Задание №21 в ЕГЭ по истории имеет высокий уровень сложности. Оно предполагает приведение аргументов, подтверждающих ту или иную представленную в фабуле задания точку зрения. Его выполнение требует довольно обширных и глубоких знаний в разных областях, и одним из сложных случаев являются вопросы по культуре. В частности, задание может быть сформулировано примерно так:
- в русской и европейской литературе XIX века нашли свое отражение процессы, происходившие в общественной жизни, приведите аргументы, подтверждающие данную точку зрения. Один аргумент для России и один для европейской страны.
Для успешного выполнения задания потребуется знание русской и европейской литературы XIX века, в частности литературных направлений с их общими особенностями, а также писателей и их произведений. В данной статье мы кратко охарактеризуем русскую и европейскую литературу XIX века в указанном контексте, что поможет взять максимальный балл.
В искусстве всегда находили свое выражение главные перипетии общественной жизни: войны, революции, технические достижения и др. Увенчавшая век Просвещения Великая французская буржуазная революция, громогласно объявила о неслыханных ранее идеалах – свободе, равенстве и братстве для всех людей. Однако, искренне поверившие в то, что мир стал другим люди вскоре были жестоко разочарованы. В их жизни как и прежде значительное место отводилось жестокости, подлости, страданиям и угнетению. Это вызвало горькое разочарование и внутренний протест, который вылился в возникновение нового течение в литературе – романтизма.
Писатели - романтики стремились абстрагироваться от того «неправильного» мира, который их окружал, и потому писали о неких далеких восточных странах или об ушедших эпохах, которые в их произведениях представлялись более искренними, правильными, не испорченными. В произведениях романтиков миром правит не только разум, как учили певцы Просвещения, но еще и сердце, чувства.
Наиболее известными представителями европейского романтизма в литературе были Дж. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» и др., Генрих Гейне стихи «Книга песен» и др., Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери» и др.
Среди русских писателей и поэтов к романтикам обычно относят творчество В. А. Жуковского («Невыразимое» и др.), ранние стихи А. С. Пушкина («К морю» и др.). Творчество М. Ю. Лермонтова считается расцветом романтизма в России («Демон», «Мцыри» и др.).
Примерно на исходе первой четверти XIX века романтизм как литературное направление исчерпал свои возможности. Уход от реальности в благостные мечтания не мог длиться вечно, а сама жизнь в эпоху раннего капитализма (зарождения индустриального общества) порождала новые проблемы и противоречия, задавала ускоренный ритм, в котором все меньше и меньше места оставалось для романтики и фантазий. Отражением этих общественных изменений стало появление нового литературного направления – критического реализма.
Растущая несправедливость и острые социальные контрасты привели писателей - реалистов к мысли о том, что мечтания бесплодны, а потому и писать о них бессмысленно. Необходимо освещать текущие проблемы, непосредственно затрагивающие людей, ибо только так и можно их преодолеть.
Яркие представители европейского критического реализма – это Чарльз Диккенс («Приключения Оливера Твиста» и др., Оноре де Бальзак «Человеческая комедия» и др.). Среди российских писателей черты реализма присущи произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и др., И. С. Тургенева «Отцы и дети» и др., Л. Н. Толстого «Война и мир» и др.
В последней трети XIX критический реализм достигает особой стадии своего развития – натурализма. Для натурализма характерна попытка не просто решить текущие проблемы, но выявить всеобщие законы развития общества. Это предполагало опору на научные открытия, в том числе и перенесение законов развития природы на общество (видимо, под влиянием открытий Ч. Дарвина). Отсюда и возникло название направления (nature – природа). Натуралисты делали центральными темами своих произведений неприглядные стороны человеческого быта, выставляли напоказ «изнанку» жизни.
Крупнейшим представителем европейского натурализма был Эмиль Золя («Ругон-Маккары» и др.). Среди российских писателей натурализм проявился в творчестве А. И. Куприна «Яма» п др., И.А. Бунина «Деревня» и др., В. В. Вересаева «Записки врача» и др., а также в работах М. Горького и Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Если статья понравилась – ставьте лайк!
Помощь каналу: карта сбербанка 2202 2002 3267 4364