Найти тему
История моды с Марьяной С.

Краткая история купального костюма

"Купальник" – слово не то чтобы легкомысленное, но из тех, над которым не раздумываешь. Зачем? Надеваешь купальник и бежишь... куда? Естественно, купаться. А вот "купальный костюм" звучит куда более солидно, и намекает, что у него, как и любого другого костюма, есть своя история!

Старинные купальники (хотя назвать их так язык поворачивается с трудом – слишком уж они бывали монументальны) приветственно машут своим современным собратьям длинными рукавами, пышными подолами, многочисленными оборочками и, наверное, завидуют. Завидуют тому, что было совершенно недоступно женщинам, которые носили их, зато доступно сегодня нам. Доступно настолько, что мы об этом не задумываемся. Удобство.

Сейчас, выбирая купальник, мы обращаем внимание на цвет и фасон, а то, что в нём нам удобно, ничего нигде не путается, не прилипает к ногам... Это само собой разумеется. Но так было не всегда.

Купальные костюмы 1890-х, (с) из коллекции Метрополитен-музея
Купальные костюмы 1890-х, (с) из коллекции Метрополитен-музея

Сложно не вспомнить отличное описание сражения дамы и её купального костюма в книге Джеральда Даррела "Моя семья и другие звери". Действие происходит в тридцатых годах, и сестра автора, Марго, загорает, по его словам, "в микроскопическом купальнике", а вот мама, которой тогда было около пятидесяти, предпочитает купальные костюмы времён своей молодости.

"Смущенно развязав пакет, мама изумила нас всех, вытащив оттуда на редкость бесформенное одеяние из черной материи, покрытое сверху донизу бесчисленными оборочками и складочками. – Ну, что вы об этом скажете? – спросила мама. Мы уставились на странный наряд, пытаясь отгадать, для чего он предназначен.

– Что это такое? – спросил наконец Ларри. – Купальный костюм, разумеется,– ответила мама.– Что же это еще, по-вашему, может быть?

– Он напоминает мне сильно исхудавшего кита,– сказал Ларри, приглядываясь к костюму.

– Ты это ведь не наденешь, мама,– сказала пораженная Марго.– Можно подумать, что он сшит в двадцатом году.

– А для чего тут оборки и все вот эти штуки? – с интересом спросил Ларри.

– Для украшения, конечно,– с негодованием ответила мама.

– Ничего себе украшения! Не забудь вытряхивать из них рыбу, когда будешь выходить из воды.

– Могу лишь сказать, что мне это нравится,– твердо заявила мама, засовывая чудовище обратно в пакет.– И я буду его носить.

– Ты можешь затонуть во всей этой амуниции,– серьезно сказал Ларри.

– Мама, это ужасно. Его нельзя носить,– сказала Марго.– Ну почему ты не купила что-нибудь более современное?

– Когда ты доживешь до моих лет, милая, ты не станешь ходить в трусах и лифчике... У тебя будет не та фигура.

– Хотел бы я знать, на какую же фигуру было рассчитано вот это,– заметил Ларри".

А дальше описывается сцена, забавная для зрителей, но не для участников – как счастливая обладательница купального костюма сражается с псом, который, видимо, принял его за морское чудовище, напавшее на хозяйку, с морскими волнами, да и с самим костюмом, который намок, раздулся и стал походить на "дирижабль из оборок и складок".

Ух!

Мозаики виллы Романа дель Казале, начало IV века, (сс) Wikimedia Commons
Мозаики виллы Романа дель Казале, начало IV века, (сс) Wikimedia Commons

Что ж, древние гречанки, равно как и древние греки, были, наверное, в наиболее выгодной ситуации, обходясь вообще без купальных костюмов (кто хоть раз купался, особенно в море, подобным образом, может оценить всю прелесть отсутствия купальника). А множество статей, посвящённых истории купальных костюмов, указывают, что, мол, ещё древние римлянки носили нечто, напоминающее современные купальники-бикини. Что ж, на античной сицилийской вилле действительно сохранились древние мозаики , и стройные девушки на них действительно одеты в тёмные "раздельные купальники", но... Они занимаются спортом, а купанье тут ни при чём. Есть и другая версия – что это танцовщицы, разыгрывающие представление. Как бы там ни было, сходство, конечно, разительное, и в очередной раз напоминает, что "ничто не ново под луной". Даже, казалось бы, последний писк моды, которая на самом деле просто делает очередной виток (или изящный завиток).

В фильме "Анжелика и король" главная героиня появляется в соблазнительно-короткой рубашке, надетой, по всей видимости, поверх корсета, и чулках. Изучать историю костюма по "костюмным" фильмам не стоит (за редчайшим исключением) – купальный наряд Анжелики показался бы крайне нескромным и двести лет спустя. Если уж дама в XVII веке и решалась купаться, то одеяние было длинным и широким, с длинными рукавами, и укрывало всё тело от чужих взглядов, пусть даже о совместном купании мужчин и женщин речь пока не шла (если вы, конечно, не развесёлая селянка, которая готова купаться и нагишом).

Кадр из фильма "Анжелика и король" (1966)
Кадр из фильма "Анжелика и король" (1966)

В течение долгих десятилетий купальный костюм особо не менялся, разве что в подолы дамы начали вставлять "утяжелители", чтобы костюм целомудренно и по возможности чинно укрывал ноги, а не всплывал на поверхность.

Однако в конце XVIII и особенно начале XIX века ситуация меняется – морские курорты становятся популярными, и теперь купальному костюму уделяют немногим меньше внимания, чем платьям и шляпкам (впрочем, поначалу это и были платья и шляпки).

Карикатура "Русалки в Брайтоне", 1825-30, (с) из коллекции Британского музея
Карикатура "Русалки в Брайтоне", 1825-30, (с) из коллекции Британского музея

Вот как описывается в дамском журнале за 1807 год костюм для прогулок по берегу: "Платье из белого батиста или нежно-розового муслина, с длинными рукавами и манжетами "под старину" из белого муслина – оно надевается поверх штанишек из белого французского батиста, которые отделаны так же, как и подол платья. Узорчатый короткий шарф желтовато-коричневого цвета, с широкой светло-зелёной каймой и пышными шёлковыми кистями; перчатки из кожи козлёнка; сандалии из бледно-жёлтого или белого сафьяна завершают этот поистине простой, но привлекательный наряд". Хорошо хоть, в этом не предлагали погружаться в воду!

Иллюстрация из журнала "Модный свет" (1872)
Иллюстрация из журнала "Модный свет" (1872)

Впрочем, концепция самих купальных костюмов в течение века не очень менялась, и суть её – укрыть всё тело множеством слоёв ткани. Скажем, в середине века, когда дамы носили пышные юбки с кринолинами, в воду они входили в закрытом, без декольте, платье длиной до колен (и, конечно, тоже с пышной юбкой), шароварах и чулках. В 1880 становится популярной модель "Принцесса" – блузка и штаны, соединённые в единое целое, и надевающаяся поверх них юбка. Плотные ткани – саржа, шерсть или фланель, тёмные оттенки... Добавим к этому чепчик или шляпку, туфли или ботиночки, и пожалеем дам викторианской эпохи – будем надеяться, они всё-таки получали хоть какое-нибудь удовольствие от купания в своём обмундировании. Кто из нас сейчас согласился бы купаться в таком? Уж лучше посидеть на берегу.

Однако постепенно и юбки, и штаны, и рукава начинают укорачиваться, так что к концу века купальщицы уже демонстрируют, о ужас, щиколотки и обнажённые руки! Затем рукава исчезают, появляются вырезы, приоткрывающие грудь и спину, ноги прикрываются уже только до колен, так что в начале XX века купальщица уже не стесняется показываться на пляже в одежде, открывающей Великую Тайну Бытия – у женщин есть тело!

Аннет Келлерман, ок. 1905, (с) из коллекции Библиотеки Конгресса
Аннет Келлерман, ок. 1905, (с) из коллекции Библиотеки Конгресса

Правда, за смелость приходится платить – в 1907 двадцатилетнюю Аннет Келлерман, которая за два года до этого стала первой женщиной, попытавшейся переплыть Ла-Манш, арестовали на бостонском пляже. За что? За нарушение приличий – её цельный купальный костюм показался слишком нескромным. Что ж, Аннет была смелее многих своих современниц; в конце концов, именно она, став актрисой, девять лет спустя появилась на киноэкране полностью обнажённой – впервые в истории кино.

Купальники 1920-х, (с) amazon.com
Купальники 1920-х, (с) amazon.com

Уже к началу 1920-х годов купальник – теперь его уже смело можно так назвать – упростился. Короткие штанишки и туника. Правда, заканчивались штаны обычно где-то посередине бёдер, их широкой части, что зрительно делало ноги короче и толще, но это сегодняшняя точка зрения, а тогда все были довольны – и женщины, которые могли, наконец, купаться и плавать свободно, и мужчины, любовавшиеся женскими формами.

В 1930-е годы купальник, наконец, становится раздельным, и уже начинает напоминать современные – бюстгальтер, порой уже даже без бретелек и трусики, непременно с высокой талией (кстати, строгий кодекс производства голливудских фильмов запрещал актрисам, появляющимся на экране в купальных костюмах, демонстрировать... пупок; казалось бы, такое невинное место!)

Съёмка для универмага "Хэрродс", 1935, (с) из коллекции Музея Лондона
Съёмка для универмага "Хэрродс", 1935, (с) из коллекции Музея Лондона

В конце 1940-х в моду вместе со стилем "new look" – осиная талия, корсеты, плавная линия бёдер – входят цельные купальники, подчёркивающие фигуру. И уже никуда не уйдут, ведь даже (и в особенности) на дамах с пышными формами они смотрятся выигрышно, делая их более стройными. Уплотнённая талия и бока, жёсткие чашечки.

А пресловутый раздельный купальник, благодаря которому в словарях появилось новое слово? В 1946 Жак Хайм разработал модель "самого маленького купальника в мире", назвав его "Атом", а Луи Реар (так и хочется сказать – ох уж эти французы!) ещё уменьшил его. Атом распался дважды – на атолле Бикини провели испытания ядерной бомбы, а в моду вошёл купальник "бикини". Как сказал Реар, он "такой маленький, что рассказывает о девушке абсолютно всё – за исключением девичьей фамилии матери!" Но дорогу вновь пришлось прокладывать женщине, готовой предстать перед публикой в минимальном количестве одежды или без неё – первой в бикини появилась танцовщица-стриптизёрша, Мишелин Бернардини. А когда и этот купальник стал обычным, дизайнер Рудольф Гернхайт представил публике "монокини" – в отличие от "би-", он был цельным, зато полностью открывал грудь. Легко представить, как клеймили этот купальник в прессе, и, тем не менее, клиенты находились. Правда, не столько среди смелых купальщиц, сколько среди владельцев развесёлых заведений... Позднее словом "монокини" стали называть формально цельный купальник, однако скроенный так, что скрывает он столько же, сколько и бикини; а затем уже и просто нижнюю часть купальника, плавки, когда женщины стали появляться на пляже, не прикрывая грудь уже ничем.

Пегги Моффит в монокини, 1964 (с) vogue.com
Пегги Моффит в монокини, 1964 (с) vogue.com

С тех пор у женщин появился богатый выбор – от "ничего" или "почти ничего" до очень закрытых купальников. И по сей день от богатства выбора пестрит в глазах.

Словом, входите в воду, и главное – не стесняйтесь. Вы не хуже девушки Бонда, будь то Урсула Андрес или Джессика Альба, с разницей почти в сорок лет красовавшихся на экране в белоснежном купальнике. Даже если у вас не такое великолепное тело, как у них.

В конце концов, вы пришли купаться!

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)