Найти в Дзене
Исторические мелочи

Во что одет Михайло Ломоносов?

Меня всегда, чуть ли не с детства, интересовало – в какой мундир одет Михаил Васильевич Ломоносов на самом известном своем портрете, там, где он в красном кафтане сидит за столом в своем кабинете. Почему одеяние Ломоносова на этом изображение я воспринимал как мундир, в целом понятно – из-за цвета обшлагов кафтана и совпадающего с ними цветом камзола. Партикулярные, то есть частные кафтаны, расцветка деталей которых была связана исключительно с модой, вкусами и финансовыми возможностями владельца, носились обычно с обшлагами того же цвета, что и сам кафтан. Это не было каким-то обязательным правилом и явно должны существовать исключения, но, как показывают портреты и сохранившиеся реальные предметы в музейных собраниях, в большинстве случаев дело обстояло именно так. Обшлага отличающегося от основного кафтана цвета были характерны для форменного платья, военного или гражданских ведомств. Итак, на днях наконец дошли руки и я попытался разобраться, в мундир какого же ведомства облачен Л

Меня всегда, чуть ли не с детства, интересовало – в какой мундир одет Михаил Васильевич Ломоносов на самом известном своем портрете, там, где он в красном кафтане сидит за столом в своем кабинете.

Неизвестный художник «Портрет М.В. Ломоносова»
Неизвестный художник «Портрет М.В. Ломоносова»

Почему одеяние Ломоносова на этом изображение я воспринимал как мундир, в целом понятно – из-за цвета обшлагов кафтана и совпадающего с ними цветом камзола. Партикулярные, то есть частные кафтаны, расцветка деталей которых была связана исключительно с модой, вкусами и финансовыми возможностями владельца, носились обычно с обшлагами того же цвета, что и сам кафтан. Это не было каким-то обязательным правилом и явно должны существовать исключения, но, как показывают портреты и сохранившиеся реальные предметы в музейных собраниях, в большинстве случаев дело обстояло именно так. Обшлага отличающегося от основного кафтана цвета были характерны для форменного платья, военного или гражданских ведомств.

Итак, на днях наконец дошли руки и я попытался разобраться, в мундир какого же ведомства облачен Ломоносов? Прежде всего выяснилось, что указанный портрет существует с различными видами цветовой гаммы деталей кафтана

Неизвестный художник «Портрет М.В. Ломоносова»
Неизвестный художник «Портрет М.В. Ломоносова»

Как видим, если на первой приведенной выше репродукции обшлага кафтана и камзол ученого синие, то здесь светло-зеленые. В интернете присутствуют репродукции портрета и с зеленым другого оттенка, но вот эти два варианта, по-видимому, наиболее распространенные.

Далее выяснилось, что рассматриваемый портрет (во всех вариантах его цветового решения) является посмертным. За детальным рассказом о прижизненной иконографии Ломоносова отсылаю интересующихся к материалу дружественного канала, для нас же в данном случае важно вот, что: в 1755 г. австрийским художником Г. Преннером был написан портрет великого русского ученого. Он не сохранился до наших дней. С этого портрета различными граверами делались гравюры (черно-белые, разумеется). А уже с этих гравюр после смерти Ломоносова, начиная со времени царствования Екатерины II, делались живописные портреты. В том числе и те, репродукции которых приведены выше. То есть авторы этих портретов не видели Ломоносова (по крайней мере, в момент создания портретов), а раскраска деталей костюма ученого, скопированного с черно-белой гравюры, была произвольной.

При этом «раскраска» указанных гравюр, выполненных с оригинального портрета Преннера, не дает оснований полагать, что расцветка обшлагов кафтана Ломоносова в действительности отличалась от основного цвета этого предмета одежды. В то же время видно, что цвета камзола и обшлагов, в отличие от посмертных цветных портретов, напротив, различаются.

-3

Приходится признать, что по всей вероятности на оригинальном портрете М.В. Ломоносов был изображен в партикулярном кафтане с обшлагами, как это и было характерно для частного платья, того же цвета, что и кафтан в целом. Камзол же, в свою очередь, что вполне нормально и для партикулярного костюма, отличался цветом. И это логично – насколько мне известно, статские мундиры, то есть регламентированное платье для служащих различных статских учреждений, а также губернские мундиры для дворян вообще начинают появляться только в царствование Екатерины II, а Ломоносов умер в самом начале оного. А мундир Императорской академии наук, членом которой был Ломоносов, был утвержден и вовсе в начале правления Александра I.

На этом собственно можно было и поставить точку. Но все же выскажу в общем-то голословное и недоказуемое предположение в «порядке бреда» - а не стала ли «мундирная» расцветка одеяния Ломоносова на его посмертных портретах следствием сознательного или даже бессознательного «подтягивания» художниками екатерининского царствования (и более поздними) костюма покойного ученого к их современным, «актуальным» реалиям?

Ломоносов формально не числился при Московском университете, однако, как известно, внес вклад в его создание. Неслучайно МГУ носит его имя. Ближе к концу царствования Екатерины II для Московского университета были установлены малиновые мундиры с синей отделкой и желтым приборным металлом. Не с этим ли оказалась связана расцветка костюма Ломоносова на первом приведенном в настоящем материале варианте его посмертного портрета? Вот только нижнее платье, включая камзол, полагалось служащим Московского университета белое, а не синее

Рисунок из издания «Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров 1794 года», СПб., 1794.
Рисунок из издания «Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров 1794 года», СПб., 1794.

Сложнее объяснить вариант со светло-зеленой отделкой красного кафтана. Можно было бы предположить, что в данном случае художники «уподобили» Ломоносова служащим Берг-коллегии и прочим горным специалистам, которые в царствование Екатерины стали носить красные кафтаны с зеленым прикладом. Ломоносов ведь как естествоиспытатель в некоторой степени им «род ственен» по роду занятий. Однако чины горного ведомства имели серебряный приборный металл, в то время как у Ломоносова при зеленой отделке пуговицы и шитье золотые. В общем непонятно….

Рисунок из издания «Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров 1794 года», СПб., 1794.
Рисунок из издания «Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров 1794 года», СПб., 1794.

Так или иначе, все изложенное в конце материала – это теоретические умствования, а в сухом остатке мы имеем то, что с наиболее высокой вероятностью Ломоносов изначально был изображен не в мундире, а в партикулярном платье.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.