Найти тему
газета "ИСТОКИ"

В стране некошеных одуванчиков. Часть четвертая

Главы из книги

Семья как семья

Вот уже второй день пытаюсь понять: у нас образцовая семья? Или как?

Вчера Люка из первого подъезда всей семьёй ходили в театр: мама с плоской сумочкой через плечо и в тёмных очках, папа в начищенных туфлях, Люка в белых носочках и её брат Андрей.

Они вышли из подъезда улыбчивые и надушенные, поддерживая друг друга за локотки, и бабули на лавочке закивали им вслед, зашептались:

– Образцовая семья!

– Показательная!

Люка в школу ходит в нарядной белой блузке, и после уроков сразу домой, во дворе не носится как угорелая, а чинно идёт с папочкой под мышкой – на музыку.

А Люкин старший брат Андрей не курит, не торчит затемно в беседке с пацанами, не гогочет вслед проходящим девчонкам, а посещает спортивную секцию и проверяет Люкины уроки.

-2

Вот наверно потому бабули, завидев кого-то из Люкиного семейства, всегда одобрительно кивают друг другу:

– Образцовая семья! – Показательная!

Это значит, такую семью могут даже по телевизору показать, как всем пример!

Зимой вся Люкина семья катается в парке на лыжах и возвращается, взявшись за руки, все румяные, в помпончиках.

А летом Люка всей семьёй едут на Чёрное море…

Я хожу в раздумьях: моя семья зимой на лыжах не катается. И летом мы никуда не ходим, все вместе взявшись за руки, и море я видела только в кино… Как лето – вся наша семья разбегается по своим делам: старшая сестра бродит по горам в поисках камней и всяких древностей. Родители ездят по деревням изучать народный быт. Бабушка вообще ходит только на рынок.

И я остаюсь одна со своими горькими раздумьями: даже на музыку меня не отдали – музыкальная память не развита.

И значит, нас никто не покажет по телевизору…

…Но зато у меня больше пятёрок в табеле, чем у Люки!

Зато у меня есть Васька! И Джек! И воробей Чив!

-3

И целый чемодан игрушек.

И карандаши, с которыми я не расстаюсь, и два стеллажа книг. И родители пишут мне письма из экспедиции, и скоро сестра привезёт череп тюленя, а бабушка вечером сварит варенье с душистой сиреневой пенкой.

И я беру чай, беру варенье, и мы садимся с бабушкой перед телевизором смотреть кино – многосерийный художественный фильм «СЕМЬЯ КАК СЕМЬЯ».

-4

Самый главный день

Екатерина Тимофеевна сказала, что завтра в нашей жизни самый главный день: нас будут принимать в пионеры.

Я уже давно выучила пионерскую клятву, пионерскую песню и долго репетировала перед зеркалом пионерский салют. Мама купила мне шелковый оранжевый лоскуток – пионерский галстук, и я научилась завязывать его особым квадратным узлом на шее, под белый воротничок.

-5

Екатерина Тимофеевна спросила, все ли выучили биографию Павлика Морозова и других пионеров-героев. Она напомнила нам, что эти ребята, наши сверстники, пожертвовали собой ради нашей счастливой жизни в великой стране, и теперь мы должны быть во всем примером для подрастающего поколения, то есть для октябрят из первого «Е».

Екатерина Тимофеевна сказала, что у класса есть, конечно, отдельные недостатки в учебе и поведении. Что «тройки» нужно исправлять, на переменах не бегать как оглашенные и выходить на первое место по сбору металлолома. Ведь пионерами достойны быть только лучшие! Тут классная руководительница сделала паузу и скорбно добавила, что, к сожалению, в нашем классе есть два ученика, недостойные носить высокое звание пионеров. Это Леонов и Рафиков.

Ещё Екатерина Тимофеевна сказала, что, за исключением этих несознательных ребят, наш класс в основном готов жить, работать и учиться, как завещал великий Ленин. Поэтому завтра мы все, за исключением Рафикова и Леонова, приходим в парадной форме для вступления в ряды пионеров Советского Союза. Галстуки погладить. Клятву повторить.

Я, конечно, очень волновалась. Всю ночь мне снилась Клятва пионера, я ворочалась с боку на бок, не выспалась и в последний момент чуть не забыла пилотку. В школу я шла степенно, портфелем не махала и не подпрыгивала: я теперь почти пионерка, всем пример, а не какой-нибудь Рафиков со своими дурацкими дразнилками и обзывалками!

Я вошла в класс и оглядела одноклассников: какие все торжественные и нарядные! И тут мой взгляд наткнулся на румяного, толстощёкого Рафикова: как ни в чём не бывало он сидел на своей парте, перед ним лежали пилотка и красный галстук! Я поискала глазами Екатерину Тимофеевну: может быть, она не заметила Рафикова? Странно. Обычно наша учительница замечает всё: у кого шпаргалка, кто играет в «морской бой», и кто пришел с грязными ушами! Вот Екатерина Тимофеевна сосредоточенно обводит глазами класс и спокойно командует построиться парами: мы выходим на торжественную линейку в актовый зал. Ну ладно, – думаю – там-то она всё и заметит! Ведь мы по очереди будем выходить к присяге! Там-то Рафиков и попадётся!

…В пионеры приняли всех. И отличников. И активистов. И Вадика – победителя математических олимпиад.

И Рафикова.

А Леонова не приняли. Леонов поверил, что в пионеры принимают достойных. Леонов поверил, что он недостойный. И не пришёл.

А назавтра в классе Леонов увидел Рафикова. В красном галстуке, с сияющей физиономией.

Рафиков теперь как все – достойный, сознательный, лучший. Не хуже Вадика. Не верите? А вот же он – галстучек на шее!

В этот момент я увидела, как изменилось лицо Леонова. Он ссутулился и, опустив голову, сел за парту. Так он просидел весь урок. А потом ушел.

И что-то ссутулилось внутри меня...

Мои спортивные недостижения

С первого класса я по всем предметам была отличница. Кроме физкультуры. Потому что после наезда велосипедиста всё лето провела в гипсе.

И меня освободили от физры на целый год.

В последующие годы мы с физкультурой так и не подружились: я не хотела бегать на время, прыгать на высоту и кидать мячик на расстояние.

Учитель физкультуры весь урок ходит между нами с рулеткой – измеряет прыжки и броски и ставит циферки в журнал.

Или берет в одну руку свисток, в другую секундомер и заставляет бегать наперегонки.

Пионеры! – взывает физрук, – вы, как настоящие ленинцы, должны быть готовы к труду и обороне!

Я-то готова, но не люблю бегать просто так, и не понимаю, почему тридцать метров за пять с половиной секунд – хорошо, а за шесть уже плохо?

Вот когда я спасалась от сторожа из детского садика – то не знала, с какой скоростью бегу, просто ветер в ушах загудел, и похолодело в носу.

Я сиганула быстрей самой себя и так легко взлетела над чугунным забором, что опомнилась лишь по ту сторону, метрах в сорока.

Помню только сторожа с очумелой физиономией и кулаком над головой...

Я, когда вхожу в спортзал, с опаской осматриваю спортивные снаряды: «грушу» и кольца, и всех этих «козлов», и «коней», и вот этот висячий канат, на который нужно уметь влезть, а я болтаюсь на нём гирей…

Да, и ещё самое противное – нужно уметь отжаться от низенькой скамейки двадцать пять раз!

А я и от высокой-то не могу: скучно и тяжело, и, главное, непонятно: зачем?

Ведь я и без скамеек, и без канатов забираюсь на мой любимый тополь и на гараж дяди Геры, а также залезаю через форточку в папин кабинет!

Мне нравится шведская стенка: на неё легко взобраться и можно замечательно повиснуть вниз головой или задрать ноги под потолок.

Но за это почему-то оценок не ставят… И значок ГТО не дают.

Продолжение следует…

ПРЕДЫДЫДУЩИЕ ЧАСТИ

Автор: Джулия Арье

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!