Варшавский железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге прекратил свое существование как транспортный узел ещё в 2001 году, когда все пригородные поезда, ранее следовавшие с него (на Гатчину-Варшавскую и Лугу) были переведены на Балтийский, а дальнего следования в основном на Витебский вокзал.
Но следы от железной дороги: многочисленные переплетения путей, опоры контактной сети, светофоры, тупиковые призмы, информационные табло были здесь в наличии ещё до 2013 года. Тогда музей железнодорожной техники им. В.В. Чубарова вместе со всеми экспонатами перекочевал по рельсам на Балтийский вокзал. А пути, ставшие ненужными вместе с остальной ЖД инфраструктурой, остановочным пунктом Корпусное шоссе были демонтированы вплоть до платформы Броневая Балтийского направления.
Само то здание вокзала, построенное ещё в 1853 году осталось и даже неплохо отреставрировано с сохранением практически всех идентичных элементов, по крайней мере снаружи. То есть в 2023 году ему стукнуло ровно 170 лет и появилась возможность запечатлеть юбиляра, а заодно и окрестности.
В здании бывшего Варшавского вокзала сначала в 2001 году был открыт торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс", а в 2022 году фудмол "Вокзал 1853". В общем от железнодорожного у этого памятника архитектуры осталось только название, если не считать некоторых артефактов соответствующей тематики внутри огромного царства обжорства. Там расположены многочисленные заведения питания - от кофеен и пирожниц до серьезных ресторанов на любой гурманский вкус.
Ну а железнодорожные пути... Да нет их уже давно, след простыл. Там где прибывали и ожидали отправления поезда на Псков, Таллин, Варшаву, Берлин, Калининград и Гдов, теперь высятся многоэтажные жилые комплексы.
Домики визуально вполне симпатичные, ну по крайней мере по сравнению с Мурино и Парнасом. Всё-таки исторический центр города.
На фото 2023 года выше среди современного жилого комплекса ещё сохранились элементы ЖД инфраструктуры - это бывшее депо и водонапорная башня. Можно примерно взглянуть, как эти панорамы выглядели в прошлом, при действующем вокзале, далее старые фото взяты с ресурса Pastwu:
Посмотрим в обратном направлении, там где находится огромное здание Воскресенской церкви, которое множество поколений именно что неразрывно ассоциировало с Варшавским вокзалом.
Несколько фото примерно в ту же сторону из прошлого:
Зелёные вагончики, ТЭП-70 в оригинальной раскраске - красота!
На сколько я помню, в 2000 году действовало только правое со стороны путей (или восточное) крыло огромного здания вокзала. Там были кассы, зал ожидания и даже продвинутый по тем временам справочный терминал для всеобщего пользования с цветным интерфейсом.
Весь остальной вокзал в ту пору был в плачевном обветшалом состоянии.
Чтобы добраться до метро по прибытии на Варшавский вокзал, надо было идти до Балтийской Кировско-Выборгской линии, расстояние не то, чтобы критичное, но не в шаговой доступности, как на остальных вокзалах Санкт-Петербурга. Про то что есть ещё и Фрунзенская Московско-Петроградской линии, которая всего раза в полтора дальше, знали не все, тем более в метро об этом факте не объявляли.
В девяностых годах транспортный узел Варшавского вокзала был усилен ещё и нахождением здесь автостанции (или автовокзала) - уж не знаю, как правильно классифицировать этот объект. Но кассы внутри здания с левой стороны от путей были, там же и небольшой зал ожидания. Автобусы отправлялись в основном в юго-восточном направлении: на Волосово, Кингисепп, Ивангород.
Единственная панорама, которая практически не изменилась в 2023 году - вид на бывший автовокзал, сейчас в здании медицинский центр:
На следующем фото с pastwu виден фрагмент автовокзала и много Икарусов, которые тогда монопольно преобладали на междугородних перевозках. Здесь не видно, но полагаю, что все автобусы красные😁:
С тыльной стороны, как раз там, где заканчивались пути Варшавского вокзала, здание бывшей автостанции практически не изменилось:
Петербурго-Варшавская магистраль, по сути вторая в России (если Царскосельскую прогулочную дорогу считать нулевой), за свою историю потерпела много катаклизмов. Сначала она утратила свою изолированность в пределах Ленинграда, кода пути от вокзала в пределах города объединились с балтийскими. Потом при распаде СССР был демонтирован участок на литовско-белорусской границе, а из-за наличия нескольких государств поезда на Калининград, Львов, Гродно и в Западную Европу стали курсировать в обход, в основном по Витебскому направлению. А потом и окончательно убили эту первую в империи "зарубежную" железную дорогу закрытием ее начального пункта - Варшавского вокзала.
Сейчас такого кругломордого красавца электропоезд Рижского завода RVR можно встретить в Питере только на открытой площадке музея железной дороги на Балтийском вокзале. Который, кстати, и является преемником бывшей экспозиции на Варшавском.
В былые времена на поезде дальнего следования можно было доехать даже до Гатчины, например, на пассажирском Петербург-Гдов. Сейчас от Сланцев до Гдова в Псковской области даже путей не сохранилось. До Пскова, Ивангорода и Сланцев ныне идут поезда с Балтийского вокзала. Никаких локомотивов с вагончиками, только моторвагонные ДТ-1 и Ласточки, которые после Луги идут под тепловозом.
Ну а бывший огромный парк станции Петербург Варшавский теперь превращен в уютный спальный микрорайон.