Мне всегда интересны истории о династиях художников. Нравится сравнивать творчество, находить что-то общее, замечать индивидуальное.
Сегодня разговор об одной такой династии. О семье итальянских художников Джентилески. Об отце и дочери - Орацио и Артемизии.
Два итальянских художника эпохи барокко, оставившие значительный след в истории искусства. Во времена их жизни, конечно, именно отец, Орацио Джентилески, считался лучшим и талантливейшим художником той поры.
Артемизия не могла похвастаться подобной славой. Она же женщина, а женщина, по мнению многих, не могла быть достойной художницей.
Хотя, надо признать, и её творчество заслужило определенной заслуги. Недаром Артемизия Джентилески стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, первой художественной Академии Европы.
Но время все расставило на свои места. Для современного человека имя Артемизии, в большинстве случаев, известно лучше, чем имя его отца. Конечно, может быть в этом сыграли большую роль некоторые пикантные факты из её биографии. Но сейчас я не хочу о них говорить. Своей задачей в этой статье я ставлю сравнение художественного творчества отца и дочери на примере некоторых их работ.
Орацио Джентилески родился в 1563 году в Тоскане, в семье флорентийского ювелира. Живописи учился у брата и дяди, которые были художниками. В 1580 году, в возрасте 17 лет, уезжает в Рим и присоединяется к группе художников вокруг Караваджо.
Одной из самых ранних работ Орацио Джентилески считается картина "Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Франциском". датируется она примерно 1600 годом.
Конечно, я понимаю, эту картину нельзя считать первой картиной художника. Скажем так - она относится к его раннему творчеству. И я условно её считаю "отправной точкой" для дальнейшего повествования.
Артемизия Джентилески родилась в 1593 году в Риме. В семье Джентилески было еще три сына. И дети с ранних лет изучали живопись в мастерской отца, постигая не только теоретические основы, но и постоянно помогая ему в работе.
Поэтому одну из первых работ Артемизии "Юдифь и её служанка с головой Олоферна", написанную примерно между 1607 и 610 , нельзя считать её собственной работой. Она, несомненно, писалась совместно с отцом.
А вот её первая известная работа "Сусанна и старцы" написана в 1610 году.
В это время девушке всего лишь 17 лет. Даже пусть некоторые исследователи утверждают, что Артемизия родилась в 1590 году, все равно для двадцатилетней художницы это несомненный шедевр.
В 1612 году Орацио Джентилески писал Кристине Лотарингской, великой герцогине Тосканской, хваля работы своей дочери:
"Я нахожусь с дочерью женского пола и тремя другими сыновьями, и эта дочь, по воле Божией, обучившись профессии живописца, за три года стала настолько искусной, что, смею сказать, ей нет равных сегодня".
Артемизия жила в Риме и, скорее всего работала в мастерской отца, до 1612 года.
Если сравнить работы отца и дочери этого периода, то видно, что художники на своих картинах изображают похожие сюжеты.
Вот, например, их две картины " Мадонна с младенцем".
Сравнивая раннюю работу Артемизии с работой её отца, еще видна неопытность молодой художницы.
Работа Орацио более зрелая. И в ней он проявляет себя отличным мастером в изображении тканей. Как же реалистично прописана каждая складочка на одежде Мадонны. Глядя на картину, можно даже ощутить её фактуру.
У Артемизии еще нет этого мастерства. Но у неё прекрасное изображение людей.
Когда два художника работают вместе, порой, спустя столетия, трудно определить кому же принадлежит та или иная работа.
Так произошло с картиной "Клеопатра".
Часть исследователей считает, что это работа Орацио Джентилески, другие приписывают её Артемизии.
Но что интересно, что примерно в это же время Артемизия Джентилески написала другую картину.
Та же модель, абсолютна та же поза. Лишь добавлена еще одна фигура.
Орацио Джентилески тоже написал свою "Данаю". Только значительно позже.
И это уже совсем другая Даная, не похожая на Данаю Артемизии.
В это время Артемизия уже жила вдали от отца. В 1613 году она переехала во Флоренцию и работала уже отдельно от отца.
Хотя темы их картин часто перекликались, но они уже были совсем непохожими. Каждый из них дальше пошел своим путем.
Орацио Джентилески умер в 1639 году в возрасте 75 лет в Лондоне. Последний год своей жизни он прожил с Артемизией, которая тоже приехала в Лондон, приглашенная королем Карлом I.
Последней картиной Орацио Джентилески, которую мне удалось найти, была картина "Голова женщины", написанная за два года до смерти.
Артемизия пережила отца на четырнадцать лет и умерла в 1653году в Неаполе.
В её жизни еще было много картин, которые прославили её. Но интересно, что одной из последних картин Артемизии Джентилески стала картина "Сусанна и старцы", написанная примерно в 15650 году.
Круг замкнулся.