Найти тему

Спас Нерукотворный (Нерукотворенный)

Спас Нерукотворный был и остается для христиан своего рода документом, свидетельствующим и об истинности Боговоплощения, и о внешнем облике Воплотившегося. И если словесные свидетельства – описания внешности Спасителя – меж собою расходятся, то икона однозначно свидетельствует о Божественной Его красоте, ибо изображает не физическую – плотскую оболочку, но личность вочеловечившегося Бога[1].

В одной из предыдущих статей уже говорилось о предании, повествующем о происхождении самого почитаемого образа Спасителя. В классической храмовой композиции Нерукотворный Образ помещается на замковом камне арки у восточного, а иногда – западного свода.

Косвенным свидетельством его широчайшего распространения может служить тот факт, что среди нескольких десятков русских икон домонгольского времени, сохранившихся до наших дней и донесших до нас свет первых веков христианской Руси, присутствует, причем в прекрасном образце, и эта икона. Образ выделяется своей замечательной сохранностью (частично утрачены верхние красочные слои – красные описи и подрумянка) и огромной впечатляющей силой.

Спас Нерукотворный. На обороте: Прославление креста. Вторая половина XII века. Новгород. Доска, темпера. 77х71
Спас Нерукотворный. На обороте: Прославление креста. Вторая половина XII века. Новгород. Доска, темпера. 77х71

Грозный лик Христа с сурово сжатыми губами и отведенными от предстоящего глазами очерчен ясными, словно по металлу острым резцом проведенными линиями. Темные, упругими волнами облегающие голову и четырьмя вьющимися прядями ниспадающие волосы разделаны золотыми нитями ассиста. Это одна из четырех так называемых «золотоволосых» русских домонгольских икон, дошедших до нашего времени[2].

Крестчатый (крещатый) нимб представляет собою идеально вычерченный циркулем круг, вписанный в почти квадратную доску с ковчегом (углублением центральной части доски). На фоне (в светах) читаются четыре конца креста, направленные на четыре стороны света, к которым обращен Божий лик. Крест же свидетельствует о искупительной силе Распятия.

В верхних углах можно прочесть фрагментарно сохранившуюся надпись славянскими буквами – торжественным уставом, сделанную черной краской: «IC XC» - «Иисус Христос».

При изучении иконы все ученые обращали особое внимание на стилистические различия живописи лицевой и оборотной ее сторон.

Классическая строгость в сочетании с изысканной мягкостью светоносной многослойной живописи плавью характерна для лицевой стороны иконы. Божественное надмирное бесстрастие роднит этот образ Спасителя с Владимирской иконой Богоматери.

Прославление креста (оборотная сторона Спаса Нерукотворного). Вторая половина XII века. Новгород. Доска, темпера. 77х71
Прославление креста (оборотная сторона Спаса Нерукотворного). Вторая половина XII века. Новгород. Доска, темпера. 77х71

Композиция Прославление креста на оборотной стороне может показаться более дробной и графичной. На розовой горе – Голгофе возвышается восьмиконечный крест с венком из роз на центральном перекрестье. Кресту поклоняются архангелы с орудиями страстей Христовых: Гавриил с тростью, на которую надета губка, и Михаил с копьем. Над крестом огненнокрылые херувимы и шестикрылые серафимы, а по сторонам от перекрестья профильные изображения в кругах, символизирующие солнце и луну, в момент Распятия сведенные с небес. Все изображения имеют надписи – и эта деталь усиливает впечатление дробности. Однако замечательная уравновешенность и подчиненность композиционного решения кресту, отмеченная авторами каталога Третьяковской галереи[3], объединяют лицевую и оборотную стороны и свидетельствуют о единстве замысла иконы.

Большинство ученых поддерживает атрибуцию В.Н. Лазарева, согласно которой принадлежащий Третьяковской галерее список со Спаса на чрепииСпас Нерукотворный XII века - создан в Новгороде[4]. Известный ученый медиевист Г.И. Вздорнов уточнил происхождение иконы, предположив, что написана она для церкви Св. Образа на Добрыниной улице в Великом Новгороде, древнейшее упоминание о которой относится к первой половине XII века. В 1191 году на этом месте была возведена новая деревянная церковь Нерукотворного Спаса.

Спас Нерукотворный считается, наряду с написанными апостолом Лукою иконами Богоматери, главным документальным свидетельством о Христе.

Иконография Спаса Нерукотворного распространена в русском православном искусстве в трех вариантах. О древнейшем – Спасе на чрепии (или Чрепие) – можно судить по вышеописанному образу Третьяковской галереи. В отличие от него Спас на убрусе, или просто Убрус, представляет собой изображение Божьего лика на фоне полотна.

Спас Нерукотворный. Конец XIII - начало XIV века. Ростов. Дерево, темпера. 89х70. ГТГ
Спас Нерукотворный. Конец XIII - начало XIV века. Ростов. Дерево, темпера. 89х70. ГТГ

В темное и трагическое для Руси время написан Убрус, хранящийся в Третьяковской галерее и большинством исследователей датируемый концом XIII - началом XIV века. Происходит икона из Ростова Великого, одного из тех городов срединной Руси, по которым огненным валом прокатилось татаро-монгольское нашествие и иго для которых было особенно тяжким из-за близости к Орде.

Северные Новгородское и Псковское княжества благодаря мудрой политике Александра Невского избежали разорения и, хотя платили огромную дань, сохранили возможности жить, торговать с Европой, развиваться. Потому новгородская храмовая архитектура, переживающая расцвет со второй половины XIV века, псковская и новгородская иконопись отличаются ярким своеобразием и развивают те тенденции, которые были намечены в предмонгольское время.

Сожженные, обезлюдевшие княжества Срединной Руси боролись за выживание и самосохранение. И опорой в том были русским людям православная вера, родной язык и культура. Жители срединной Руси держались за традиции, как утопающие за обломки корабля, потерпевшего крушение. Потому икона ростовская и суздальская гораздо ближе к домонгольской, нежели новгородская или псковская. Но скорбью наполнены лики, словно горечью и слезами омытые!

Плат, на фоне которого изображен обращенный к молящемуся лик Христа с большими печальными глазами, словно плотно расправлен на доске. Нимб яркий, цветной, обведен темной полосой. Белый, без складок плат украшен красными полосами, черным орнаментом по нижнему краю и красными кругами с фрагментированными, но поддающимися прочтению надписями: ИИСУС ХРИСТОС ЦАРЬ СЛАВЫ. Внизу киноварью написано: ОБРАЗ ГОСПОДА БОГА СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО.

Спас Нерукотворный. Последняя четверть XIV века. Среднерусские княжества. Дерево, темпера, 104х74. ГТГ
Спас Нерукотворный. Последняя четверть XIV века. Среднерусские княжества. Дерево, темпера, 104х74. ГТГ

На иконе, датируемой последней четвертью XIV века, плат написан охряным и красным и в верхней части завязан двумя узелками. Писан образ на липовой доске без ковчега и паволоки (ткани, которой проклеивали доску). По сравнению с домонгольским этот образ более простодушен, несравненно менее аристократичен. Спаситель утешительно ласков, в нем нет надмирной отстраненности, характерной для византийских икон.

Спас Нерукотворный. Последняя четверть XVI века. Дерево, темпера. Оклад: серебро, золочение, скань. 48,2х39. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Спас Нерукотворный. Последняя четверть XVI века. Дерево, темпера. Оклад: серебро, золочение, скань. 48,2х39. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В 2006 году на выставке икон из собрания Рыбинского музея в Москве, в музее Церетели, была представлена замечательного совершенства икона со священным убрусом, несомым ангелами. Благодатный образ отличается особой мягкостью и красотой и написан, по мнению искусствоведов, одним из московских изографов. Согласно сохранившейся надписи XIX века (на бумажной наклейке на обороте доски) икона принадлежала Константину Ивановичу Михалкову – стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова. Драгоценный серебряный с позолотой оклад считается работой новгородского мастера.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона из Троице-Сергиевой лавры в Загорске. 1673 или 1658, ГТГ
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона из Троице-Сергиевой лавры в Загорске. 1673 или 1658, ГТГ

Такова же иконография знаменитой иконы «Спас Нерукотворный» работы Симона Ушакова, прославленного мастера XVII века.

Сопоставление этой иконы с предшествующими наглядно показывает, в каком направлении шло развитие образа Спаса Нерукотворного в России в XVII веке. «Последний изограф и первый художник» российский Симон Ушаков стремится живо и правдоподобно передать образ Христа, тщательно изображает плат, над складками которого таинственно сияет благообразный лик Иисуса.

Нонна Яковлева

________________________________

[1] Св. Феодор Студит писал: «Одно ( видимый образ Христа) – печать, другое – отпечатанное изображение. Однако и до отпечатывания отпечаток на печати. Печать, однако, была бы недействительной, если бы не имела отпечатка на каком-либо веществе. Соответственно и Христа пришлось бы признать недеятельным и недействительным, если бы Он не был видим в изображении искусства. (…) во Христе произошло соединение несоединимого, смешение того, что не смешивается, неописуемого с описуемым, бесконечного с конечным, неограниченного с ограниченным, не имеющего образа с имеющим видимый образ, что и удивительно». - Цит по кн.: Савина С.Г.. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. – СПб., 2001. С. 120.

[2] Остальные три: Спас-Златые власы (Государственные музеи Московского Кремля), Ангел-Златые Власы (ГРМ) и Благовещение - называемое Устюжским (ГТГ).

[3] Древнерусское искусство Х-начала ХУ века. – Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. С..54.

[4] Там же.