Или хотя бы с полки пирожок. Только для начала необходимо самим этот пирожок испечь, чтобы он там лежал.
Или я заблуждаюсь?
Многие из нас (как родителей, так и педагогов) знают, как это сложно, утомительно и хлопотно учить стихи с детьми, сколько нервных клеток в процессе этой работы лопаются и растекаются горючими слезами - как у ребенка, так и у того, кто ему помогает.
Конечно, разучивание стихотворений - с самого детства вещь неизбежная (садик, школа, праздники, концерты, конкурсы и т.п.). И многие дети ведь понимают: не нравится, а надо! Не выучишь - можно двойку получить. Или дедушка Мороз подарок не даст. Да мало ли…
Но это пока мы говорим об "обычных" детях, которые живут обычной жизнью и посещают те же садики, школы и различные мероприятия.
А как же быть другим деткам?
Например, таким, которые приезжают к нам в спецучреждение для детей с ОВЗ. Эти ребята в большинстве своем имеют серьезное отставание в умственном развитии, различные психические нарушения. Некоторые - вообще не разговаривают словами, а только кричат или плачут. Конечно, о каких стихотворениях может идти речь? Это ведь даже с точки зрения здравого смысла - невозможный ход!
Ха! Серьезно?
И снова! И снова я возвращаюсь к заезженной мною же теме о поиске возможных выходов из невозможного положения. Да, кто со мной уже знаком, знают, как у нас на работе начальники любят создавать невозможные положения для своих сотрудников (медиков, психологов, педагогов).
Итак, новая "указявка" сверху
Буквально недавно спустился к нам в учреждение приказ из министерства: провести с нашими особенными воспитанниками важное серьезное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда.
Бесспорно, я поддерживаю такие инициативы. Хоть мы и не жители Санкт-Петербурга (совсем далеко), я понимаю, что о таких страницах нашей истории нужно рассказывать всем: и большим, и маленьким, и здоровым, и не очень здоровым.
Только, в зависимости от контингента, надо думать, в какую форму лучше облачить данное тематическое мероприятие.
Например, пару лет назад...
В том январе в нашем стационаре лежала ну очень специфическая смена ребят. Почти все дети - с грубым отставанием в развитии, либо с тяжелыми психическими нарушениями, либо очень маленькие по возрасту (не старше 4 лет).
И как прикажете рассказывать о Ленинграде хоть тем, кто с трудом что-то воспринимает, хоть "гороху", который ввиду малого возраста не осилит эту тяжелую тему?
Но тогда мы выкрутились, решив завязать само мероприятие вокруг темы хлеба.
Замы (или заведующие, не помню кто точно) заказали у дружественной пекарни темные ржаные буханочки, посыпанные стертыми в порошок отрубями - для того, чтобы ребята видели, что тот (блокадный) хлеб внешне вовсе не был похож на наш привычный современный, который из обычной муки, а не из лебеды.
Потом мы с коллегой распечатали на цветном принтере "хлебные карточки" по образцу со старой фотографии из интернета.
А следующим утром, после подъема, воспитатели раздали эти карточки детям и их мамам.
А уже в 11 утра (как раз в запланированное время мероприятия) - детей собрали у ширмы, декорированной серой тканью под палатку. За окошком ширмы стояла одна из учительниц нашего отдела, в фуфайке и фартуке. Ребята с помощью мам и воспитателей протягивали ей хлебные карточки, а взамен получали кусочки темного хлеба.
И, кстати, что удивительно!
И дети, и мамы, привыкшие всё время привередничать насчет столовской еды, вдруг так прониклись этой акцией, что брали "блокадный хлебушек" аккуратно, бережно делили кусочек и ели с бОльшим удовольствием, чем пироги на полдниках!
А еще тогда мамы очень тепло отзывались не только о вкусном хлебе, но и о самом мероприятии. И благодарили сотрудников за эту теплую и душевную акцию.
В этом году
- Какой еще хлеб? Вы в своем уме? - вскрикнула ЗамЗама своей подчиненной (заведующей нашим отделением, которая нам и передала этот вскрик).
Не надо нам подобных "отмазок", и хлеб никто покупать не будет! А нужен будет… конкурс чтецов! С тематическими стихотворениями. Вот!
Эээ… мммм… Если собрать из всех стационаров (вместе с дневным) от силы найдется человек 7 хоть как-то "говорящих"...
- Из них: 1 девочка, которая умеет и читать, и думать, но... совсем-совсем не может выступать перед публикой, сразу визжит плачет и закрывает лицо (хоть и учит очень крепко).
- А другой ребенок - хороший воспитанный мальчик, который, в принципе, в состоянии и учить, и рассказывать, и петь и плясать, но у него в недавнем прошлом были "эпи-эпизоды", поэтому мы все стараемся этого мальчишку лишний раз не напрягать.
- В общем, на заметку берем 2 мальчишек-братьев (8 и 14 лет) и 2 девчонок-подружек С. и Т. с легонькой УО из "безмамной" группы стационара и… девочку Людочку из прошлой публикации.
Но почему именно стихи?
Стали мы с двумя коллегами искать на просторах инета эти стихотворения. Да, очень много есть такого материала! Есть стихотворения: потрясающие, душераздирающие, трагичные и даже страшные по содержанию!
Но как? Как такое смогут выучить дети, которые, в силу ментальных нарушений даже "Уронили Мишку на пол" будут неделю учить, а в итоге - забудут?
Да, стихотворения просто невероятные, бьющие в самое сердце, но… так сложно выбрать хотя бы несколько подходящих под наших детей. Либо слишком длинные, либо со сложным ритмом, либо много специфических незнакомых детям слов (трёхтонка, брезент, катакомбы, Мессершмитт)… Едва кто запомнит даже сами слова, не то что сложенные из них стихотворения.
А находили и такие стихи, которые вроде бы и читались как по маслу, но… нельзя! Нельзя! Нельзя детям с такой психикой читать, как подробно описывались в них все ужасы (в том числе о детях).
Отобрали кое-как менее жестокие и с менее сложным ритмом. Распределили по выбранным деткам… Только вот… когда учить? И КТО будет с ними учить?
Ну, понятно, с Людой - будет учить мама (она и не отказывается), со стационарными девчонками - дежурные воспитатели (по многолетней традиции). Мальчишки - тоже бы могли с мамой поучить, ведь мама лежит с их младшей сестренкой в соседнем отделении…
Но не всё так просто!
На следующий день в наш кабинет пришла воспитатель и сказала, что одна из девочек - ничего учить не будет, т.к. утром звонила ее мама и сказала: "Моя дочь приехала сюда отдыхать от школы, а не зубрёжкой опять заниматься!" Видимо, дочка пожаловалась…
Да и со второй девочкой - никто ничего не учил (хотя, до этого, лет 10 как воспитатели стационара всегда учили с детьми стихи, но это были другие воспитатели).
С ней начала учить стихотворение наша дефектолог. Ну как учить… 40 минут зубрили четверостишие, повторяли, повторяли… Забыли! Да и когда кому учить, если у педагогов отдела - у всех весь день занятия с остальными детьми?! После рабочего дня? Хо-хоооо!
- Ладно, пусть читает с листочка! - вздыхает сценарист, но… с листочком выходит еще хуже: "Ме-чит! Мееечты! Ме-чи-тавшие! Мечтавшие о! О хлееее-бе!"
С Людой - тоже не так радужно вышло. Ибо мамочка на репетиции стояла у нее над душой и каждую строчку "суфлировала" ей в ухо. Хотя... неплохо получалось!
А мальчишки?
Они-то всё выучили! С мамой! А мама - так вообще супер-хитрость провернула. Узнав от сыновей, что сразу две девчонки "пролетели", забрала у воспитателей тексты эти стихотворений, одно из них выучила со своей младшей дочкой (менее сложное), а второе… о, она пожелала сама его рассказать! Вот так!
И на мероприятии рассказала его наизусть, да так выразительно, что даже ЗАВы и ЗАМы замерли на стульях, открыв рты!
А что потом?
А потом сама эта мама подошла к нам и поблагодарила за возможность выступить. Но вскользь сказала:
- Вот только не понимаю, зачем тяжелым деткам и малышам такие конкурсы? Лучше бы просто познавательное мероприятие сделали, только для старших ребят и родителей.
Эх, милая добрая мамочка… Ваши бы слова да начальству в уши!
Только как раз такие мамочки - редко с начальством общаются. Они вообще ничего не выбивают с ноги и не жалуются, ибо таким активным и заинтересованным мамочкам все специалисты и сами рады сделать что-то хорошее. И даже дополнительно, вне программы.
Всем желаю доброго мира и светлой любви!