Найти в Дзене

Про книги: 🕮 Ю.В.Никулин "Почти серьезно"

"...зрители иногда идут в цирк на программу с моим участием не для того, чтобы посмотреть клоуна Никулина, а для того, чтобы увидеть артиста кино..."

Интересно, что для меня Юрий Никулин всегда был в первую очередь клоуном, хотя он действительно глубокий, замечательный актер. Самым любимым клоуном.

В детстве я обожала цирк, и мне повезло, я застала Никулина. Однажды на представлении он даже пожал мне руку - сколько было счастья!

Читая книгу, поняла, что права! Несмотря на большую любовь к кино, сам Юрий Владимирович считал себя в первую очередь клоуном, хотя кинематограф занимал немалое место в его жизни.

"Я люблю свою профессию. У меня никогда не возникало сомнения: искусство ли цирк или не искусство?
Публика любит посмеяться. Я твердо верю в то, что смех укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Минута смеха - на день больше живет человек. <...>Не случайно древняя восточная пословица гласит: "Один клоун, приезжающий в город, дает людям больше здоровья, чем сто ишаков, нагруженных лекарствами"" (Из книги Ю.В. Никулина "Почти серьезно").

Двенадцать глав, хронологических и тематических. Детство, война, учеба, работа в цирке, съемки в кино. Много историй о коллегах и друзьях. Много смешного: анекдоты, заметки из тетрадки в клеточку, которую Никулин вел все годы, рассказы из жизни.

Юрий Никулин в роли Лопатина в кинофильме Алексея Германа "Двадцать дней без войны"
Юрий Никулин в роли Лопатина в кинофильме Алексея Германа "Двадцать дней без войны"

"Первая роль - Горошек. С большим куском картона, на котором нарисовали зеленый горошек, я участвовал в сценке "Огород". Нас, десятерых мальчиков, поставили в ряд на сцене, и каждый по очереди, сделав шаг вперед, должен был произнести несколько стихотворных строчек об овоще, который он изображал. <...>Последним в строю - возможно, из-за маленького роста - поставили меня. Все ребята быстро прочли стихи. Настала моя очередь. Я делаю шаг вперед и от волнения вместо стихов произношу: - А вот и репка!
После этого я помолчал и встал на свое место. Зал засмеялся <...>. Посрамленный, я ушел со сцены. За кулисами учительница, посмотрев на меня строго, сказала: - А ты, Никулин, у нас, оказывается, комик!" (Из книги Ю.В. Никулина "Почти серьезно").

На этом моменте я смеялась до слез, представив себе "А вот и репка"! Юрий Никулин учился тогда в первом классе.

Некоторые главы написаны очень в стиле советской журналистики (мой отец долгое время проработал в различных газетах, в конце жизни тоже писал воспоминания, и по манере изложения мне постоянно вспоминались его очерки), - как оказалось, работать над книгой Юрию Владимировичу помогал его друг, журналист Владимир Шахиджанян. Почему-то мне кажется, что если бы Никулин писал сам, текст был бы живее. На одном дыхании прочла только последние разделы о кино.

"При первой же встрече, внимательно оглядев меня со всех сторон, Леонид Гайдай сказал: - В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам.
Кто-то из помощников Леонида Гайдая рассказывал потом: - Когда вас увидел Гайдай, он сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно".

В общем, мне было интересно. Интересно узнавать нюансы цирковой жизни, о которой я почти не имела представление. Интересно взглянуть глазами Юрия Владимировича на многих известных актеров. Интересно читать о его военной юности, потому что только Никулин, наверное, может так просто, казалось бы, и от этого еще более щемяще говорить о том времени.

Пока читала "Почти серьезно", по случаю прикупила еще одну мемуарную книгу: "За спинами наших картин" Люка Дарденна, одного из моих любимейших режиссеров кино братьев Дарденн. Приступаю к чтению, надеюсь потом с вами поделиться!