Сегодня дети рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они ежедневно видят, что родители оплачивают покупки, слышат разговоры взрослых о деньгах и дома, и по телевизору, и на улице, и в интернете. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. В этой связи важно, чтобы родители смогли воспитать разумное отношение к финансам и личному бюджету.
Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и начинать учиться этому искусству стоит с юных лет. Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять к ним интерес. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример — базовые способы научить ребенка экономии и рачительности.
Российский детский психолог Ирина Пеньковская придерживается похожей позиции. Она утверждает, что экономическое воспитание — это просто необходимость в современном мире, в первую очередь чтобы ребенок знал цену деньгам и понимал, зачем, почему и откуда они появляются. Ребенок не должен думать, что дед Мороз, Русалочка, зубная Фея и так далее что-то купили, принесли, подарили. Сказочный момент, конечно, может быть, но экономическое воспитание ребенка — это важно.
Современные психологи в унисон утверждают, что детям нужны карманные деньги, но родители должны хорошо понимать, для чего и почему. При этом важно учитывать возраст ребенка и понимать, что он усваивает любые правила постепенно и только в том случае, если эти идеи разделяют его родители. Здоровый пример со стороны взрослых не будет требовать специальных
«воспитательных» мер в отношении ребенка.
Когда можно давать ребенку деньги?
Деньги – это очень щепетильный вопрос для каждой семьи, но если говорить о деньгах с ребенком можно начинать с самого юного возраста, то давать карманные деньги стоит только в тот момент, когда ребенок может самостоятельно их потратить.
Дошкольника необходимо проконтролировать. Например, дать 100-200 руб., чтобы он самостоятельно рассчитался на кассе под присмотром взрослого. В этом возрасте важно разговаривать больше с ребенком о деньгах – нежели давать их физически. Можно показать, где работают родители, чтобы заработать на покупки, объяснить, что деньги – это ограниченный ресурс, а желания всех членов семьи очень широки. В процессе стоит спросить ребенка, что он думает, понаблюдать за ним. Задача этого этапа — дать ребенку реальный опыт и сформировать причинно-следственные связи в отношении денег.
Школьнику, можно давать деньги, чтобы он понимал – у него есть карманные деньги, например на неделю. И вот, придя в столовую, например, или домой после школы, он может потратить их.
Стоит ли давать детям деньги за заслуги – за уборку или пятерку?
Психологи сходятся во мнении, что можно поощрять ребёнка деньгами можно, но, как правило, это не совсем верно. Поэтому деньги детям давать стоит, но не за то, что он получил пятерки или помог по дому. Поощрить можно другим образом, например совместным походом в кино, или в парк аттракционов. Дети не должны учиться за деньги. Во время учебы должна быть жаждать знаний, а не жажда денег.
И именно в игровой форме лучше всего начинать экономическое воспитание ребенка. У него должно быть детство, и не надо заставлять его зарабатывать деньги помытой посудой или выученными уроками.
Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но именно они (а точнее — неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.
Памятка для родителей
- Желание иметь собственные деньги неразрывным образом связана со взрослением ребенка и стремлением его к самостоятельности.
- Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.
- Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете. Это поможет ребенку понять цену деньгам.
- Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок.
- Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено.
- Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в кино, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить и постарайтесь не выходить за поставленные рамки.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.