спаси всех, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/