Найти в Дзене
Bond Voyage

35 лет в морской разведке особого назначения. Ч.2.2 Пеницилин. Пожар на «Победе» и Сталин. Возвращение домой. Вынужденный карантин

Начало читайте здесь.

Часть 2.1 читайте здесь

Но лучше всего предоставить слово его старшему сыну Льву Скрягину – известному писателю-маринисту: «Отец рассказывал, что один из двух орденов Боевого Красного Знамени, которыми он был награжден, ему особенно дорог тот, который он в шутку называл «бацильным». Дело в том ,что в 1944 году ему удалось добыть у американских медиков ампулы с вакциной усовершенствованного пенициллина и описание технологического процесса его получения. После того, как эти материалы были отправлены в СССР , советским медикам удалось воспроизвести его и наладить массовое производство. В результате сотни тысяч раненых бойцов Красной армии были спасены от гнойных инфекций и газовой гангрены».

К слову, наша семья сделала попытку воспользоваться этим, по тем временам «чудо-лекарством». Уже в конце войны мать получила письмо от сестер, оставшихся в Москве, в котором они сообщали , что их отец сильно простудился и у него острая форма пневмонии. C началом войны старый солдат сразу пошел в военкомат. У него были старые счеты с «германцем», как он их называл. Был у них даже в плену в лагере под Бреслау, но военком отказал ему по возрасту. Позже он пытался записаться в ополчение, но и здесь сказали, что еще не пришло его время. Ветеран не успокоился и организовывал ночное дежурство на крышах и в подъездах.

Анатолий Иванович, пользуясь своими связями достал некоторое количество пенициллина, и мать отправила его с посылкой в Москву. К сожалению посылка опоздала и наш дед так и не дождался своих любимых внуков.

Говоря о линии Одесса-Нью-Йорк , нельзя не сказать о трагедии на теплоходе «Победа». В связи с тем, что до 1948 года совершавший регулярные рейсы на этой линии дизель-электроход «Россия», по не совсем понятным причинам был объявлен Госдепартаментом США «персоной нон грата», на эту линию был поставлен теплоход «Победа» (бывший германский «Иберия», капитан Н. Пахолок).

Фото Н.Зайцева
Фото Н.Зайцева

Теплоход продолжал перевозить в основном семьи работников различных дипломатических и торговых миссий СССР, аккредитованных в США в годы войны. Продолжалась и перевозка различных материалов, добытых всеми органами разведки.

В августе 1948 года теплоход, следуя в Одессу, получил распоряжение взять на борт в Александрии (Египет) группу армян-репатриантов, для доставки их в Батуми. После выгрузки армян теплоход взял курс на Одессу, но так и не дошел до нее. Обгоревший теплоход был обнаружен авиацией в 70 милях южнее Ялты. А случилось вот что: по неосторожности киномеханика вспыхнула кинопленка, пожар охватил кинобудку, перекинулся в коридор, и вверх по лестницам, ведущим на ходовой мостик и радиорубку. Словом пожар охватил все судно. Погибло 42 человека .

На этом можно было бы поставить точку, но среди погибших был китайский маршал Фэн Юйсан, который следовал в Москву на переговоры с И.Сталиным. Он был боевым генералом,отличившимся в годы войны с Японией и поддерживавший компартию Китая. Известно, что И.Сталин не очень доверял Мао и, возможно, рассматривал маршала, как «запасную» фигуру , способную возглавить будущий коммунистический Китай. По личному указанию И. Сталина МГБ расследовало этот инцидент и пришло к выводу, что среди армян-репатриантов могли быть американские разведчики-диверсанты, однако доказательств представлено не было. Хотя было обнаружено множество неработавших огнетушителей, забитых контрабандными отрезами модного в то время панбархата. Вину все-таки возложили на армянских репатриантов.

Постановлением Совета министров была немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещен прием армянских переселенцев в Армению. Скорее всего это действительно был несчастный случай. Тем не менее таинственная гибель Фэна и его дочери на советском теплоходе возможно нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти.

Мы еще вернемся к китайской теме и встретимся с теплоходом «Победа». А наша семья отправилась на Родину из Нью-Йорка в конце декабря 1946 года на борту транспорта «Сухона» (капитан Д. Сорока). Путь лежал через Атлантику в Одессу и шли мы туда почти месяц. Судно было перегружено, т. к. прямо на палубе возвышались штабеля труб для строящегося газопровода Саратов-Москва. С собой мы, конечно, взяли продукты не только на дорогу, но и подкормить родственников в Москве – крупы, консервы и прочее. По дороге смотрели советские фильмы «Два бойца», «Пятнадцатилетний капитан» и другие. Но поскольку команда смотрела эти фильмы несколько раз повахтенно, то мы, дети выучили и песни, и диалоги наизусть.

Пока пароход идет через океан, попробуем подвести некоторые итоги этой командировки. Считается, что советские разведывательные службы располагали в США самыми сильными позициями на заключительном этапе Второй мировой войны и в первые послевоенные месяцы. Советское политическое руководство прекрасно осознавало значение США как главного союзника и как главного потенциального противника СССР. Используя благоприятные условия военного времени – присутствие в США многочисленных советских учреждений (как существовавших там до войны – дипломатических представительств, Амторга, ТАСС – так и созданных в 1941–1942-х гг. – Советской закупочной комиссии в США) ГРУ и РУ ВМФ постоянно наращивали численность офицеров – оперативников, действовавших под прикрытием этих легальных представительств, и активно вербовали новую агентуру. Штат резидентур ГРУ и РУ ВМФ в Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско составлял 10–12 человек. Еще меньшее число офицеров было прикомандировано к подрезидентурам этих служб в Лос-Анджелесе, Портленде, Сиэтле и некоторых других городах.

Однако эти сравнительно небольшие штаты резидентур компенсировались десятками кадровых офицеров разведчиков, работавших под прикрытием СЗК, Амторга и некоторых других учреждений. Общая численность сотрудников двух крупнейших советских представительств в США – Советской закупочной комиссии и Амторга – только в Вашингтоне и Нью-Йорке составляла около 5 тысяч человек.

Сбором различного рода политической, военной, экономической и научно-технической информации должны были заниматься во время своего пребывания за границей все советские специалисты, независимо от того, являлись они сотрудниками разведслужб или нет.

А что же союзники? Имеются сведения, что уже с сентября 1941 года в Архангельске начала работать английская военно-морская миссия для координации с советской стороной поступления морским путем грузов по ленд-лизу. Первоначально состав ее включал 15 человек, а к ноябрю 1944 года здесь уже находилось около ста военнослужащих, в то время как реальная потребность в обеспечении проводки судов не превышала примерно 20 человек. Чем же занимались остальные? Среди остальных было несколько установленных разведчиков. Некоторых приходилось попросту выдворять из страны. В числе таких оказался и первый руководитель миссии капитан Уайнберд, который занимался подробным изучением портов Мурманска, Архангельска, Молотовска и других. Все сотрудники миссии интересовались инфраструктурой портов, коммуникациями, особенностями берегов, организацией ПВО и береговой обороны. Кроме того, сотрудники миссии занимались промером глубин бухт и фарватеров, изучением пропускной способности доков, фотографированием объектов. Как видно, и союзники не теряли времени даром.

Переход через Атлантику прошел без приключений. Однако в Средиземном море, которое еще не было освобождено от мин всех воюющих стран, ежедневно «игрались» шлюпочные тревоги, с раздачей спасательных жилетов, каждый должен был знать свое место в шлюпке. На переходе встретили Новый год, елку припасли еще в Нью-Йорке. Наконец, родное Черное море. Зима 1947 года была необычно сурова. Одесский залив был забит льдом. Поэтому было решено заходить в порт утром. Вечером зашли в румынский порт Констанца, а утром стали пробиваться в Одесский порт. Помогал единственный черноморский ледокол «Торос». Стальные тросы лопались один за другим, наконец, ошвартовались.

Мы попрощались с «Сухоной» и перебрались в гостиницу «Одесса» на Приморском бульваре, где прожили несколько дней, пока оформили багаж и проезд до Москвы.

Одесса производила мрачное впечатление. Город был завален снегом. Во многих домах окна забиты досками, много разрушенных домов, городской транспорт практически отсутствовал, на улицах мало прохожих. В порту у причалов всего несколько судов. Наконец, все хлопоты позади, снова поезд. Но поездка оказалась не совсем спокойной. По крышам поезда бегали люди, слышалась стрельба. Утром отец узнал, что ночью вооруженными бандитами была попытка отцепить багажный вагон. Но железнодорожная милиция отбила нападение. Это сейчас багажный вагон сразу за локомотивом, а тогда он прицеплялся в хвосте. Видимо и у недобитых бандитов была своя разведка – в поезде ехало несколько семей советских граждан, возвращавшихся из заграницы, и уголовникам было бы чем поживиться.

В это время командующим Одесским военным округом был «маршал Победы» – трижды герой Советского союза маршал Г. Жуков.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Как он навел порядок в Одессе, теперь уже знают все. Но это не тема нашего рассказа Уже через сутки на Киевском вокзале в Москве встреча с родственниками. Кругосветное путешествие длиной в 4,5 года завершилось. Однако домой мы попали не сразу. Помимо родственников на вокзале нас встречали работники Разведки ВМФ, с которыми отец связывался еще из Одессы. В соответствии с действовавшими тогда правилами, после длительной заграничной командировки работники размещались на подмосковных дачах министерств и ведомств. Родственники проводили нас с вещами к поджидавшему на привокзальной площади автобусу и мы отправились на станцию Правда по Ярославской ж/д. В поселке, в глубоком снегу стояло несколько одноэтажных бревенчатых домов на две семьи. Отопление в домах печное, плита для готовки, дрова и туалет во дворе, вода в колодце. Наверное можно оценить юмор устроителей такого «карантина». Все эти прелести сельской жизни плюс жестокий мороз должны были заставить забыть сытую и комфортную заграницу. Здесь мы прожили около двух месяцев.

Немного позже здесь появится и военно-морской атташе в США капитан 2 ранга Н. Скрягин с семьей , а также его помощники.

-3

Война закончилась и аппарат атташе в США менялся. Официально цель пребывания здесь вполне оправдана. Необходимо было восстановить внутренние документы, прописку, да и продуктовые карточки, которые тогда еще действовали. Да мало ли какие еще документы нужны для легализации у себя на Родине. Отцу же было необходимо получить новое назначение для дальнейшего прохождения службы. Первый раз он шил форму с недавно введенными золотыми погонами капитан-лейтенанта, носить которые ему пришлось очень недолго. В управлении разведки ВМФ из рук начальника он получил все правительственные награды, которыми был награжден за годы войны, и среди них была необычная для разведчика медаль «За трудовое отличие». Об этой награде отец знал еще в США. Когда шеф поздравлял его с наградой и, увидев его удивленный взгляд, сказал, что он еще молодой и еще заработает не одну награду. Видимо разнарядка на награды существовала и тогда.

Продолжение читайте здесь.

Юрий Буслаев. Редактировал Bond Voyage.

Все главы повести читайте здесь.

З5 лет в морской разведке особого назаначения | Bond Voyage | Дзен

=====================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

===================================================

Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru

Роман читайте здесь.

Канал. Война на истощение. | Bond Voyage | Дзен

===================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь.

Две жизни офицера Де Бура | Bond Voyage | Дзен

======================================================