Горы снега или песчаные барханы. Карельский лес или болотистая низина. Экипажу болида, участвующего в ралли, без разницы, где будет трасса, да и будет ли она вообще. Главное — это скорость, драйв и победа. Журналист «МК в Питере» побывал на ралли-спринте на Кубок Neo Oil и узнал от пилотов, сколько стоит подготовить машину к гонке, что скрывается за шифровкой штурманов и уступают ли джентльмены места на пьедестале автоледи.
Семейное дело
Под громкий рев моторов машины одна за другой заходят в поворот. Над трассой зависает снежное облако, поднятое шипованной резиной гоночных болидов. Белоснежную завесу разрывает следующий автомобиль. Пилот дергает ручник, машина уходит в управляемый занос, разворачивая морду на нужную траекторию, ручник опущен, педаль газа в пол — и болид, резко ускоряясь, проносится мимо зрителей…
А вот другой участок. Здесь под зрительские овации и выбросы огненных столбов из пиротехнических фонтанов машины буквально взлетают, преодолев горку, и плюхаются на все четыре колеса в разлившуюся у склона лужу. Практически за каждым болидом летит, жужжа, как назойливая муха, небольшой беспилотник — снимает прохождение трассы…
А каждый пилот опасные и ровные участки дорог проходит по-своему. Все зависит от мастерства и навыков самого гонщика и подготовленности, а также опытности его штурмана. И, конечно, от того, как механики поработали с автомобилем в период подготовки к гонке. На чемпионате по ралли-спринту на Кубок Neo Oil, прошедшем в Парголово в конце декабря, собрались все категории гонщиков. Один из экипажей даже состоял из членов семьи. Так, 19‑летний Илья выступает в качестве штурмана у своего отца — пилота болида. Автоспортом парень начал увлекаться вслед за родителем, «горевшим» делом.
Многие из нас наверняка хоть раз видели записи из кабин болидов в ходе ралли. Непонятный текст, зачитываемый штурманом, многих не знакомых с ралли граждан вводит в ступор. Появляется логичный вопрос: что он вообще говорит и как это понимать? С дешифровкой профессионального сленга «МК в Питере» помог Илья.
«Штурман пишет стенограмму: крутизну поворотов, расстояние между поворотами связки и так далее. Он помогает водителю на слух воспринимать дорогу и строить поставленный маршрут, чтобы максимально эффективно преодолеть трассу. Существует несколько вариантов стенограммы, каждый штурман выбирает, какой ему удобнее. Градация поворотов такая: 1 — самый пологий поворот, а 6 — самый крутой. Бывают длинные повороты, крутые…» — пояснил молодой помощник пилота.
Выступает семья на отечественной «копейке», и они не единственные такие. Гоночные ралли-трассы с их ухабами, горками, крутыми поворотами и жесткими снежными бортами могут убить гоночное авто, поэтому для ралли обычно берут проверенные временем недорогие машины. Хотя о низкой цене можно поспорить. По словам 19‑летнего пилота Валентина, только для первичной модернизации стандартного авто в гоночный ралли-болид необходимо от 50 тысяч рублей. А ведь кто-то еще «растачивает» двигатели, собирает под себя коробку передач. Да и каждая гонка — это, если подходить грамотно, новый набор шипованных (причем строго по регламенту) колес.
Начинай с малого — окончишь великим
Для моего собеседника Валентина ралли в Парголово стало одним из первых в его карьере пилота. Свой путь гонщика молодой человек начал только в феврале, но, уверяет, этого времени хватило, чтобы полностью переоборудовать автомобиль.
«Можно, конечно, просто купить машину и поехать, но, если ты хочешь занять призовое место, автомобиль надо тщательно подготовить, а это выливается в довольно ощутимую для семейного бюджета сумму. «Лютый» мотор тысяч за 300 можно взять, но обвеска (элементы кузова, выполняющие защитные и аэродинамические функции. — Прим. ред.) будет обычной. Ее ориентировочная цена — 50–250 тысяч рублей: зависит от финансовых возможностей и желания тюнинговать автомобиль», — рассказывает Валентин.
Молодой человек говорит, что в автоспорт пошел, чтобы отвлечься от рутины: гонка по сложному маршруту с препятствиями требует полной концентрации. Когда ты за «баранкой», тебе становится абсолютно не до житейских проблем.
ВАЗ — популярная марка на ралли. Фото автора статьи
Хоть парень и ездит на отечественном автомобиле, внешний вид его «лошадки» обманчив: внутри внешне ветхих кузовов стоят мощные двигатели и прочнейшая подвеска. Да и сам кузов усилен. На таком авто в городе не покатаешься, ведь, как подметил Валентин, оно «дерганое и жесткое».
Панцирь на колесах
Конечно, автоспорт — занятие травмоопасное. Камни, высокие трамплины, пыль от впереди идущего болида, перекрывающая обзор, и внезапные поломки на трассе могут сильно навредить и экипажу, и окружающим. Однако правильно оборудованный автомобиль убережет от большинства рисков.
Как говорит организатор и участник ралли Александр Донец, травмы во время соревнований происходят реже, чем это было несколько лет назад. Во-первых, автомобили и пилоты хорошо защищены (если, скажем, ремень безопасности недостаточно хорошо удерживает пилота в кресле, машину просто не допустят). Во-вторых, для зрителей сразу определяют места для просмотра, чтобы они случайно не оказались на опасном участке и не попали под вылетевший с трассы (а случается и такое) или не очень аккуратно зашедший в поворот автомобиль.
Кстати, трассу Александр изначально строил для мотокросса, однако, когда увидел, что по ней начали кататься и автомобили, сам заинтересовался авторалли.
Александр Донец. Фото автора статьи
«Тепло, светло и в каркасе безопасно — лучше, чем другими видами спорта заниматься», — так Александр описывает свои первые впечатления.
Пилотом болида он стал 15 августа 2019 года, выступив на гонке в Луге. С тех пор он занимается развитием автоспорта и сам растет как пилот.
Новичкам и заинтересованным в ралли Донец рекомендует для начала прийти на трассу и посмотреть обстановку. Возможно, даже поучаствовать на обычном автомобиле, но не забывая о требованиях безопасности: надо как минимум купить шлем, качественный ремень безопасности, огнетушитель и хорошенько закрепить аккумулятор.
Александр уверен: само по себе ралли неопасно. Во-первых, каркас у машин в основном цельный. Во-вторых, в продаже есть все средства защиты. В-третьих, на соревнованиях всегда дежурят медики и safety car (автомобиль безопасности, который выезжает на трассу при возникновении на ней опасной ситуации) — на случай, если кто-то, например, улетит с трассы в лес.
Кстати, зимой благодаря снежным бортам вдоль маршрута гонки вылетов с дороги происходит меньше, чем летом. Брустверы, как правило, не дают машине выкатиться за пределы трассы. Хотя, конечно, исключения бывают. Летом же болиды легко и совсем не элегантно на крутых поворотах уходят в кюветы.
Отвечая на вопрос об ожиданиях от гонки, мой собеседник был лаконичен: «Надеемся финишировать, а там — как бог даст».
Женская это доля!
Гонки в Парголово, кстати, в очередной раз развенчали миф, что гонки — это исключительно мужское занятие. В России немало профессиональных гонщиц, заставляющих участников-мужчин глотать пыль, плетясь следом. Например, Ирина Сидоркова стала чемпионкой России по кольцевым гонкам в 15 лет, при этом в 14‑летнем возрасте умудрилась взять в Петербурге кубок по кольцевым гонкам. Анна Завершинская — одна из самых титулованных гонщиц российского автоспорта, чемпионка страны по ралли в абсолютном зачете. Гонки совмещает с работой журналистом. Екатерина Седых — одна из лидеров российского дрифта. Мария Опарина — петербурженка, вошедшая в тройку сильнейших спортсменов страны в категории Т3. В 2015 году стала первым в истории страны обладателем Кубка России по ралли-рейдам. Дочь легендарного гонщика Владимира Гольцова Наталья выиграла чемпионат Поволжья еще в 2006 году. В кольцевых гонках она перепробовала все и заслуженно стала мастером спорта. Татьяна Елисеева вообще выступала на ралли-рейдовой «газели». Юлия Шахотина — журналист, профессионально выступающий в ралли. Карьеру гонщицы начинала в качестве штурмана. Елена Никончук — обладательница Кубка России по ралли среди штурманов. Да что говорить: первое упоминание в прессе об участии женщин в автомобильных состязаниях было 13 марта 1902 года. На соревнованиях на мастерство управления автомобилем, прошедших в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге, второй приз получила госпожа Матильда Гильгендорф на двухместном паровом «Дукс-Локомобиле». В гонках — на 18‑сильном «Делонэ-Бельвиле» — участвовала и княгиня Софья Долгорукая (потом, в 1914‑м, она стала первой женщиной-пилотом, получившей удостоверение Императорского Российского Аэроклуба). Кстати, в Гражданской войне 1917–1922 годов она служила с еще одной автомобилисткой и пилотом — Еленой Самсоновой.
Перечислять имена гонщиц-красавиц можно долго, но давайте вернемся на трассу в Парголово, ведь здесь тоже есть на кого полюбоваться: в нескольких экипажах в креслах штурманов удобно расположились женщины.
Штурман Надежда. Фото автора статьи
Так, Надежда выступает в качестве штурмана у своего партнера-пилота. Она подтверждает: женщин в ралли много. На Кубке же выступают девушки, которые целенаправленно проходили школу штурманов.
«Штурманом может быть кто угодно», — резюмирует Надежда.
С ней согласен и Александр Донец. По его словам, женщины-пилоты на трассах не уступают мужчинам-гонщикам и регулярно прорываются на пьедесталы.
Спешите увидеть
Действительно, неважно, кто за рулем: женщина или мужчина, человек, только окончивший школу, или в самом расцвете лет, гаражный Кулибин, знающий наизусть имена всех чемпионов «Формулы‑1», или выпускник школы картинга. Главное в гонках — навыки вождения, умение чувствовать автомобиль и трассу, способность воспринимать и быстро обрабатывать полученную от штурмана информацию.
Так, на ралли в Парголово один из экипажей на «обычном» автомобиле легко обогнал специализированный багги и показал лучшее время заезда — 5:58,3. А другая команда проходила условный круг почти 30 минут.
Однако зрители — а это еще один и очень важный участник любого соревнования — были в восторге от всего, что происходило на трассе. Взлеты болидов с трамплина, маневры на заснеженных поворотах, поднимающие тучи снега, рев моторов и жужжание дронов.
Развитие отечественного автоспорта, конечно, радует. Ведь это здоровое увлечение, позволяющее получить массу полезных навыков и знаний, а также объединяющее людей разных поколений.
А если вы хотите убедиться в этом лично, можете посетить одно из соревнований. Ближайшее — чемпионат России по ралли-рейдам баха «Россия — Северный лес» — пройдет с 8 по 11 февраля на автодроме «Игора Драйв». Для гонки также будут задействованы участки протяженностью более 100 км по дорогам Выборгского и Приозерского районов. Кстати, первая баха «Северный лес» состоялась в 2003 году, маршрут проходил как раз по Приозерскому району Ленобласти.
Автор: Александр Кайданов