Найти тему
Кинопоиск

«Купола, дворцы, ДК»: зачем читать об архитектуре России в 2024 году

В издательстве Individuum вышла книга историка архитектуры и искусствоведа Льва Масиеля Санчеса «Купола. Дворцы. ДК. История и смыслы архитектуры России». Это первая за много десятилетий попытка популярно рассказать историю архитектуры огромной страны в формате небольшого издания. По просьбе Кинопоиска архитектурная журналистка, историк архитектуры, лектор и создательница Telegram-канала «домики» Ася Зольникова рассказывает, почему эту очень своевременную книгу стоит прочитать именно сейчас.

-2

Ася Зольникова

Архитектурная журналистка, историк архитектуры, лектор

Скажем честно, широкую аудиторию трудно заинтересовать архитектурой. Во всяком случае, гораздо труднее, чем говорить с ней о живописи или кино. Чтобы убедиться в этом, зайдите в любой крупный книжный и посмотрите, сколько места в нем занимают книги об архитектуре. Или вспомните, много ли в вашем городе архитектурных музеев; вне зависимости от места проживания вряд ли вы насчитаете более одного-двух. И к ним точно не выстраиваются очереди, сопоставимые с Эрмитажем или Лувром.

Почему архитектура так отчаянно проигрывает другим видам искусства? Может быть, дело в ее привычности: большая часть из нас живет в городах, с архитектурной средой мы контактируем ежедневно и редко воспринимаем ее как объект пристального любования. А возможно, дело в том, что язык, с помощью которого она общается со зрителем, сложно расшифровать. Популярные картины, скульптуры и фильмы чаще всего напрямую апеллируют к эмоциям и чувствам, знакомым любому из нас. Среди явных исключений — абстрактное искусство. А архитектура вне зависимости от ее качества и назначения использует язык абстракции, потому что построена на сочетаниях геометрических форм и объемов. Детали и декор делают ее более понятной и сомасштабной человеку, но не всегда; для их полной дешифровки нужно знать особенности стилей, а также социальный, политический и культурный контексты, в котором здание создавалось.

Книга историка архитектуры и искусствоведа Льва Масиеля Санчеса «Купола. Дворцы. ДК. История и смыслы архитектуры России» хороша как минимум тем, что написана с большой заботой о рядовом читателе и помогает ему справиться со всем вышеперечисленным: объясняет значения терминов, разницу между архитектурными стилями, влияние власти и общества на облик городов и отдельных проектов. При всей энциклопедичности здесь много интересных и неочевидных наблюдений — например, в главе про советских зодчих Масиель Санчес пишет, что архитектура располагала куда большей свободой, чем живопись, скульптура или литература, — как раз из-за абстрактности, которая сделала ее менее досягаемой для цензуры.

   Екатеринославская (ныне Сусанинская) площадь в Костроме. Иллюстрация архитектора Сергея Безверхого из книги
Екатеринославская (ныне Сусанинская) площадь в Костроме. Иллюстрация архитектора Сергея Безверхого из книги

Но по-настоящему уникальной книгу Масиеля Санчеса делает не это. Ее главная ценность — первое за много десятилетий исследование, которое охватывает историю российской архитектуры целиком: на шестистах с лишним страницах уместился рассказ о сооружениях, построенных на огромной территории в период от Средневековья до нашего времени. Как пишет сам автор, последняя всеобъемлющая работа на эту тему выходила больше 30 лет назад — в 1990 году издали «Тысячу лет русской архитектуры» Андрея Иконникова. В советское время издавали «Историю русской архитектуры», но она ограничивалась периодом до 1917 года. Потому что потом, как пишет Масиель Санчес, «с общепринятой тогда точки зрения, начиналась совершенно необыкновенная и якобы не имевшая ничего общего с прошлым советская архитектура». Разумеется, это не так: хотя ранний модернизм и в частности советский авангард разрывали визуальную связь с предшествующими эпохами, его основу по-прежнему составляли базовые принципы восприятия архитектуры — соотношение объемов, масс и пропорций.

В предисловии Масиель Санчес пишет, что идея книги родилась около десяти лет назад. В той первоначальной версии его работы «русская архитектура» и «архитектура России» практически приравнивались друг к другу. Этот подход не был чем-то уникальным, его использовали практически все историки архитектуры.

Но к тексту Масиель Санчес приступил только в апреле 2022-го. В тот момент для него оказалось принципиально важным рассмотреть архитектуру России так, как раньше этого никто не делал, — в деколониальном ключе. Через отдельные памятники проследить историю завоеваний, показать всю сложность отношений между имперским и колониальным, «русским» и «нерусским», причем на всей территории России, а не по отдельности. В книге осталось много зданий русской архитектуры и в частности Москвы, где Масиель Санчес жил до недавней эмиграции в Мехико, но в то же время множество объектов не только из других регионов, но и стран, которые в разные исторические этапы входили в состав российского государства, — национальных окраин Российской империи и республик Советского Союза. Все вошедшее в текст автор видел лично и, по собственному признанию, не был только в нескольких регионах России (не уточняя при этом в каких).

   Клуб имени Зуева в Москве (1927–1929). Иллюстрация архитектора Сергея Безверхого из книги
Клуб имени Зуева в Москве (1927–1929). Иллюстрация архитектора Сергея Безверхого из книги

Вообще, растущий интерес к локальному и этническому — один из главных сюжетов XXI века в России. В кинематографе за последнее десятилетие появились картины о марийских женщинах и чукотских китобоях, зародились феномен новой якутской волны и целая россыпь фестивалей регионального кино. Параллельно нечто похожее происходило и с архитектурой: в ней по-новому зазвучали национальные мотивы, был сделан, как пишет Масиель Санчес, громадный шаг в изучении архитектуры регионов, которая еще полвека назад была абсолютной terra incognita. В той же Якутии построили целый комплекс юрт и ритуальных сооружений для Ысыаха — одного из главных местных праздников. В Абакане вырос Хакасский национальный музей — постмодернистская интерпретация традиционного кочевого жилища. В это время в Москве спорили о том, как мог бы выглядеть новый русский город и существует ли вообще современный русский стиль.

И все же подобные проекты — по-прежнему редкость. А еще раньше они были возможны либо очень ограниченно, либо невозможны вообще. Причины, по которым это произошло, едины для всех видов искусства, и книга Масиеля Санчеса через историю памятников дает на это универсальный и развернутый ответ. Кажется, что сейчас это куда важнее, чем умение отличить апсиду от притвора, а нарышкинский стиль от петровского барокко.

Подпишитесь на полку «Individuum: только настоящие истории» в Букмейте, чтобы узнавать о новых книгах издательства.

-5

Теперь слушать аудиокниги из Букмейта можно прямо в Кинопоиске на Smart TV! Книги доступны подписчикам Яндекс Плюса с опцией Букмейт. Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.