Найти в Дзене

Детские страхи

Страх – жизненно важная эмоция, которая отвечает за то, чтобы наш организм не пропустил опасность. Итак, детские страхи могут проявляться в различных формах: страх темноты, чудовища под кроватью, звери и т.д. Однако источник всех страхов один –
незнание законов, действующих в мире и управляющих им.
Как родители мы должны понимать, что страх важен не только для сохранения жизни, но и для развития. Поэтому, когда в ребенке просыпается страх, прежде всего надо проверить, характерен ли он для данного возраста. Если это так, если страх возник в «подходящий» период, то от нас требуется поддержка и внимательность. Очень велик шанс того, что при адекватных ответных реакциях родителей и окружения ребёнка, он сможет преодолеть острый период и преодолеть свой страх. И как правило так и происходит. Возрастные страхи указывают на то, что ребенок достиг определенной ступени развития. Возрастных страхов не избежать. Это нам необходимо принять. Ниже приведена таблица характерных возрастных страхов: Ра

Страх – жизненно важная эмоция, которая отвечает за то, чтобы наш организм не пропустил опасность.

Итак, детские страхи могут проявляться в различных формах: страх темноты, чудовища под кроватью, звери и т.д. Однако источник всех страхов один –
незнание законов, действующих в мире и управляющих им.
Как родители мы должны понимать, что страх важен не только для сохранения жизни, но и для развития. Поэтому, когда в ребенке просыпается страх, прежде всего надо проверить, характерен ли он для данного возраста. Если это так, если страх возник в «подходящий» период, то от нас требуется поддержка и внимательность. Очень велик шанс того, что при адекватных ответных реакциях родителей и окружения ребёнка, он сможет преодолеть острый период и преодолеть свой страх. И как правило так и происходит. Возрастные страхи указывают на то, что ребенок достиг определенной ступени развития. Возрастных страхов не избежать. Это нам необходимо принять.

Ниже приведена таблица характерных возрастных страхов:

Работа по преодолению страха

Уже начиная с определённого возраста(2,5-3 года) мы можем проводить какую-то работу с детьми, чтобы помогать им преодолевать их страхи.

Например, для детей 3-5 лет естественной является адекватная расправа со злом, это особенно касается страха перед какими-то персонажами сказок, мультфильмов, приведений и т.д. Родители могут, разговаривая и обсуждая с детьми, мягко направлять их, подсказывать, как можно выйти из пугающей его ситуации. Но в конечном итоге мы приходим к тому, что ребёнок должен выйти
победителем своего страха и уничтожить его каким-то мягким способом: отправить в другую страну, победить его в сражении, прибегнуть к помощи другого персонажа, которому ребёнок доверяет. Тут уже дело за фантазией вашего ребёнка.

Детей пяти-семи лет необходимо учить справляться с опасностью, не
уничтожая её, а превращая в дружественно настроенный
персонаж. Для этого ребенку предлагается использовать свой
ум, знания и умения. Необходимо закрепить в сознании
ребенка ощущения победителя.

Методы

Для работы со страхами как правило используют методы арт-терапии, сказкотерапии, ролевые игры.

В этой статье подробнее хочу остановиться на рисунке своего страха.

Рисунок своего страха - очень простой на первый взгляд, но эффективный метод для работы со страхом. Приведу личный пример.

Моя дочь, в возрасте 7 лет боялась засыпать, так как представляла себе различных пугающих персонажей, которых увидела в роликах на ю-туб. Я предложила ей нарисовать всех своих обидчиков на одном листе. Хочу отметить, что вначале ни я ни она особо не рассчитывали на хороший эффект от этого, скорее это был повод для общения и для начального определения её страха.

Итак, после того, как дочка нарисовала персонажей (помню, что там точно был сиреноголовый и еще два каких-то персонажа), я попросила её рассказать о каждом подробнее. Так сказать, ввести меня в курс дела: где эти товарищи проживают, чем занимаются, чем или кем питаются, злые они или нет, чем пугают детей, можно ли их победить и как и т.д. После рассказала, я попросила дочку преобразовать каждого персонажа(трансформировать) и сделать его менее пугающим, а ещё лучше смешным и забавным, чтобы он уже не вызывал такого ужаса. Она подумала как это сделать и доработала каждого из них, в процессе работы начала смеяться и веселиться. Видно было, как ей понравилась вторая часть задания. К тому же ребёнок творческий, для неё это было к тому же очень интересным. Затем мы еще поговорили, я предложила ей каждый раз, когда она начинает перед сном представлять себе эти страхи, то вспоминать именно такой, преображенный, смешной образ. И помнить о том, что она им теперь хозяйка и может изменить любого персонажа так, как ей захочется. Ну а в конце она с большим удовольствием разорвала рисунок на мелкие кусочки. Тут было важно спросить ребёнка, что она хочет сделать со своим рисунком -уничтожить(как именно) или возможно сохранить себе на память.

После проделанной нами работы ребёнок стал чувствовать себя гораздо лучше. Ведь мы сняли с неё напряжение, разрядили тревогу внутри неё, она смогла её выплеснуть через рисунок и через разговор с мамой. И она сама словно закрыла эту страницу внутри себя, потому что больше эти страшные персонажи не тревожили её перед сном.

Ребенку необходимо прочувствовать свой страх, чтобы захотеть преодолеть его. Преодоление страха ознаменует для него важный шаг в понимании мира и себя самого. Родителям важно ответственно и внимательно отнестись к страхам своего ребёнка, не отрицать и не обесценивать их. Мы признаем эти страхи и учимся их преодолевать, мягко подбирая различные методы.

  • Кому-то подойдёт пример самих родителей и то, как они сами были в подобной ситуации страха и победили его, когда были детьми.
  • Можно придумать вместе с ребёнком сказку с его страхом, в которой он сам или с помощью какого-то помогающего персонажа победит злодея или пугающую его ситуацию.
  • с помощью ролевых игр также можно учиться преодолевать страхи. Это можно делать через игрушки или через реальных людей. Лучше всего если родитель будет играть роль страха, а ребёнок будет сражаться с ним. Но тут будьте готовы к различным проявлениям эмоций ребёнка, ведь он вживётся в свою роль искренне и может вполне реально бороться с вами. И тут важно соблюдать спокойствие и не ругать ребёнка.
  • изменять установки, связанные со страхом. Допустим, в ситуации страха перед собаками, можно изучать энциклопедии, рассматривать картинки разных собак, смотреть фильмы, а затем уже постепенно начинать общение с какой-то знакомой маленькой собачкой, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности рядом с ней и постепенно понимал, что не все собаки злые и опасные.
  • хочу также отметить, что многие страхи рождает именно неизвестность и главное оружие перед такими страхами - знание. Это касается таких страхов, как боязнь насекомых, животных, природных явлений и т.д.

В заключении хочу пожелать всем родителям много сил и терпения, ведь для помощи вашим детям необходимо именно ваша забота и внимание. С помощью вашей чуткостью, с помощью вашего примера, ваш малыш преодолеет любые трудности.

-2

Подписывайтесь на мой канал, на нём вы непременно найдёте много полезной информации.

Может быть вас заинтересует: