Найти тему
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Кем были гладиаторы Древнего Рима?

Оглавление

Гладиаторские игры организовывались элитой по всей Римской империи, чтобы отвлечь население от реальности повседневной жизни, а грозные бойцы Колизея варьировались от скромных борцов с животными до эгоистичных императоров.

Гладиаторы
Гладиаторы

Кем были гладиаторы Древнего Рима?

Большинство гладиаторов были куплены на невольничьих рынках, их выбирали за их силу, выносливость и привлекательный внешний вид. Хотя гладиаторы происходили из самых низших слоев общества, они были породой, отличной от "обычных" рабов или военнопленных, будучи хорошо обученными бойцами, чья единственная роль в жизни заключалась в том, чтобы сражаться, а иногда и убивать для развлечения римской публики.

Однако не все гладиаторы были рабами или осужденными. Некоторым из них не повезло (или они были по уши в долгах), а некоторые, как император Коммод, просто делали это ради "развлечения" (подробнее читайте ниже).

Каковы бы ни были причины их появления на арене, римская публика обожала гладиаторов за их храбрость и дух. Их изображения часто появлялись в мозаиках, настенных росписях, на стеклянной и керамической посуде.

Часть Злитенской мозаики из Ливии (Лептис Магна), около II века нашей эры. На нее изображен (слева направо) траекс , сражающийся с мурмиллом, гопломах, стоящий с другим мурмиллом (который сигнализирует о своем поражении рефери)
Часть Злитенской мозаики из Ливии (Лептис Магна), около II века нашей эры. На нее изображен (слева направо) траекс , сражающийся с мурмиллом, гопломах, стоящий с другим мурмиллом (который сигнализирует о своем поражении рефери)

Какова была жизнь гладиатора?

До открытия городов Везувия в 18 веке практически все, что мы знали о гладиаторах, было получено из упоминаний в древних текстах, из случайных находок каменных скульптур и надписей, а также из впечатляющих сооружений амфитеатров, разбросанных по всей Римской империи.

Гладиаторы были в самом низу римского общества. Так и оставалось, как бы их ни чествовал народ. Прежде всего, римляне ценили «virtus», что означало, в первую очередь, храбрые действия, подобающие солдатам. В манере своего боя и, прежде всего, в своем спокойном и мужественном принятии смерти даже гладиатор, презираемый раб, мог это продемонстрировать.

Гладиаторы были разделены на категории – каждая из которых была вооружена и одета в характерной манере – а затем сражались друг с другом в парах, призванных продемонстрировать различные формы боя.

Какие типы римских гладиаторов существовали?

Когда римляне ходили на гладиаторские игры, они не просто видели один и тот же бой насмерть снова и снова. Они увидели бы хорошо срежиссированную последовательность действий десятков разных воинов – конечно, все еще сражающихся насмерть снова и снова.

У каждого типа гладиаторов было свое оружие, доспехи и внешний вид, и им приходилось сражаться с разными бойцами. Таким образом, человек с небольшими доспехами был уязвим, но быстр, в то время как те, кто в полном нагруднике, быстро уставали.

Среди первых гладиаторов были военнопленные – опытные воины, сохранившие свои названия, такие как фракийцы (например, Спартак), самниты и галлы. Но большинству дали название специально для арены. Это мог быть ретиарий , сражающийся трезубцем и сетью, обычно против секутора , вооруженного мечом, щитом и гладким шлемом.

Разновидность гладиаторов
Разновидность гладиаторов

У гопломаха было копье и кинжал, а бестиарим сражались с дикими зверями. Эквиты сражались на лошади, а если на колеснице, то были эсседариями. Пожалуй, самым странным типом гладиаторами были андабаты, которые сражались в шлемах без отверстий для глаз.

Принимали ли римские императоры участие в гладиаторских играх?

Как правило, нет – соревноваться было бы ниже достоинства императора. Но это не остановило Коммода и Нерона…

Кровавые гладиаторские игры и яростные гонки на колесницах были развлечением для масс и великолепной возможностью для императора покрасоваться. Но два особенно невменяемых и садистских императора решили приблизиться к действию. Во 2 веке Коммод, возомнивший себя реинкарнацией Геракла, вызвал бесчисленные скандалы, сражаясь в постановочных поединках, обычно против перепуганных людей из толпы или раненых солдат. Неудивительно, что он ни разу не проиграл. Он также сражался с дикими животными – при условии, что они были в клетке, и он стоял на возвышении, вооружившись луком.

Тем временем Нерон был поклонником гонок на колесницах. Он даже изменил дату Олимпийских игр в 67 году нашей эры, чтобы позволить себе принять участие, не так уж и тонко жульничая всю дорогу. Он использовал десять лошадей вместо стандартных четырех и был объявлен победителем, хотя и упал с колесницы на первом же повороте.

Хоакин Феникс в роли римского императора Коммода в фильме «Гладиатор».
Хоакин Феникс в роли римского императора Коммода в фильме «Гладиатор».

Гладиаторы обычно сражались насмерть?

Изображение ряда гладиаторов, стоящих перед своим императором и произносящих страшные слова: «Идущие на смерть приветствуют тебя», является мощным, но крайне вводящим в заблуждение.

Хотя осужденный преступник не мог рассчитывать на долгую и счастливую жизнь на арене, большинство гладиаторов были профессионалами, для которых бой был образом жизни, а не способом смерти. Смертельные бои на самом деле были редкостью, и многие гладиаторы стали спортивными героями своего времени. Женщины царапали их имена на украшениях, подростки рисовали их лозунги на стенах общественных бань, и, если все шло хорошо, гладиаторы уходили на пенсию богатыми и свободными. На знаменитом амулете из Лестера, потерянном молодой девушкой где-то во 2 веке нашей эры, нацарапано: «Верекунда любит Луция Гладиатора!» – и это было распространенное чувство.

Конечно, это не значит, что здесь не было никакого риска. В особых случаях спонсор игр – а почти все игры полностью оплачивались спонсорами – мог раскошелиться и пригласить гладиаторов сражаться насмерть. Но за эту привилегию им пришлось дорого заплатить и компенсировать тренеру потерянных им гладиаторов. Конечно, быть гладиатором было опасно, но так же опасно играть в регби или заниматься гонками. За исключением несчастных случаев и «особых случаев», гладиаторы сражались не за свою жизнь, а за день, когда они получили свой деревянный меч – символ их выхода на пенсию и свободы. Многие затем основали свои собственные гладиаторские школы.

Насколько популярны были гладиаторские бои?

Не так популярно, как могло бы показаться. Вместимость основных площадок представляла собой «приблизительный» показатель популярности различных публичных представлений в Риме. Арена для гладиаторских боев, Колизей, известная в древности как амфитеатр Флавиев, была огромной. По оценкам современных археологов, здесь могло разместиться 50 000 человек. В одном древнем источнике цифра еще выше — 87 000.

Иллюстрация Росио Эспина: Большой цирк в Риме , каким он мог бы выглядеть в античности
Иллюстрация Росио Эспина: Большой цирк в Риме , каким он мог бы выглядеть в античности

Тем не менее, его затмевал ипподром под названием Большим цирком (Circus Maximus), где около 250 000 человек могли наблюдать за гонками на колесницах. Несмотря на популярность пантомимы (ближе к нашему балету, чем к современной пантомиме), театральные постановки заняли третье место. Самый большой театр Рима, театр Марцелла, вмещал всего 20 500 человек.

Приходилось ли людям платить, чтобы увидеть бои гладиаторов?

Римские игры гладиаторских боев и охоты на животных были великолепными зрелищами, устраивавшимися сенаторами, бизнесменами, а позже исключительно императорами, чтобы завоевать любовь и благосклонность масс. От ввоза и кормления экзотических животных до содержания воинов-гладиаторов — затраты на проведение таких мероприятий были огромными. Но организаторы понимали, что массам нужны развлечения, чтобы отвлечь их от суровых реалий жизни.

Например, первые игры в Колизее длились 100 дней в 80 году нашей эры и были полностью оплачены императором Титом. Все билеты были бесплатно розданы (посредством лотереи) гражданам Древнего Рима. Однако расположение публики строго регламентировалось: лучшие места доставались богатым и высшим классам.

Историческая достоверность и фильм «Гладиатор»

Постер фильма "Гладиатор"
Постер фильма "Гладиатор"

Голливудский блокбастер «Гладиатор» (2000), в котором снялся Рассел Кроу, — великолепный фильм, но он исторически неточен, начиная с первой битвы, когда германские племена второго века поют на зулусском языке 19 века (поскольку здесь наложен саундтрек из фильма "Зулу").

Исторических ошибок множество. В катапультах используется греческий огонь (изобретенный византийцами), на арене слишком много средневековых доспехов, и где они взяли бенгальских тигров?

Фильм рассказывает о хорошо знакомом всем амфитеатре, основанном на картине Жана-Леона Жерома "Pollice Verso" (Большой палец вниз) 19 века. Нет никакой тонкости в исследовании различных значений амфитеатра, показанного просто как место для жестоких развлечений.

Масштаб боев в африканском городе, где Максимус впервые выходит на арену, можно было бы назвать щедрым и расточительным (кто финансировал мероприятие и почему?), а мозаики в этой части империи указывают на то, что венационы были более популярны, чем мунера.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ