В чем же тайна 118-го псалма? Оказывается, это текст «держится» на двух жестких принципах.
- Зашифрованный алфавит
Псалом содержит акростих, то есть начальные буквы псалма образуют фразу. В данном случае эта фраза — еврейский алфавит. Первые восемь стихов псалма начинаются на букву «алеф» (א), следующие 8 — на букву «бет» (ב), и так до последней буквы, «тав» (ת). В еврейском алфавите 22 буквы, в итоге мы получаем 176 стихов. Эти объясняется необыкновенная длина 118-го псалма.
Матушка Феодосия (Косоротихина) говорила: «Всё получится, всё будет хорошо, всё наладится! Надо лишь немного потерпеть. Господь благоволит…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов матушки, https://t.me/molitvaikona/10065 .
Каждый стих 118-го псалма содержит один из терминов, обозначающих слово Божие: «закон», «откровение», «пути», «повеления», «уставы», «заповеди», «суды», «слово» (именно поэтому кажется, что в псалме повторяется одна и та же мысль). Опять же, этих терминов 8!
2. 118 псалом — это гимн слову Божию, и автор использует все возможные средства, чтобы показать: слово Божие — это совершенство и полнота, ни в чем не знающая недостатка.
Безусловно, самым крупным элементом богослужения Церкви являются Псалмы Давида. О них святитель Иоанн Златоуст сказал: «Если мы бодрствуем в церкви, то первым, последним и центральным является Давид. Если рано утром нам нужны песни и гимны, то первым, последним и центральным снова будет Давид. Если мы заняты погребальные торжества усопших, или если девы сидят дома и прядут, то Давид первый, последний и центральный. О удивительное чудо! Многие, мало сделавшие успехов в литературе, знают Псалтырь наизусть. И не только в городах и церквях, которыми славится Давид, на деревенском базаре, в пустыне и в необитаемой земле он возбуждает славу Божию. В монастырях, среди этих святых хоров ангельских воинств, Давид есть первый, последний и центральный. монастыри девственниц, где общины подражающих Марии, в пустынях, где есть люди, распятые для мира, живущие своей жизнью на небесах с Богом, Давид — первый, последний и центральный, все остальные люди ночью побеждены во сне. Только Давид действует и, собирая служителей Божиих в серафические отряды, он превращает землю в небо и превращает людей в ангелов».
Функция псалмов в духовной жизни православного христианина хорошо сформулирована св. Василием Великим: «Когда Дух Святой увидел, что род человеческий лишь с трудом направляется к добродетели, и что по склонности нашей к удовольствиям, мы пренебрегали праведной жизнью, что Он сделал?
Наслаждение мелодией Он смешал с учениями, чтобы по приятности и мягкости слышимого звука мы могли получать, не замечая этого, пользу слов, подобно тому, как мудрые врачи которые, подавая привередливым, довольно горьким снадобьям, часто мажут чашу медом, поэтому Он придумал для нас эти гармоничные мелодии псалмов, чтобы дети по возрасту или даже молодые по характеру могли по видимости поют, а на самом деле тренируются душой, ибо никогда ни один из многих равнодушных людей не уходил легко, держа в уме либо апостольское, либо пророческое послание, но они поют слова псалмов, даже дома и они разбрасывают их на рыночной площади, и если, быть может, кто-нибудь сильно разгневается, когда он начнет успокаиваться псалмом, он уходит с гневом своей души, тотчас же убаюканной мелодией». (Проповедь X, 1; На I псалом.)
В наше время такой немощной христианской жизни, увы, эти слова святых отцов во многом утратили свою силу. Где, даже среди православных христиан, еще читают и поют Псалтирь? И все же это центральная часть церковного Типикона, стандарта, по которому мы должны измерять наше собственное христианское богослужение, центральную часть нормальной христианской жизни, к которой мы должны постоянно стремиться. Блаженный архиепископ Иоанн Максимович, стремясь пробудить свою паству к более сознательному участию в церковной жизни, в своем еженедельном епархиальном вестнике (Шанхай, 24 ноября 1941 г., № 503) опубликовал следующее обращение:
Может быть, случится так, что ты умрешь, так и не прочитав ни разу в жизни полностью Псалтирь Давида.
Ты умрешь, и только тогда добрые люди прочитают над твоим бездыханным телом эту святую Псалтирь, на которую ты не успел даже , открыться, пока ты жил на земле! Только тогда, при погребении твоем, пропоют над тобою дивно-поучительные, сладко-мудрые, но, увы, совершенно неизвестные тебе слова Давида: Блаженны непорочные на пути, которые ходите в законе Господнем... Блаженны исследующие откровения Его, соблюдающие откровения Его и ищущие Его всем своим сердцем. Слышите ли вы: Блаженны исследующие свидетельства Его, ищущие откровений Господних "А ты не успел даже подумать о них! Что почувствует тогда твоя бедная душа, твоя душа, для которой каждое слово псалмопевца, повторяемое чтецом или певцом над твоим гробом, будет звучать как строгий упрек, которого ты никогда не читал" эту священную книгу?... Откройте сейчас, пока не поздно, эту чудесную книгу Царя-Пророка. Откройте его и прочитайте со вниманием хотя бы этот 118-й псалом, и вы невольно почувствуете, что сердце ваше становится смиренным, мягким, что в словах Давида есть слова заслуги Божией, и вы будете повторять невольно, много раз, воздыхая сердцем, стих этого Псалма: Я заблудился, как овца заблудшая; взыщи раба Твоего, Господи!"
Псалтирь, конечно, можно читать в любое время, но хорошо бы здесь дать указание на Церковный Типикон о чтении и пении Псалмов в церкви, особенно теперь, когда мало осталось мест, где читалась бы Псалтирь. все в церкви, кроме нескольких псалмов на воскресной утрене. Возможно, открытие вдохновляющего идеала Церкви в этом отношении побудит некоторых верующих даже восстановить в своей молитвенной жизни некоторый порядок, который должен преобладать в святых церквях Божиих!