Найти тему

Родитель особенного ребенка, сломавший стереотипы

Оглавление

Хотя, возможно, и не общие стереотипы, а просто отдельные уверенные мнения многих родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.

А таких родителей мы с коллегами наблюдаем великое множество у себя на работе - в социальном учреждении для детей с ОВЗ.

И, почему-то (мы-то знаем, почему, но говорить об этом вслух - чревато), особенно часто и ярко это мнение исходит из уст родителей ребят именно с тяжелыми психическими нарушениями, а не какими-то иными.

Что за мнение?

Так... Ну, допустим, приезжает к нам в стационар на трехнедельный комплексный (медики, психологи, педагоги) курс какой-нибудь условный мальчик Жорик лет пяти.

Ребенок - тяжелый, не говорит, на свое имя - не откликается, обращенную речь - не понимает и, соответственно, простые просьбы не выполняет, самые элементарные навыки самообслуживания - не сформированы.

Вот типичный образ представителя большинства воспитанников нашего учреждения.

Самое обидное, что, несмотря на старания специалистов (всех, не только педагогов), даже если эти ребята за курс делают хоть малюсенькие "подвижечки" вперед, то чаще всего эти достижения потом дома не закрепляются. А через полгода, на следующий курс - ребятенок приезжает опять "нулячий", а то и с отрицательной (!) динамикой.

Но это - полбеды

А целая беда в том, на КОГО в этом случае возлагают вину некоторые родители. Ну, конечно же, на нас, специалистов (без разницы, кто это: логопед, массажист, воспитательница или физиотерапевт). Вывод один: специалисты - плохо работали с моим ребенком. Не научили, не излечили, не поправили, на место не поставили. На котлеты таких горе-специалистов!

Оправдания "котлет" - не принимаются!

Нет, еще раз повторяю, я говорю не за всех родителей! Но и "стрелопереводчиков" в нашей среде, к сожалению, очень много, и все ПРАВА - в их руках. Ну а, по логике, там, где права, там же есть и ОБЯЗАННОСТИ, да?

Как бы не так! И знаете, почему?

Потому, что не родитель, а специалист обязан (снова по списку: научить, излечить, поправить, на место поставить), потому что он - "на это учился", он - профессионал, а значит, поработав с изначально тяжелым и практически необучаемым ребенком, обязан вернуть его маме полноценным, умным и развитым человеком.

А если нет?

Как нет? А я тогда пожалуюсь в администрацию. В департамент. В министерство. В суд! Да я до столицы дойду и еще повыше! Пусть вами с ног до головы проверки займутся, и ваших специалистов-неучей в шею погонят!

А МАМА - она "на это не училась", и значит не обязана заниматься дома с ребенком сама (хоть это ЕЁ ребенок). Ведь для этого она и обратилась к специалистам, чтобы те "профессионально" выполняли эту задачу.

Но! Смена в учреждении - всего 3 недели, а заниматься с ребенком нужно и год, и два, и пять, и восемь...

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Почему восемь?

Да, заострила я внимание на числе "8"! Потому что приехала недавно к нам в учреждение девочка Люда, которая начала ездить к нам на реабилитацию ровно 8 лет назад (отлично это помню, ведь в 2016 году я отвечала за рукописный журнал приема детей). И как раз Люда с мамой Леной 8 лет назад тоже попали в первую календарную смену, сразу после зимних выходных.

Маленькая Люська

Люська - это ее так мама называла (да и до сих пор называет, любя). Это был ребенок с очень тяжелыми психическими нарушениями. Как тот Жорик из примера (речи - нет, понимания - нет, поведение - ну совсем "караул"). Кричала, кусалась, извивалась, дралась, маму систематически лбом по носу ударяла. Маленькая была, а сильная-сильная!

А мама Лена - ходила с дочкой на все занятия (не в роли "контролера педагогов", а исключительно в роли партнера), держала ее, выполняла инструкции специалистов Люськиными руками и ногами, хотела ли этого сама Люська или нет. Через крики, слезы и мамины вечные синяки и дребезжание барабанных перепонок.

И, помнится, когда они уезжали домой после курса, сама мама(!) выпрашивала у педагогов домашние задания и клятвенно обещала их ежедневно выполнять.

Ну а педагоги, радуясь такому неожиданному и сравнительно редкому "повороту" - от души и подробно расписывали для нее каждый пунктик в любом виде деятельности.

Конечно, мало кто верил, что мама Лена не устанет и не опустит руки, а Люська - хоть чуть-чуть продвинется вперед. Да и перед глазами всегда мелькали кучи примеров, когда за 5 и более лет - ребята, приезжающие к нам, из курса в курс почти не менялись.

Сегодняшняя Людмила

Статная, крупная девица 14-ти лет, с пышными волосами и в красивом вязаном свитере (мама Лена вязала). Такую леди Люськой назвать уже язык не повернется, однозначно - Людмила!

  • Читает - по слогам, но осмысленно, считает - в пределах 100, пишет - медленно, крупными неровными буквами... Но ведь и читает, и считает, и пишет!
  • А еще - шарфы вяжет, мультяшные картинки крестиком вышивает (клянусь, сама видела).
  • Разговаривает - как обычный, средний такой человек. Да, может быть, долго подбирает слова, и лексикон совсем простой, но зато в нем есть такие слова как "здравствуйте", "спасибо" или "извините". И произносятся они в нужное время и в нужном месте.
  • Учится Люда в маленькой школе (единственной в их поселке). Ну и пусть, что только в 6-м классе и оценки "между 3 и 4", но ведь учится и старается! И получается не хуже, чем у одноклассников!

Как?

Все, кто знал "раннюю" Люську, удивляются, спрашивают, по каким таким центрам, больницам, а то и бабкам мама Лена ребенка возила.

Нет. Никуда не возила. Даже к нам они уж года 4 как не ездили (времени не находили, мама же еще и работает санитаркой в поселковой амбулатории).

Но зато мама Лена рассказывала в подробностях, как они занимались!

Сначала - со слезами и драками... по 5, по 6, по 10, по 15 минут, постепенно увеличивая время. Рассказывала, как она ежедневно повторяла с Людой одну и ту же работу, "пиликая" её изо дня в день и потихоньку добавляя новые действия. Всё как наш дефектолог ей расписал.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И, тоже по совету специалистов, мама Лена разбивала каждое задание (любое) на маленькие этапы.

Например, задание - помыть посуду

Нет, нельзя так просто взять и "помыть посуду". С Людой - надо выполнять действия по очереди:

  • сначала учились правильно брать губку в руку
  • потом отдельно учились брать тарелку другой рукой
  • потом - вместе оба действия отрабатывались
  • тренировались сначала на пластиковой (небьющейся) тарелке и без воды
  • потом учились тереть губкой тарелку (со всех сторон, мазками, кругами, как при мытье)
  • со временем стали "вводить" воду и моющее средство...

Да что там! Даже первую команду "взять губку" мама делила на этапы: разжать кулачок, дотянуться до губки, потрогать, зажать, поднять, "пожмакать"...

В общем, мамина колоссальная работа - видна во всём! Путь мама Лена не сможет вырастить из Люды великого ученого, но все знания и умения, что имеет сама - она точно сможет передать своей дочке!

И наша Людмила - живой пример того, что педагоги, умоляющие родителей отрабатывать навыки дома - не лентяи, которые не желают работать сами, а добрые люди, которые тоже хотят, чтобы каждый их воспитанник адаптировался к нашей непростой жизни.

Вот как-то так...

А Вам, дорогие читатели, успехов в любом начинании.

Буду раза Вашим визитам и новым подпискам.