Найти тему

Исчезнувший портрет, благодаря которому мы знаем, как выглядел Ломоносов

19 ноября 1711 года родился Михайло (Михаил) Ломоносов. А каким вы представляете себе великого русского ученого-универсала? Наверное, примерно вот так:

Неизвестный художник. Копия портрета Ломоносова работы Г. Преннера. Изображение из открытых источников
Неизвестный художник. Копия портрета Ломоносова работы Г. Преннера. Изображение из открытых источников

Действительно, в 1755 году австрийский художник Г. Преннер написал с натуры портрет великого русского ученого. До 1917 года портрет хранился у потомков Ломоносова, но в годы революции бесследно исчез. Судьба оригинала до сих пор неизвестна. Зато существует несколько десятков его живописных копий, выполненных безвестными мастерами.

Наиболее детально воспроизводит парадный портрет кисти Преннера копия, вошедшая в коллекцию Государственного исторического музея:

Неизвестный художник. Копия портрета М.В. Ломоносова кисти Г. Преннера.
Неизвестный художник. Копия портрета М.В. Ломоносова кисти Г. Преннера.

Этот вариант портрета насыщен множеством информативных деталей: это и костюм ученого, и окружающие его предметы. Они дают представление о широте и разнообразии научных интересов Ломоносова, уровне его достижений и высоком положении в обществе. Отдельного внимания заслуживает ящик с цветными стеклами, который стоит под столом.

Это образцы смальты - цветного непрозрачного стекла. Открытие способа получения смальты и изготовление мозаичных произведений является одним из важнейших в череде многих других достижений Михаила Васильевича Ломоносова. В левой части композиции можно увидеть здание с дымящейся трубой на берегу реки. Это любимое детище ученого - фабрика по производству цветного стекла в Усть-Рудице.

Сложно определить, насколько хороши копии исчезнувшего портрета Ломоносова. Об уровне мастерства Преннера, который был придворным живописцем Елизаветы Петровны, можно судить по её парадному портрету, который сейчас можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи:

Г. Преннер. Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны. Изображение из открытых истоников.
Г. Преннер. Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны. Изображение из открытых истоников.

Существует еще вот такая гравюра немецкого художника Иоганна-Христофа Майна, выполненная в конце XVIII в. по оригиналу неизвестного автора.

И.-Х. Майн. Портрет М.В. Ломоносова (гравюра по оригиналу неизвестного автора, конец XVIII в.). Изображение из открытых источников
И.-Х. Майн. Портрет М.В. Ломоносова (гравюра по оригиналу неизвестного автора, конец XVIII в.). Изображение из открытых источников

Поскольку Ломоносов скончался в 1765 году, сложно определить, можно ли считать "конец XVIII в." достаточным основанием считать этот портрет прижизненным. Учитывая, что оригинал неизвестен - невозможно определить, позировал ли Ломоносов лично безвестному художнику, или этот образ - одна из творческих интерпретаций внешности великого ученого. Так или иначе, подобным образом Михаила Васильевича больше нигде не изображали.

Зато есть хорошо узнаваемый портрет, который выполнен Этьеном Фиссаром предположительно по тому самому исчезнувшему портрету кисти Георга Каспара фон Преннера - уж очень похож по композиции:

Э. Фиссар. Портрет М.В. Ломоносова (по оригиналу Г.К. фон Преннера?, 1757 г.) Изображение из открытых источников.
Э. Фиссар. Портрет М.В. Ломоносова (по оригиналу Г.К. фон Преннера?, 1757 г.) Изображение из открытых источников.

Судя по дате - это совершенно точно прижизненное изображение Ломоносова. Также известно, что гравюра выполнена по заказу графа Шувалова в качестве иллюстрации для книги "Собрание разных сочинений в стихах и прозе г. коллежского советника и профессора Михаила Ломоносова.

Ученый лично Фиссару не позировал, а гравированным портретом вообще остался недоволен. Правда, ему не понравился в основном фон - на нем первоначально были изображены корабли и сверкающая над ними молния. По личной просьбе Ломоносова другой мастер, Христиан Вортман, в том же году внес правки. В качестве фона в этом варианте портрета ученого изображен вид Усть-Рудицкой фабрики стекла и бисера.

Х. Вортман. Портрет М.В. Ломоносова (вариант гравюры Э. Фиссара, 1757 г.) Изображение из открытых источников.
Х. Вортман. Портрет М.В. Ломоносова (вариант гравюры Э. Фиссара, 1757 г.) Изображение из открытых источников.

Таким образом, практически все изображения, которые принято считать портретами Ломоносова, являются разной степени точности копиями исчезнувшей картины и вольными вариациями на тему.
Поэтому представления о внешности великого ученого могут быть настолько же далекими от истины, как и о том, как выглядел Витус Беринг или Иван Грозный.

Художники XIX-XX вв. старались придать динамики известному всем портрету. Например, советские художники Н. Наговицын, А. Васильев и супруги Петровы создали целую серию линогравюр и рисунков, изображающих различные эпизоды из жизни Ломоносова (листайте галерею):

Интересный вариант портрета получился у Николая Овечкина:

Н. Овечкин. Михайло Ломоносов (1989). Изображение из открытых источников
Н. Овечкин. Михайло Ломоносов (1989). Изображение из открытых источников

И всё равно очевидно, что все авторы ориентировались на образ, воспроизведенный на копиях утраченного портрета кисти Преннера. Так что наше с вами представление о внешности великого ученого оказалось в полной зависимости от мастерства художника, запечатлевшего его образ около 300 лет назад.