Найти в Дзене

Первые московские княгини. Надменная литовка при дворе

«У меня была дочь и над ней я не имел никакой власти; были женихи, которые много просили её руки, но я не мог выдать её, за кого хотел», - жаловался литовский князь Витовт Кейстутович. Его единственной дочери суждено было стать московской княгиней... Софья Витовтовна - (1371 — 15 июня[2] 1453) —жена князя московского Василия I – сына Дмитрия Донского. Она родилась и выросла предположительно в Троках (ныне Вильнюсский уезд Литвы) и в возрасте 15 лет была помолвлена с московским княжичем Василием. Помолвка длилась 5 лет. И вот осенью 1390 года за девушкой было отправлено боярское посольство. Семья Витовта в то время жила в Пруссии, в городе Марбин (Мариенбург) под покровительством Ордена. Свадьба Литовский князь отпускал свое единственное дитя в Москву с наказом всячески продвигать и оберегать отцовские интересы. Хитрый и дальновидный Витовт намеревался руками дочери направлять московскую политику в нужное русло. Софью встретили в Москве «с честью великой», и 9 января 1391 года молодых о
Оглавление

«У меня была дочь и над ней я не имел никакой власти; были женихи, которые много просили её руки, но я не мог выдать её, за кого хотел», - жаловался литовский князь Витовт Кейстутович. Его единственной дочери суждено было стать московской княгиней...

Софья Витовтовна - (1371 — 15 июня[2] 1453) —жена князя московского Василия I – сына Дмитрия Донского. Она родилась и выросла предположительно в Троках (ныне Вильнюсский уезд Литвы) и в возрасте 15 лет была помолвлена с московским княжичем Василием. Помолвка длилась 5 лет. И вот осенью 1390 года за девушкой было отправлено боярское посольство. Семья Витовта в то время жила в Пруссии, в городе Марбин (Мариенбург) под покровительством Ордена.

Троккайский замок
Троккайский замок

Свадьба

Литовский князь отпускал свое единственное дитя в Москву с наказом всячески продвигать и оберегать отцовские интересы. Хитрый и дальновидный Витовт намеревался руками дочери направлять московскую политику в нужное русло.

Софью встретили в Москве «с честью великой», и 9 января 1391 года молодых обвенчал митрополит Киприан. По преданию в качестве родительского благословения Софья привезла в Москву икону Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо».

В Тверской летописи записано:

"В год 6898 (1390).... В ту же зиму женился князь великий Василий, взяв добрую дочь Витовта, Софию; добрый нрав имела от отца, была не блудный мед".

Благодаря этому браку и, возможно, в значительной мере под влиянием Софьи между Витовтом и Василием Московским завязались дружественные отношения. Василий и Софья неоднократно ездили гостить к нему в Литву. Известно, что они ездили в Смоленск «на повиданье» к Витовту в 1393 году. Весной 1396 года, за две недели до Пасхи, Василий Дмитриевич снова прибыл к тестю в Смоленск вместе с митрополитом Киприаном, был встречен Витовтом очень радушно и праздновал там Пасху. Осенью того же года сам Витовт после рязанского похода навестил зятя в Коломне и пробыл там несколько дней. В 1398 или 1399 году к родителям в Смоленск ездила с детьми Софья, пробыла там две недели и уехала, получив богатые подарки, среди которых особенно выделялись иконы «чудны зело обложены златом и сребром» и часть страстей Спасовых.

Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна (шитье на саккосе митрополита Фотия)
Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна (шитье на саккосе митрополита Фотия)

А вот самой Софье с матерью мужа найти общий язык не удалось. Напрасно Евдокия надеялась обрести в лице невестки еще одну дочь. Воспитанной в европейских традициях, умеющей не только искусно вышивать, но также рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, молодой княгине было скучно в кремлевском тереме. Избалованная, надменная, категоричная и в мыслях, и в делах, она сразу противопоставила себя свекрови. Но авторитет Евдокии как матери был настолько высок, и так сильна была к ней народная любовь, что до конца ее дней Софье приходилось мириться с ролью «второго плана».

Брак Василия и Софьи был крепким и продлился 35 лет. До наших дней дошли портреты Софьи и её мужа Василия Дмитриевича, вышитые шёлком, золотом и жемчугом на саккосе митрополита Фотия. Софья изображена здесь во весь рост, в роскошном княжеском наряде. Около княжеской пары — русские надписи, тогда как около всех других изображений — греческие.

Василий I и Софья Витовтовна (реконструкция с саккоса Фотия)
Василий I и Софья Витовтовна (реконструкция с саккоса Фотия)

Историк В. В. Назаревский описывает Софью так: «На великой княгине Софье род сарафана из серебряной парчи, с красными клетками в золотых рамах; сарафан украшен золотым ожерельем, с таким же передником и поясом. Сверх сарафана шубка, или длинный плащ, золотой, с серебряными кругами и синими и красными крестами. На княгине венец почти такой же формы, как на её супруге.

Софья Витовтовна родила Василию девятерых детей: 5 мальчиков (выжил только один - Василий) и 4 девочки (одна из них, Анна, стала женой византийского императора Иоанна VIII Палеолога).

27 февраля 1425 года Софья стала вдовой. По завещанию супруга она получила обширные и богатые волости — некоторые «в опришнину», но большую часть в пожизненное владение. Они давали княгине значительный доход, на который она могла покупать новые села и деревни, которыми распоряжалась уже по собственной воле.

Страдания Софьи перед рождением Василия
Страдания Софьи перед рождением Василия

Сохранились три духовные грамоты Василия о передаче земель жене. В первой, от 1406 года, Софья получила долю из коломенских волостей, из московских сёл, старинные волости, которыми всегда владели великие княгини и которые должны были перейти к ней по смерти мужа, а впоследствии их должно было передать будущей невестке. «В опришнину» отдавались только два села — Богородицкое и Олексинское. По второй духовной грамоте, от 1423 года, волости были несколько изменены, доля княгини увеличена, «в опришнину» отданы другие села — Гжеля и Селицинское. Третья духовная, от 1424 года, повторяет предыдущую без существенных изменений. В конце её сказано:

«A приказываю сына своего князя Василия и свою княгиню и свои дети своему брату и тестю великому князю Витовту, как ми рекл на Бозе да на нем... и своей братье молодшей».

Регентство

После смерти мужа в малолетство сына Василия II Софья стала управлять княжеством по завещанию супруга. Официально регентами также являлись её отец литовский князь Витовт и князья Андрей и Петр Дмитриевичи.

Как только Василий Димитриевич умер, Софья созвала бояр и сановников и убедила их крепко стоять за её сына Василия, а затем попросила защиты и покровительства у отца. 15 августа 1427 года Витовт писал великому магистру Ордена, что к нему приехала дочь, великая княгиня московская, которая с сыном и великим княжеством своим, с землями и людьми подалась в его опеку и оберегание. Таким образом, Софья официально отдала Великое княжество Московское под покровительство своего отца литовского князя Витовта, вследствие чего его верховенство признали Тверское, Рязанское и Пронское княжества. Всё это было необходимо для того, чтобы противостоять претендовавшему на великокняжеский престол брату Василия Дмитриевича звенигородскому князю Юрию.

Читайте также: Золотой пояс Дмитрия Донского: правда или нет

Став опекуном малолетнего Василия II, Витовт оказывал существенное влияние на Московское и другие княжества Северо-Восточной Руси. Но после смерти отца в 1430 году Софья предпочла вести самостоятельную политику.

Софья активно участвовала в борьбе против удельных князей, пытавшихся оспорить власть у её сына. Смерть Витовта дала больший простор для князя Юрия Дмитриевича. В 1431 г. он тягался в Орде с Василием из-за великокняжеского престола. Однако Софья снова смогла привлечь на сторону сына московских бояр, которые и сами хорошо понимали выгоды своего положения при княжении Василия. Когда в 1433 году Юрий Дмитриевич занял Москву, Софья вынуждена была бежать вместе с сыном и невесткой к Твери, а затем в Кострому. Довольно скоро Юрий поссорился со своими сыновьями, да и бояре стали перебегать к Василию, и Юрий предпочёл за лучшее помириться с племянником, признав его старшинство: Софья Витовтовна вернулась в Москву.Однако уже в следующем году Юрий Димитриевич и его сыновья с большим войском вновь взяли Москву. Великая княгиня Софья была взята в плен и отослана ими в Звенигород. Но вскоре Юрий умер, Василий снова утвердился на великом княжении, и Софья вновь возвратилась в Москву.

Монашество

В старости Софья ушла в Вознесенский монастырь под именем Евфросиния (в схиме Синклитикия), в котором она строила храм Вознесения, начатый ещё женой Дмитрия Донского княгиней Евдокией. Храм этот Софья достроить не успела — удалось довести стены и своды только по кольцо, самый верх сведён не был. В этом монастыре она была похоронена. С 1929 года её останки находятся в Архангельском соборе Москвы.

После её смерти остались богатые волости. В Москве у неё был двор за городом на Ваганькове. В её завещании перечислены 52 села, которыми, за исключением шести, она распорядилось по своей воле: раздала их Василию, невестке Марии, внукам Ивану, Юрию, Андрею и Борису, и княгине Евфросинии. Больше всех был награждён любимый внук Юрий. Часть сёл было отказано Архангельскому собору.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Подписывайтесь на наш канал здесь.

📩НАШ TELEGRAM

Читайте также: