Есть у меня в коллекции одна довольно редкая фигурка оловянного солдатика – спешенный фарис.
Давайте посмотрим фигурку и разберёмся, кто такие были фарисы.
В XI-XIII веках профессиональная мусульманская конница обозначалась арабским словом фарис, то есть «всадник».
Фарисов в какой-то степени можно считать аналогом западноевропейских рыцарей, хотя сравнение это достаточно условно.
Профессиональный фарис мог при необходимости сражаться и в пешем строю. В одном из восточных руководств подчеркивается важность как конницы, так и пехоты, что прямо противоречит европейской традиции, делавшей ставку исключительно на рыцарскую конницу.
В отличие от европейских рыцарей, фарисы облачались в доспехи и вооружались самостоятельно, без помощи оруженосцев. Фарисы также умели самостоятельно ухаживать за своей экипировкой и вооружением. В программу подготовки входило облачение в доспехи в полной темноте и даже верхом в седле на ходу. В египетской армии большое внимание уделяли дисциплине и строевой подготовке, в результате конные полки могли совершать сложные маневры не нарушая строя. В поздних руководствах некоторые описанные маневры скорее выглядят как упражнения, не имеющие реального боевого применения. Вероятно, эти упражнения отрабатывали для того, чтобы научить солдат действовать коллективно, чувствовать соседей и поворачивать в разные стороны, двигаясь с разной скоростью.
Арабская манера верховой езды была ближе к римской, чем к среднеазиатской. Основной упор делался на длительные переходы. Навыки верховой езды подготовленного воина были лучше, чем среднего кочевника.
Профессиональный фарис умел проделывать копьем больше эволюций, чем европейский рыцарь. При двуручном захвате воин выпускал поводья и держал копье острием вниз, переводя его в боевое положение за момент до удара в цель. Мощный удар пробивал туловище человека, облаченного в кольчугу насквозь.
Фарисы умели бить копьем в любое незащищенное место на туловище человека или крупе коня.
Фехтованию мечом также уделялось большое внимание. Несколько подробных наставлений X—Xll вв. говорят, что меч превосходит все другие вооружения тяжестью наносимой раны и точностью удара.
Последовательность облачения в доспехи была примерно такой же, что и на западе. Сначала надевали рубаху или стеганую одежду, затем кольчугу или панцирь. Поверх перепоясывались поясным ремнем с подвешенным к нему мечом. Для ношения колчана имелся дополнительный ремень. Если имелась булава, воин вооружался и ею. Довершали экипировку щит и копье. За голенище сапога обычно засовывали небольшой кинжал. Позднее к экипировке добавилась ложка, небольшой мешочек с солью, платок, оселок, столовый нож, гребень, кожаная чашка, войлочная накидка.
Основную защиту всадника обеспечивал щит. Щиты были разной формы и размеров: большие круглые (турс) маленькие круглые (дараках), продолговатые (тариках), спиралевидные, плетеные из тростника (калкан), большие кожаные (ламт), плоские продолговатые (джанувийя). В некоторых районах щиты дополнительно усиливали металлическими накладками, но в основном щиты были простые, обтянутые кожей и раскрашенные.
Гнутый составной лук был опасным наступательным оружием. По силе натяжения он соответствовал европейскому большому луку, но обладал вдвое большей дальнобойностью.
Кольчугу (дир) обычно надевали под верхнюю одежду. Иногда носили сразу две кольчуги. Стеганый джиббах имел кольчужную подкладку, также как более тяжелый казаганд.