Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании платы за сброс ЗВ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и платы за негативное воздействие на работу ЦСВ

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2024 года по делу № А10-4588/2023.

Суть спора:
Предприятие обратилось в суд с требованием к Учреждению о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ).

Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Предприятия.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Фабула дела:
Между Учреждением (далее - Абонент) и Предприятием (далее - организация ВКХ) был заключен договор по поставке холодного водоснабжения и водоотведения. По условиям договора, организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду и принимать сточные воды от канализационного выпуска, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую), соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В результате того, что Абонент не внес плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦВС, организация ВКХ обратилась в суд с требованием о взыскании указанной задолженности.
В обоснование своей позиции Абонент указал, что его деятельность не относится к перечню, указанному в п. 203 Правил №644, поэтому расчеты необходимо производить на основании результата анализа сточных вод. При этом организацией ВКХ не были представлены доказательства проведения отбора проб сточных вод, их результат, свидетельствующий о нарушении нормативов по составу сточных вод.

Правовое обоснование:
1.Суд указал, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 644). В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

2. Согласно п. 118 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п. 113 и п. 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

3.В соответствии с п. 119 Правил № 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

  • по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
  • по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Согласно положениям пункта 123 (4) Правил № 644 для объектов абонентов среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее, указанного в абзаце первом пункта 124 № 644  Правил определяется по формуле:

П = К x Т x Qnpl

где:

  • К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
  • Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
  • Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

4.Суд указал, что положения пунктов 119, 123 (4) Правил № 644 предусматривают, что для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых суммарно по всем канализационным выпускам каждого объекта меньше 30 куб. м в сутки, расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ производится ежемесячно по формуле, как произведение следующих величин:

  • объем сброшенных в расчетный период сточных вод;
  • ставка тарифа на водоотведение;
  • коэффициент компенсации (равный для большинства абонентов 0,5).

5.Суд указал, что для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123 (4) Правил № 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил № 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, в том числе отбора проб сточных вод. Аналогичное разъяснение дано в Письме Минстроя России от 28 января 2021 г. N 2812-ИА/04 «О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения».

6.Суд указал также, что из содержания п. 123(4) Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.

7.Судом было установлено, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод Учреждением меньше 30 куб. м в сутки, указанных в п. 124 Правил № 644. При этом в письме Минстроя России от 06 июня 2021 г. № 23350-ИФ/04 содержатся разъяснения, согласно которым в соответствии с п. 203 Правил № 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил № 644:

  • среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил № 644;
  • отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил № 644).

8.Суд указал, что взимание платы в соответствии с п. 203 Правил № 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод. Согласно п. 167 Правил № 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:

а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;

б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом п. 167 Правил № 644.

9.Суд указал также, что плата в соответствии с п. 203 Правил № 644 может взиматься с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных («вредных») видов деятельности. Как следует из заключенного между сторонами договора, в состав объектов водоснабжения и водоотведения в том числе включены: столовая, гаражи, т.е. объекты, относящиеся к общественному питанию и объекты, в которых происходит хранение транспортных средств и соответственно их обслуживание, в том числе и мойка. Таким образом Учреждение является абонентом, в отношении которого действует п. 203 Правил №644, устанавливающий упрощенный порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности.

10.Кроме того, суд указал, что установление упрощенного порядка начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (с применением расчетного метода по установленной формуле) позволяет, не нарушая справедливого баланса частных и публичных интересов, обеспечить эффективность комплекса мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения организационных и финансовых издержек организаций, осуществляющих водоотведение. Абонент не лишен права выбрать наиболее благоприятный для него порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.

Резюме суда:
При осуществлении абонентом определенных законодательством видов деятельности, предусмотрена возможность расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонента и подтверждения превышения таких нормативов.

ЖКХ
2331 интересуется