Найти тему

Легенда концептуализма: «Один и три стула» Джозефа Кошута

Оглавление

В предыдущей статье я писала о картине «Вероломство образов», на которой под изображенной трубкой красуется надпись «Это не трубка». Эту работу Рене Магритта относят к сюрреализму.

Но в процессе написания статьи у меня из головы не выходила другая работа, которая кажется мне очень родственной не только по сути, но и форме. Но относят это произведение уже к концептуализму!

В этой статье речь пойдет о работе Джозефа Кошута «Один и три стула» (1965).

Для начала пара слов об авторе

Американец Джозеф Кошут — монументально важный для концептуального искусства художник, один из пионеров и эталонный представитель. Он известен своими инсталляциями, представляя которые он создавал среду для всесторонних рассуждений.

-2

«Один и три стула»

«Один и три стула» (1965) — одна из самых известных работ Кошута, хотя она была создана ещё во времена его студенчества.

Произведение состоит из трёх элементов: стула физического, фотографии стула и определения из словаря того, что же такое «стул». Важно, что на фото изображён именно выставленный рядом стул. При этом, по замыслу автора, стул и его фотография должны меняться с каждой новой экспозицией. Неизменными же остаются два элемента: копия словарной статьи «стул» и схема с инструкциями установки работы. Оба элемента являются частью концепта и подписаны художником.

-3

Художник задается вопросом: что из этого на самом деле стул? И мы не можем прийти к однозначному выводу на этот счет.

Мы вроде бы договорились стул называть стулом. Но можем ли мы быть уверены, что мы одинаково думаем и представляем одинаково то, о чем говорим? Скорее всего каждый видит свой стул, разные стулья. Но всё это стул. Как же тогда мы можем коммуницировать, если каждый представляет что-то своё? Каждый раз мы скорее всего говорим о разных вещах? Получается, язык нас подводит?

Работа проблематизирует отношения между объектными, визуальными и вербальными обозначениями. Знали бы мы, что такое стул, если бы не определение? Тогда оно — главное? Но разве не только материальный стул является стулом на самом деле? Подходя к вопросу с разных сторон, мы можем отвечать на вопрос — что же здесь является стулом? — по-разному, и это подчеркнуто в противоречивом названии — «Один и три стула».

Что было сначала — сам стул, его название или его образ? Курица или яйцо?)

-4

Интересно, что в своей работе Кошут рассуждает и о том, как разняться концепции и воплощения инсталляций или перформансов разных художников. Часто задумка автора не соответствует тому, что в итоге видит зритель.

В этой работе Кошут объединил концепцию с реализацией. И то, что в другом произведении могло стать проблемой (не везде есть правильные элементы для повторения произведения, условно — одинаковые стулья) — тут наоборот работает на концепцию (в работе каждый раз используются разные стулья, но так и должно быть — ведь мы представляем их по-разному).

«Один и три стула» демонстрирует, как произведение искусства может воплощать идею, которая остается неизменной, несмотря на изменения в элементах произведения.

-5

И немножко про концептуализм

Главное в искусстве этого направления — это идея, а главный вопрос концептуализма — «Что такое искусство?». Рассуждая об этом художники-концептуалисты пришли к тому, что материальная форма не имеет значения, главное — высказывание. Любой процесс или предмет может стать объектом искусства, если они наделены смыслом.

По мнению Кошута, «быть художником сегодня» — «означает задавать вопросы о природе искусства». Художники-концептуалисты обращались не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению. Их искусство не развлекает, а размышляет о себе, о мире, о человеке.

-6