Найти тему
Музей перемен

Как менялась живопись с древних времен до наших дней

Оглавление

В этой статье предлагаем вам проследить пути развития древнейшего искусства - живописи. Как менялась живопись от наскальных рисунков палеолита до артов нейросетей.

От наскальных рисунков до нейросетей
От наскальных рисунков до нейросетей

Живопись эпохи палеолита

Большинство наскальных рисунков этой эпохи были найдены в Европе. Люди этих регионов спасались в пещерах от холодов, что помогло сохранить рисунки от осадков и ветра. Однако самый древний наскальный рисунок был найден в карстовой пещере в Азии. Этот рисунок целебесской свиньи был нарисован более 45 500 лет назад:

Рисунок целебесской свиньи в карстовой пещере в округе Марос и Панкеп на острове Сулавеси (Индонезия)
Рисунок целебесской свиньи в карстовой пещере в округе Марос и Панкеп на острове Сулавеси (Индонезия)

Для создания рисунков люди эпохи палеолита использовали минеральные красители (глина, окись марганца), красители животного и растительного происхождения (уголь, смола, жир).

Назначение этих рисунков доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, рисунки были частью ритуала шаманов перед охотой, чтобы принести удачу.

Ниже представлены ещё несколько наскальных рисунков эпохи палеолита:

Живопись Древнего Египта и Месопотамии (3400–332 до н.э.)

Древние египтяне использовали живопись для погребальных ритуалов, для украшения сооружений и даже в качестве учебных пособий. Краски стали сложнее (применялись смеси смол, различные минералы и пигменты), цвета приобрели значение (зелёный - молодость и надежды; белый - победа и радость; жёлтый - вечность; синий и голубой - очищение; чёрный - благородство и т.д.).

Роспись из гробницы Нахта (Фивы)
Роспись из гробницы Нахта (Фивы)

Понимание пространства в живописи ещё отсутствует, поэтому на рисунках для придания объёма используется ступенчатое наложение элементов друг на друга.

Крито-Микенская или Эгейская живопись (3000–1100 до н.э.)

Эгейская цивилизация жила на островах Греции и полуострове Малой Азии примерно в одно время с древними египтянами. Среди их любимых тем в живописи были морская жизнь, животные, цветы, спортивные игры, массовые процессии. Эгейцам нравились преимущественно яркие цвета: жёлтые, красные, синие и зелёные.

Большое внимание в живописи эгейской цивилизации уделялось человеку, природе, но склонялось к стойким симметричным формам и обобщениям.

Греческая и римская классическая живопись (1100 г. до н.э. – 400 г. н.э.)

Греки славились своей вазописью (декоративной росписью керамических сосудов специальными красками). Также греки рисовали маленькие картины и делали мозаики. Но они не складывали всё это в гробницы (как египтяне), поэтому большинство из картин не пережило испытания веками и многочисленными войнами. А вот осколки ваз и кувшинов до сих пор находят при раскопках.

Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.
Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.

А вот римская живопись смогла сохраниться благодаря трагедии, которая случилась в 79 году нашей эры. Два города (Помпеи и Геркуланум) были полностью погребены из-за извержения вулкана Везувий. Раскопав эти два города, археологи обнаружили в развалинах вилл настенные росписи. Многие из этих росписей оказались копиями греческих картин IV века до н.э.

Ранняя христианская и византийская живопись (300–1300 г.г.)

В 4 веке нашей эра произошёл распад Римской Империи. Одновременно с распадом начало набирать силу христианство. Даже сам римский император принял христианскую веру. Влияние христианской церкви отразилось и на живописи. Художникам было поручено украсить стены церквей фресками и мозаиками. Тогда же и зародилась иконопись.

Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь
Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь

Средневековая живопись (500–1400 г.г.)

В первой части средневековья (с 6 по 11 век) были темные времена, времена беспорядков и племенных войн. Картины сохранялись в основном в монастырях. В это время на основной части Западной Европы преобладали варварские племена. В их изобразительном искусстве главным элементом являлся узор (обычно переплетающихся драконов или птиц).

Лучшие примеры живописи 7-8 веков можно увидеть в рукописях кельтов и саксов.

Кельтская и саксонская книжная иллюстрация Британских островов в 600-800 гг.
Кельтская и саксонская книжная иллюстрация Британских островов в 600-800 гг.

Император Священной Римской империи Карл Великий в начале 9 века пытался возродить позднюю римскую и раннехристианскую живопись. Художники хоть и подражали тому стилю, но всё равно передавали свои личные чувства и волнения.

Итальянская живопись эпохи Возрождения (с 1420 по 1500 год)

Этот период является вершиной мирового художественного наследия. Художники Раннего Возрождения Мазаччо, Фра Анджелико, Паоло Уччелло, Пьеро Делла Франческа и Верроккьо, а также художники Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан освещали в своих картинах все главные проблемы, веяния и моду того времени.

Мазаччо, Сбор дани, Бранкаччи, цикл фресок, оказывал большое влияние на творчество последующих художников
Мазаччо, Сбор дани, Бранкаччи, цикл фресок, оказывал большое влияние на творчество последующих художников
Паоло Уччелло, Битва при Сан-Романо, демонстрирует интерес к линейной перспективе в творчестве художника
Паоло Уччелло, Битва при Сан-Романо, демонстрирует интерес к линейной перспективе в творчестве художника
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.

Поздняя средневековая живопись

В поздней средневековой живописи появляется разделение в живописи на несколько художественных стилей и направлений, основные из которых барокко, классицизм и импрессионизм.

Барокко (17-18 век)- довольно контрастный и динамичный стиль. В нём проявляется стремление к величию образов и пышность форм, совмещение реальности и иллюзии.

Классицизм (17-19 век) - это единство действия, места и времени. Ярким примером может служить следующая картина:

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. 1784
Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. 1784

Импрессионизм (конец 19 - начало 20 века) - простые сюжеты, обычные люди, старание передать красоту момента или впечатление от момента, яркие оттенки, сильный и интенсивный цвет. В работах импрессионистов цвет на первом месте, он даже важнее образа, переданного на полотне.

Живопись 20-го века

Некоторые художники были недовольны импрессионизмом, но многое от него взяли.

Например, Пол Сезанн (1839-1906) любил рисовать натюрморты. В импрессионизме ему не нравилось то, что не хватает прочности форм. А в натюрмортах он её получал, рисуя простые геометрические формы. От импрессионизма он взял технику размещения пятен красок богатого цвета бок о бок.

Поль Сезанн – Корзина яблок, 1893
Поль Сезанн – Корзина яблок, 1893

А вот Винсента ван Гога (1853-1890) мало заботила точность, он пытался выразить свои мысли более творчески искажая объекты на картине. Он так же использовал технику импрессионизма, размещая контрастные цвета бок о бок.

Винсент Ван Гог – Угольные баржи, 1888
Винсент Ван Гог – Угольные баржи, 1888

Также в этом периоде можно выделить стиль кубизм, который был развит Пабло Пикассо (1881-1973), Жоржем Браком (1882-1963) и другими художниками. Объекты на их картинах выглядят так, как будто их можно увидеть с нескольких углов сразу, как будто бы они были разобраны по частям и собраны на плоском холсте.

Пабло Пикассо - 1908 Maisonette dans un jardin
Пабло Пикассо - 1908 Maisonette dans un jardin

Современная живопись

В современном мире очень много по-настоящему талантливых художников.

Например, Ируван Карунакаран – индийский художник, который работает в стиле реализма:

Или Василий Иванович Грибенников - яркий пример продолжения традиций классической школы великих русских мастеров:

Рисунки карандашом Дениса Чернова регулярно участвуют в художественных выставках и продаются в частные коллекции:

К талантливым современным авторам можно также отнести и тех, кто рисует цифровые картины. Многие из их работ мы видим в анимационных фильмах и кино.

К отдельной категории художников можно отнести тех, кто работает в стиле стрит-арт и граффити:

Ну и можно долго спорить является ли искусством то, что генерирует нейросеть, но факт остаётся фактом - иногда такие произведения приводят в восторг даже профессионалов. Например, сгенерированная нейросетью Mid journey картина «Theater D'Opera Spatial» заняла первое место на конкурсе изобразительного искусства в Колорадо, что вызвало волну негодования среди остальных конкурсантов.

«Theater D'Opera Spatial»
«Theater D'Opera Spatial»

Вот ещё несколько интересных картин, сгенерированных нейросетями:

Сложно представить куда может завести дальнейший путь развития этого вида искусства и сколько ещё новых разновидностей появится в живописи. Но очевидно лишь одно - мы всегда будет восторгаться талантом художников прошлого, который до сих пор помогает создавать новые шедевры не только людям, но и машинам.