Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Джентилески. Отец и дочь

Мне всегда интересны истории о династиях художников. Нравится сравнивать творчество, находить что-то общее, замечать индивидуальное.

Сегодня разговор об одной такой династии. О семье итальянских художников Джентилески. Об отце и дочери - Орацио и Артемизии.

Антонис ван Дейк. Орацио Джентилески, ок. 1635 /Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины, ок. 1615
Антонис ван Дейк. Орацио Джентилески, ок. 1635 /Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины, ок. 1615

Два итальянских художника эпохи барокко, оставившие значительный след в истории искусства. Во времена их жизни, конечно, именно отец, Орацио Джентилески, считался лучшим и талантливейшим художником той поры.

Артемизия не могла похвастаться подобной славой. Она же женщина, а женщина, по мнению многих, не могла быть достойной художницей.

Хотя, надо признать, и её творчество заслужило определенной заслуги. Недаром Артемизия Джентилески стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, первой художественной Академии Европы.

Но время все расставило на свои места. Для современного человека имя Артемизии, в большинстве случаев, известно лучше, чем имя его отца. Конечно, может быть в этом сыграли большую роль некоторые пикантные факты из её биографии. Но сейчас я не хочу о них говорить. Своей задачей в этой статье я ставлю сравнение художественного творчества отца и дочери на примере некоторых их работ.

Орацио Джентилески родился в 1563 году в Тоскане, в семье флорентийского ювелира. Живописи учился у брата и дяди, которые были художниками. В 1580 году, в возрасте 17 лет, уезжает в Рим и присоединяется к группе художников вокруг Караваджо.

Одной из самых ранних работ Орацио Джентилески считается картина "Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Франциском". датируется она примерно 1600 годом.

Орацио Джентилески. Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Франциском, ок. 1600
Орацио Джентилески. Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Франциском, ок. 1600

Конечно, я понимаю, эту картину нельзя считать первой картиной художника. Скажем так - она относится к его раннему творчеству. И я условно её считаю "отправной точкой" для дальнейшего повествования.

Артемизия Джентилески родилась в 1593 году в Риме. В семье Джентилески было еще три сына. И дети с ранних лет изучали живопись в мастерской отца, постигая не только теоретические основы, но и постоянно помогая ему в работе.

Поэтому одну из первых работ Артемизии "Юдифь и её служанка с головой Олоферна", написанную примерно между 1607 и 610 , нельзя считать её собственной работой. Она, несомненно, писалась совместно с отцом.

Артемизия Джентилески. Юдифь и её служанка  с головой Олоферна, 1607-1610
Артемизия Джентилески. Юдифь и её служанка с головой Олоферна, 1607-1610

А вот её первая известная работа "Сусанна и старцы" написана в 1610 году.

Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы, 1610
Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы, 1610

В это время девушке всего лишь 17 лет. Даже пусть некоторые исследователи утверждают, что Артемизия родилась в 1590 году, все равно для двадцатилетней художницы это несомненный шедевр.

В 1612 году Орацио Джентилески писал Кристине Лотарингской, великой герцогине Тосканской, хваля работы своей дочери:

"Я нахожусь с дочерью женского пола и тремя другими сыновьями, и эта дочь, по воле Божией, обучившись профессии живописца, за три года стала настолько искусной, что, смею сказать, ей нет равных сегодня".

Артемизия жила в Риме и, скорее всего работала в мастерской отца, до 1612 года.

Если сравнить работы отца и дочери этого периода, то видно, что художники на своих картинах изображают похожие сюжеты.

Вот, например, их две картины " Мадонна с младенцем".

Орацио Джентилески. Мадонна с младенцем, 1609
Орацио Джентилески. Мадонна с младенцем, 1609
Артемизия Джентилески. Мадонна с младенцем, 1609 - 1610
Артемизия Джентилески. Мадонна с младенцем, 1609 - 1610

Сравнивая раннюю работу Артемизии с работой её отца, еще видна неопытность молодой художницы.

Работа Орацио более зрелая. И в ней он проявляет себя отличным мастером в изображении тканей. Как же реалистично прописана каждая складочка на одежде Мадонны. Глядя на картину, можно даже ощутить её фактуру.

У Артемизии еще нет этого мастерства. Но у неё прекрасное изображение людей.

Когда два художника работают вместе, порой, спустя столетия, трудно определить кому же принадлежит та или иная работа.

Так произошло с картиной "Клеопатра".

Клеопатра, ок. 1612
Клеопатра, ок. 1612

Часть исследователей считает, что это работа Орацио Джентилески, другие приписывают её Артемизии.

Но что интересно, что примерно в это же время Артемизия Джентилески написала другую картину.

Артемизия Джентилески. Даная, 1613
Артемизия Джентилески. Даная, 1613

Та же модель, абсолютна та же поза. Лишь добавлена еще одна фигура.

Орацио Джентилески тоже написал свою "Данаю". Только значительно позже.

Орацио Джентилески. Даная, 1623
Орацио Джентилески. Даная, 1623

И это уже совсем другая Даная, не похожая на Данаю Артемизии.

В это время Артемизия уже жила вдали от отца. В 1613 году она переехала во Флоренцию и работала уже отдельно от отца.

Хотя темы их картин часто перекликались, но они уже были совсем непохожими. Каждый из них дальше пошел своим путем.

Артемизия Джентилески. Святая Цецилия, ок. 1620
Артемизия Джентилески. Святая Цецилия, ок. 1620
Орацио Джентилески. Святая Цецилия с ангелом, ок. 1618
Орацио Джентилески. Святая Цецилия с ангелом, ок. 1618
Орацио Джентилески. Юдифь и ее служанка с головой Олоферна, 1624
Орацио Джентилески. Юдифь и ее служанка с головой Олоферна, 1624
 Артемизия Джентилески. Юдифь и ее служанка с головой Олоферна, ок. 1612
Артемизия Джентилески. Юдифь и ее служанка с головой Олоферна, ок. 1612
Орацио Джентилески. Кающаяся Магдалина, 1622
Орацио Джентилески. Кающаяся Магдалина, 1622
 Артемизия Джентилески.  Магдалина, ок. 1622
Артемизия Джентилески. Магдалина, ок. 1622

Орацио Джентилески умер в 1639 году в возрасте 75 лет в Лондоне. Последний год своей жизни он прожил с Артемизией, которая тоже приехала в Лондон, приглашенная королем Карлом I.

Последней картиной Орацио Джентилески, которую мне удалось найти, была картина "Голова женщины", написанная за два года до смерти.

Орацио Джентилески. Голова женщины, 1636
Орацио Джентилески. Голова женщины, 1636

Артемизия пережила отца на четырнадцать лет и умерла в 1653году в Неаполе.

В её жизни еще было много картин, которые прославили её. Но интересно, что одной из последних картин Артемизии Джентилески стала картина "Сусанна и старцы", написанная примерно в 15650 году.

Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы, 1650
Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы, 1650

Круг замкнулся.