Признанный нашим славным земляком писатель Алексей Николаевич Толстой в действительности родился 28 декабря 1882-го года в тогдашнем уездном городе Самарской губернии Николаевске (сейчас это Пугачев Саратовской области), там же был окрещен в Предтеченской церкви.
В возрасте 10 месяцев Алешу увезли в небольшое и небогатое имение отчима Сосновка того же Николаевского уезда – в настоящее время называемое Павловкой и относящееся к Красноармейскому району Самарской области.
В ней и прошли его безмятежное детство и отрочество, позже описанные в одном из самых совершенных произведений русской литературы – автобиографической повести «Детство Никиты».
Самару впервые «посетил» в феврале 1883-го, то есть в возрасте одного месяца, прибыв вместе с матерью и отчимом на судебный процесс над своим, как сейчас говорят, биологическим отцом графом Николаем Толстым, ранившим из револьвера любовника своей жены – того самого отчима - Алексея Бострома. На заседания суда собирался весь город, супругу графа сравнивали с Анной Карениной, но закончилось громкое дело оправданием мужа-тирана, представлявшегося защитником семейных ценностей и к тому же бывшим уездным предводителем дворянства.
Сельская идиллия в Сосновке с привольной жизнью и необременительным домашним обучением длилась, пока Алексею не исполнилось 14. Встал вопрос о поступлении в учебное заведение, дающее право на дальнейшее университетское образование. Поскольку вступительные экзамены в Самарское Реальное училище Алеша с треском провалил, пришлось вместе с матерью сначала обосноваться в Сызрани и посещать местное реальное училище. Год спустя Алексей Бостром был-таки переведен в пятый класс Самарского Реального, в связи с чем и сделался в 1898-м самарским жителем.
Началось самарское житье в «необжитых и тесноватых комнатах» - как казалось после просторного барского дома в Сосновке - меблированных номеров Григория Белавина на тихой и спокойной улице Предтеченской. Помимо протянувшегося вглубь усадьбы одноэтажного флигеля со съемными квартирами, на улицу выходила тремя окнами каменная лавка, соединенная с жилым корпусом проездной аркой во двор.
Можно предположить, что в то время уличные фасады были одинаковы – каждый с тремя окнами и широкими пилястрами с крупным рустом по углам. Вероятно, центральные оконные проемы изначально имели полуциркульное арочное завершение, повторяемое изогнутыми линиями профилированного фризового пояса венчающего карниза. Центральная часть фриза выделялась лопатками с желобками-каннелюрами и поясом сухариков, над боковыми окнами и угловыми пилястрами располагались прямоугольные и квадратные ниши-ширинки.
Подоконные пояса отделяли цокольную часть, венчали оба фасада фигурные аттиковые стенки с полуциркульным завершением и круглыми окнами-люкарнами и угловые парапетные столбики по осям пилястр. Законченность ансамбля достигалась установленными на парапетные столбики скульптурными вазонами, поддерживающими линию пилястр, «вытягивающими» приземистое строение вверх и придающие композиции изысканность.
Главным достоинством квартиры являлась близость к любимому месту прогулок горожан – Струковскому саду. Неподалеку находилась и квартира судебного следователя Якова Тейтеля, позже писавшего, что Александра Леонтьевна с сыном были частыми гостями на его многолюдных вечерах. Сразу вспоминается, что дворянское общество Самары от разведенной жены графа Толстого отвернулось раз и навсегда!
К концу следующего года Алексей Аполлонович Бостром, продав Сосновку и расплатившись с долгами, смог приобрести собственную усадьбу, и семья наконец воссоединилась в купленном у отставного штабс-капитана Александра Вернера доме на улице Саратовской.
В 1901-м году Алексей Толстой, вернувший к этому времени отцовскую фамилию и графский титул, ехал в Петербург и стал студентом Технологического института. Самару посещал во время каникул и праздников, после похорон в 1906-м году скончавшейся от менингита матери приезжал эпизодически. Эпизодически навещают Самару и его потомки.
Сын Никита Алексеевич бывал частым гостем в самарском «толстовском» музее, так же как и внучка – писательница Татьяна Толстая. Правнук же А.Н. Толстого известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев стал автором туристического логотипа Самары.
Причем, согласно его видению, нынешними символами Самары должны считаться не архитектура и память об известных личностях, а Волга, пиво и рыба. Именно за этими простыми и понятными ценностями следует ехать в Самару!
Что касается домов Г.П. Белавина – побыв какое-то время в статусе памятника культуры, в настоящее время из реестра ОКН исчезли. Исторические здания теряют последние остатки былой красы, тихо разрушаются и ни для кого не представляют интереса.
Хотя являются не только памятным местом, связанным с жизнью «красного графа», но и сами по себе могли бы быть украшением улицы.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете