Христиане верят, что Библия является богодухновенным священным текстом. Как это понимать? Кто-то считает, что в Библии нет ошибок и противоречий, ведь она написана при соучастии Святого духа. Кто-то считает, что раз Библия написана людьми, значит в ней могут быть ошибки, однако главный смысл Библии является непоколебимой истиной. Но что делать, если ошибку допускает сам Иисус Христос?
В этой статье я расскажу не только об ошибке, которую отмечают многие исследователи Библии, но также приведу точки зрения христиан, оправдывающих эту ошибку.
Описание ошибки
Во 2 главе Евангелия от Марка Иисус с учениками идут и едят зерно в субботу. За это их обвиняют фарисеи, ведь в субботу запрещено собирать зерно. Иисусу говорят выбросить зерно, но Христос отвечает:
Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? (Марка 2:25-26)
В чем же здесь ошибка? В том, что этот же сюжет в ветхозаветной книге "1-я книга Царств" описывается иначе - первосвященником в то время был не Авиафар, а его отец Ахимелех:
И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: «пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе»; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять или что найдется... И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы. (1-ая Царств 21:1-3,6)
Почему эта ошибка важна? Потому что она не вписывается ни в один из приведенных выше подходов. Одно дело - ошибся человек, писавший Библию. Но если ошибся сам Иисус Христос, всезнающий и всемогущий богочеловек, то как такое объяснить?
Первое объяснение на поверхности - ошибся автор Евангелия от Марка, когда писал текст. Он мог неправильно воспроизвести устную традицию, либо случайно спутал имена. Также мог ошибиться сам Иисус Христос, а устная традиция сохранила его ошибку.
Конечно, многие христиане не согласятся, что здесь ошибка, поэтому они предлагают разного рода объяснения.
Как христиане оправдывают ошибку?
Первое объяснение я нашел у библеиста Барта Эрмана. Он пишет, что во времена студенчества написал 30-страничную статью по данной ошибке с целью ее оправдания. В то время Барт Эрман был верующим христианином и полагал, что в Библии не может быть ошибок. В своей статье он пытался доказать, что формулировка "при первосвященнике Авиафаре" не является ошибкой, потому что Авиафар жил в то время. Он стал первосвященником позже, поэтому в Евангелии от Марка имеется в виду, что событие произошло при жизни Авиафара, а не при его первосвященстве.
Однако становится непонятно, почему нельзя было упомянуть первосвященника Ахимелеха? Барт Эрман утверждает, что свою статью он писал со стремлением оправдать ошибку, не придерживаясь интеллектуальной честности. Когда он показал работу своему руководителю, набожному христианину, то тот похвалил Эрмана за работу, но сказал вещь, которая поразила Эрмана: "Может, Марк просто ошибся?"
Намеренное исправление Марка
Второе объяснение, предложенное популярным протестантским теологом Джоном МакАртуром, заключается в том, что автор Евангелия от Марка решил написать про Авиафара, потому что он был известным спутником будущего царя Давида, а Ахимелех после описанного события вскоре умер.
Похожую интерпретацию предлагает протестантский теолог Платон Харчлаа. В "Комментариях Далласской семинарии" он утверждает, что Авиафар имел большую известность, чем отец, поэтому период характеризуется именем сына Ахимелеха, а не настоящим первосвященником.
Из православных толкователей похожей позиции придерживается протоиерей Иоанн Бухарев. Он пишет, что Авиафар назван первосвященником, потому что мог помогать своему отцу и был преемником в этом звании.
В данном случае можно говорить не о случайной ошибке, а о намеренном искажении ветхозаветного повествования, ведь в евангелии прописано, что "Давид вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре". Более того, к чему было упоминать имя Авиафара, если можно было обойтись и без него?
Имя не является важным
Забавный комментарий оставляют редакторы переизданного "Нового библейского комментария". Они пишут, что в этом сюжете имена не важны, ведь смысл его в другом: главное - не человек для субботы, а суббота для человека. Ошибка буквально игнорируется, как и у многих христианских комментаторов:
"Первосвященником во время упомянутой акции Давида был Ахимелех, отец Авиафара, но имя в этой истории не так уж важно".
Кто ошибся - Библия или Иисус?
Мы подошли к самому интересному. В Библии есть стихи, где не Авиафар назван сыном Ахимелеха, но наоборот - Ахимелех назван сыном Авиафара:
"Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, — священниками, Сераия — писцом..." (2-я Царств 8:17)
Таким образом, Библия дает противоречивые сведения об Авиафаре, который в одной книге назван сыном Ахимелеха, а в другой - отцом Ахимелеха. Какой же книге верить?
Версия, что именно Ахимелех был сыном Авиафара, закрепилась также в другой более поздней книге Ветхого Завета:
"Садок, сын Ахитува, и Авимелех, сын Авиафара, — священниками, а Суса — писцом..." (1-я Паралипоменон 18:16)
"...пред лицом царя и князей и пред священником Садоком и Ахимелехом, сыном Авиафара..." (1-я Паралипоменон 24:6)
При этом нельзя сказать, что в 1-й книге Царств автор оговорился, потому что там Авиафар несколько раз назван сыном Ахимелеха:
"Когда Авиафар, сын Ахимелеха, прибежал к Давиду в Кеиль, то принёс с собою и ефод". (1-я Царств 23:6)
"...и сказал Давид Авиафару священнику, сыну Ахимелехову..." (1-я Царств 30:7)
Таким образом, в древности существовало две традиции, которые придавали Авиафару разный статус: в первой традиции он был сыном Ахимелеха, во второй традиции - отцом Ахимелеха. Какой же традиции следовал Иисус? Для оправдания Иисуса можно сказать, что он следовал второй традиции. В таком случае мы можем лишь заявить, что Библия имеет противоречия. Однако Иисус цитирует сюжет из 1-й книги Царств, где именно Авиафар является сыном Ахимелеха. Следовательно, сохраняется не только ошибка Иисуса (или автора Евангелия от Марка), но и противоречие книг Ветхого Завета.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.