Найти в Дзене
Germanoff

Варшавский вокзал и все что от него осталось

Бывший Варшавский вокзал с западной стороны 2023 год
Бывший Варшавский вокзал с западной стороны 2023 год

Варшавский железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге прекратил свое существование как транспортный узел ещё в 2001 году, когда все пригородные поезда, ранее следовавшие с него (на Гатчину-Варшавскую и Лугу) были переведены на Балтийский, а дальнего следования в основном на Витебский вокзал.

Но следы от железной дороги: многочисленные переплетения путей, опоры контактной сети, светофоры, тупиковые призмы, информационные табло были здесь в наличии ещё до 2013 года. Тогда музей железнодорожной техники им. В.В. Чубарова вместе со всеми экспонатами перекочевал по рельсам на Балтийский вокзал. А пути, ставшие ненужными вместе с остальной ЖД инфраструктурой, остановочным пунктом Корпусное шоссе были демонтированы вплоть до платформы Броневая Балтийского направления.

В 2016 году остался один путь без контактной сети для вывоза экспонатов музея. Вид со стороны бывшей платформы Корпусное шоссе
В 2016 году остался один путь без контактной сети для вывоза экспонатов музея. Вид со стороны бывшей платформы Корпусное шоссе

Само то здание вокзала, построенное ещё в 1853 году осталось и даже неплохо отреставрировано с сохранением практически всех идентичных элементов, по крайней мере снаружи. То есть в 2023 году ему стукнуло ровно 170 лет и появилась возможность запечатлеть юбиляра, а заодно и окрестности.

Вид со стороны бывших путей в 2023 году. Когда то в позапрошлом веке кованых витражей не было и под дебаркадер заходили поезда
Вид со стороны бывших путей в 2023 году. Когда то в позапрошлом веке кованых витражей не было и под дебаркадер заходили поезда

В здании бывшего Варшавского вокзала сначала в 2001 году был открыт торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс", а в 2022 году фудмол "Вокзал 1853". В общем от железнодорожного у этого памятника архитектуры осталось только название, если не считать некоторых артефактов соответствующей тематики внутри огромного царства обжорства. Там расположены многочисленные заведения питания - от кофеен и пирожниц до серьезных ресторанов на любой гурманский вкус.

Ну а железнодорожные пути... Да нет их уже давно, след простыл. Там где прибывали и ожидали отправления поезда на Псков, Таллин, Варшаву, Берлин, Калининград и Гдов, теперь высятся многоэтажные жилые комплексы.

Место бывших путей Варшавского вокзала
Место бывших путей Варшавского вокзала

Домики визуально вполне симпатичные, ну по крайней мере по сравнению с Мурино и Парнасом. Всё-таки исторический центр города.

Вид на пути Варшавского вокзала в 2023 году
Вид на пути Варшавского вокзала в 2023 году

На фото 2023 года выше среди современного жилого комплекса ещё сохранились элементы ЖД инфраструктуры - это бывшее депо и водонапорная башня. Можно примерно взглянуть, как эти панорамы выглядели в прошлом, при действующем вокзале, далее старые фото взяты с ресурса Pastwu:

Так было в девяностые годы
Так было в девяностые годы

Посмотрим в обратном направлении, там где находится огромное здание Воскресенской церкви, которое множество поколений именно что неразрывно ассоциировало с Варшавским вокзалом.

Воскресенская церковь в 2023 году
Воскресенская церковь в 2023 году

Несколько фото примерно в ту же сторону из прошлого:

-8

Зелёные вагончики, ТЭП-70 в оригинальной раскраске - красота!

Здесь LENINGRAD
Здесь LENINGRAD

А здесь уже ST.PETERSBURG
А здесь уже ST.PETERSBURG

На сколько я помню, в 2000 году действовало только правое со стороны путей (или восточное) крыло огромного здания вокзала. Там были кассы, зал ожидания и даже продвинутый по тем временам справочный терминал для всеобщего пользования с цветным интерфейсом.

Восточное крыло вокзала в 2023 году
Восточное крыло вокзала в 2023 году

Весь остальной вокзал в ту пору был в плачевном обветшалом состоянии.

Здесь видно, что стороны Обводного канала здание пустовало до самого закрытия станции
Здесь видно, что стороны Обводного канала здание пустовало до самого закрытия станции

Чтобы добраться до метро по прибытии на Варшавский вокзал, надо было идти до Балтийской Кировско-Выборгской линии, расстояние не то, чтобы критичное, но не в шаговой доступности, как на остальных вокзалах Санкт-Петербурга. Про то что есть ещё и Фрунзенская Московско-Петроградской линии, которая всего раза в полтора дальше, знали не все, тем более в метро об этом факте не объявляли.

Там где сейчас асфальт, проходили рельсы
Там где сейчас асфальт, проходили рельсы

В девяностых годах транспортный узел Варшавского вокзала был усилен ещё и нахождением здесь автостанции (или автовокзала) - уж не знаю, как правильно классифицировать этот объект. Но кассы внутри здания с левой стороны от путей были, там же и небольшой зал ожидания. Автобусы отправлялись в основном в юго-восточном направлении: на Волосово, Кингисепп, Ивангород.

Здание автовокзала в прошлом
Здание автовокзала в прошлом

Единственная панорама, которая практически не изменилась в 2023 году - вид на бывший автовокзал, сейчас в здании медицинский центр:

Бывший автовокзал в 2023 году
Бывший автовокзал в 2023 году

На следующем фото с pastwu виден фрагмент автовокзала и много Икарусов, которые тогда монопольно преобладали на междугородних перевозках. Здесь не видно, но полагаю, что все автобусы красные😁:

-16

С тыльной стороны, как раз там, где заканчивались пути Варшавского вокзала, здание бывшей автостанции практически не изменилось:

Сейчас здесь медицинский центр
Сейчас здесь медицинский центр

Петербурго-Варшавская магистраль, по сути вторая в России (если Царскосельскую прогулочную дорогу считать нулевой), за свою историю потерпела много катаклизмов. Сначала она утратила свою изолированность в пределах Ленинграда, кода пути от вокзала в пределах города объединились с балтийскими. Потом при распаде СССР был демонтирован участок на литовско-белорусской границе, а из-за наличия нескольких государств поезда на Калининград, Львов, Гродно и в Западную Европу стали курсировать в обход, в основном по Витебскому направлению. А потом и окончательно убили эту первую в империи "зарубежную" железную дорогу закрытием ее начального пункта - Варшавского вокзала.

ЭР-1 Варшавском вокзале. Красавец!
ЭР-1 Варшавском вокзале. Красавец!

Сейчас такого кругломордого красавца электропоезд Рижского завода RVR можно встретить в Питере только на открытой площадке музея железной дороги на Балтийском вокзале. Который, кстати, и является преемником бывшей экспозиции на Варшавском.

ЭР-2 в музее РЖД на Балтийском вокзале
ЭР-2 в музее РЖД на Балтийском вокзале

В былые времена на поезде дальнего следования можно было доехать даже до Гатчины, например, на пассажирском Петербург-Гдов. Сейчас от Сланцев до Гдова в Псковской области даже путей не сохранилось. До Пскова, Ивангорода и Сланцев ныне идут поезда с Балтийского вокзала. Никаких локомотивов с вагончиками, только моторвагонные ДТ-1 и Ласточки, которые после Луги идут под тепловозом.

Ну а бывший огромный парк станции Петербург Варшавский теперь превращен в уютный спальный микрорайон.

-20
-21
-22