Найти тему

На чём был основан календарь Древней Эллады

Оглавление
Греческий астроном
Греческий астроном

В Древней Греции изначально, до появления собственного календаря, для календарных расчётов люди старались использовать наблюдения звёздного неба. В поэме «Труды и дни» древнегреческий поэт Гесиод, созданной в 8-м веке до нашей эры, давал советы сельским труженикам — земледельцам, потому как был разочарован невниманием к людям подкупленных «царей»:

«Начинай жатву, когда Плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить.

Когда Сириус над головой — руби деревья.

Появляется вечером Арктур — подрезай виноградные лозы.

Орион и Сириус выходят на середину неба — собирай виноград.

Через пятьдесят дней после солнцеворота можно везти товары морем на продажу…

С заходом Ориона и Плеяд год завершен».

© Климишин И. А. Календарь и хронология.

Древние греки относились очень трепетно к своим богам и потому всегда старались приносить им жертвоприношения своевременно. По утверждению греческого астронома Гемина (1-й век до н. э.) это имело большое значение для эллинов (греков):

«Древние стремились, чтобы месяцы брались по Луне, а годы — по Солнцу. Ведь по законам и по указаниям оракулов жертвоприношения по заветам отцов совершались всеми эллинами так, что годы брались в согласии с Солнцем, а дни и месяцы — с Луной.

Взятие лет по Солнцу означает, что одни и те же жертвоприношения богам совершаются в одно и то же время года, и весенние жертвоприношения всегда будут совершаться весной, летние — летом, и точно так же в остальные сезоны тоже будут свои жертвоприношения; и они будут приветливо и радостно приняты богами. Но этого не может произойти, если солнцестояния и равноденствия не будут приходиться на одни и те же месяцы.

Взятие же дней по Луне означает, что названия дней будут соответствовать фазам Луны: ведь дни называются именно по фазам Луны. Так день, когда появляется новая Луна, называется новолунием; день, когда появляется вторая фаза, называется вторым; а фаза Луны в середине месяца называется полумесяцем [полнолуние]. И вообще все дни получают названия по фазам Луны. А последний 30-й день месяца называется тридцаткой

Основу греческого календаря составляли «заветы отцов», согласно которых год должен был состоять из двенадцати частей. Скорее всего, так было установлено прародителями греческого народа на их исторической родине. Потому как, согласно данным лингвистов и археологов, греки не являются автохтонами (коренным населением), а пришли на эти земли и переняли культуру и обычаи местного населения, оставив лишь небольшую часть своей прежней культуры.

Откуда пришли греки, никто не знает, но заветы своих Отцов они сохранили и передали потомкам. Вполне возможно то, что первые двенадцать племён, вернувшиеся в Европу после обледенения, и были теми Отцами, которых поминали древние греки — эллины, и ради которых был создан Зодиак, состоящий из двенадцати представителей животного мира.

Боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов) обосновались на горе Олимп и было их также двенадцать. В последствии, пять «звериных» знаков в Зодиаке были заменены на фигуры богов, представлявшихся уже не животными, а имевшими человеческий облик: Близнецы, Дева, Змееносец, Стрелец и Водолей. По какой-то причине, созвездие Змееносца было исключено из Зодиака («лишено депутатской неприкосновенности» и сброшено с Олимпа) и заменено на Клешни, которые потом переименовали в Весы, также, по непонятной пока причине. Но, число «двенадцать» имело для эллинов ключевое значение.

«Круг зодиака делится на 12 частей, и каждый из отрезков носит общее название двенадцатой части, а своё собственное имя получает по находящимся в нём звёздам, составляющим определённый знак зодиака.

О знаках зодиака говорится двояко. С одной стороны, это 12-я часть зодиакального круга, то есть промежуток в некотором месте, ограниченный звёздами и точками. С другой стороны, это звёздная картина, образуемая звёздами по их сходству и расположению. Двенадцатые части равны по величине: посредством диоптра зодиакальный круг делится на 12 равных частей. А зодиакальные созвездия не равны по величине, и они не составляются из равных звёзд и не покрывают в точности места своих двенадцати частей. Некоторые из них меньше, например Рак: он занимает меньшее место от своего места. Другие выступают наружу и занимают некоторую часть от предыдущих и последующих знаков, и такова Дева. Кроме того, некоторые из 12 знаков не лежат целиком на зодиакальном круге, но выступают к северу, как Лев, или к югу, как Скорпион.»

© Гемин. Введение в явления.

Небесная сфера делилась греками на две части: сферу неподвижных звёзд и сферу движущихся объектов — блуждающих звёзд (планет), Солнца и Луны. Всего таких небесных объектов было семь — Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Для греков было важно, за какой период времени эти подвижные светила проходили полный круг через все зодиакальные созвездия, относительно сферы неподвижных звёзд (сидерический период от латинского слова sidus — «звезда»), а также время их нахождения в каждом знаке Зодиака.

«Наивысшей из всех является так называемая сфера неподвижных звёзд, включающая в себя все зодиакальные созвездия.

Под сферой неподвижных звёзд лежит Фенонт, называемый звездой Кроноса; он обходит круг зодиака примерно за 30 лет, и один знак — за 2 года и 6 месяцев. Ниже Фенонта обращается Фаэтон, называемый звездой Зевса; он обходит круг зодиака примерно за 12 лет, и один знак — за год. Под ним находится Пюроэйс, звезда Ареса; он обходит круг зодиака за 2 года и 6 месяцев, и один знак — за 2 и 1/2 месяца. Следующую область занимает Солнце, которое обходит круг зодиака за один год, а один знак — примерно за один месяц. Ниже него лежит Фосфор, звезда Афродиты; он движется почти равноскоро с Солнцем. Под ним лежит Стилбон, звезда Гермеса; и он тоже движется равноскоро с Солнцем. Ниже всех обращается Луна, и она обходит круг зодиака за 27 и 1/3 дней, а один знак — примерно за 2 и 1/4 дня.»

© Гемин. Введение в явления.

Под «заветами отцов» греки понимали сферу неподвижных звёзд, разделённую на 12 зодиакальных созвездий. Эта сфера была постоянной и, казалось бы, незыблемой. Но, с течением времени, из-за происходящих на Земле событий, была «подправлена» и неприкасаемая прежде небесная сфера. Какие-то созвездия были исключены, другим же изменили названия. В настоящее время это выглядит как снос памятников, а также переименование улиц и городов. Похоже на то, что «переписыванием истории» людской род занимался во все времена.

Что касается греков, то они любили давать всему и вся всевозможные названия, чтобы сделать рассказ о своём прошлом наиболее интересным и романтичным. В отличие от них, римляне были более прагматичны и постарались многочисленные греческие дублирования названий исключить. Названные Гемином блуждающие звёзды (планеты) легко определяются по характеристикам греческих богов и периодам их обращения относительно неподвижных звёзд.

Фенонт — звезда Кроноса, верховного божества из числа изначальных богов, сына первого бога неба Урана и богини земли Геи. В римской мифологии богу Кроносу соответствует бог Сатурн, имеющий те же качества и поступки, что и у греческого Кроноса. Кронос боялся того, что кто-то из его сыновей свергнет его и потому всех их поедал. Уцелеть удалось одному Зевсу, который и лишил своего отца Кроноса божественной власти, а сам встал во главе её. Римский бог Юпитер (аналог Зевса) свергнул своего отца Сатурна, поедателя собственных младенцев, и стал верховным божеством. Планета Сатурн имеет сидерический период в 29,5 лет, что совпадает с показателями «звезды» Фенонт.

Фаэтон, звезда Зевса, в настоящее время называется Юпитером и соответствует римскому верховному богу Юпитеру. Планета Юпитер имеет сидерический период в 11,9 лет, что вполне соответствует «звезде» Фаэтону. Свергнув своего отца Кроноса, Зевс становится во главе двенадцати олимпийских богов. Цикл обращения его звезды Фаэтон (Юпитер) составляет 12 лет, что позволяет ему находиться в каждом знаке зодиака по году.

Примерно такие же правила существовали в союзе племён Коляды (возможного верховного правителя Отцов греков-эллинов), когда каждый из двенадцати вождей становился правителем всего союза ровно на год. Вождю какого племени доставалась верховная власть, указывало звёздное небо и звезда Фаэтон (планета Юпитер) перемещавшаяся в соответствующее созвездие на небе. Надёжнее календаря-графика смены правителей не придумать, потому как его невозможно ни уничтожить, ни переписать.

Ниже по статусу Фенонта и Фаэтона была звезда бога Ареса — Пюроэйс. Арес был олимпийским богом войны. Но, в отличие от Афины Паллады, войны кровожадной, несправедливой, жестокой и разрушительной, войны ради войны. Арес был сыном Зевса и внуком Кроноса, потому статус его «звезды» был соответствующим. Греческий бог Айрес соответствует римскому богу Марсу. Бог войны Марс являлся также отцом Ромула, родоначальником и хранителем Рима. Планета Марс имеет сидерический период в 1,9 лет, что близко к «звезде» Ареса — Пюроэйсу.

Далее у Гемина указано Солнце, которое находится в каждом знаке зодиака, подобно Фаэтону-Юпитеру, целый отчётный период, только не год (как Юпитер), а всего лишь месяц.

Ниже Солнца по статусу расположена «звезда» Фосфор, принадлежащая Афродите. Афродита — богиня любви и красоты, входящая в состав двенадцати олимпийских богов. В римской мифологии ей соответствует Венера. Планета Венера делает полный оборот вокруг Солнца за 225 дней. Так как она находится ближе к Солнцу, чем Земля, то всегда видна рядом с Солнцем, либо на утренней заре, либо на вечерней.

Седьмой «звездой» нижнего неба у греков был Стилбон, звезда Гермеса. Гермес был древнегреческим богом торговли и счастливого случая, хитрости и воровства, юношества и красноречия. У римлян был свой бог торговли — Меркурий. Этим именем названа самая близкая планета к Солнцу. Период обращения Меркурия вокруг Солнца составляет 88 дней. Он виден лишь в сумерках, утренних или вечерних.

Отдав дань богам, греки не забывали и про себя любимых. Поэтому им приходилось использовать два календаря: солнечный (для богов), продолжительностью 365 и 1/4 дней и лунный (для людей) — 354 и 1/3 дней. Лунный (людской) календарь включал в себя 12 лунных месяцев, которые всегда начинались в новолуние. Чтобы не было больших расхождений лунного календаря с солнечным, дабы не гневить богов, греки использовали дополнительные месяцы, вставляемые в календарь по своему усмотрению. Для корректировки окончания месяцев с наступающими новолуниями, греки порой увеличивали или уменьшали продолжительность месяцев на 1 — 2 дня.

И если, с наблюдениями Луны всё было относительно просто, то солнечный календарь, связанный с богами, требовал серьёзных расчётов. Потому, греческий солнечный календарь делился на четыре сезона:

«Годовое время разделяется на 4 части: весну, лето, осень, зиму. Весеннее равноденствие происходит в разгар цветения, на первом градусе Овна. Летнее солнцестояние происходит в самую жару, на первом градусе Рака. Осеннее равноденствие происходит в сезон созревания плодов, на первом градусе Весов. Зимнее солнцестояние происходит в самые холода, на первом градусе Козерога.»

© Гемин. Введение в явления.

Поэтому грекам нужны были точные ориентиры для определения дат солнцестояний (летнего и зимнего), а также равноденствий (весеннего и осеннего). Эти «солнечные точки» использовались за начало года в Древней Греции. Правда, каждый греческий город-полис использовал собственный календарь. Причём в различных городах Греции начало года у каждого было своё. В Афинах Новый год наступал в первое новолуние после летнего солнцестояния; в Фивах, ранней древнегреческой столице, — после зимнего солнцестояния (как и в календаре Коляды); в Спарте и Эги (главном городе Македонии) — после осеннего равноденствия; в Мегаре — после весеннего равноденствия. Как пишет И. А. Климишин в своей работе «Календарь и хронология»:

«По некоторым данным, первоначально древние греки начинали свой год около зимнего солнцестояния. Потом его начало было перенесено на летнее солнцестояние, так как в это время обычно происходили собрания, на которых избирались должностные лица.

Сутки у древних греков начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня. Дни месяца делились на три декады.»

Таким образом, греками был создан календарь настолько сложный и запутанный, что в нём могли разбираться только сами греки. Что, кстати, они и делали с присущей им лёгкостью, в отличие от римлян, использовавших поначалу греческий календарь.

Грекам надо было следить за Солнцем, чтобы не упустить начало года (в каждом городе своё), дабы не гневить богов. Наблюдения же за Луной давали грекам массу праздничных дней, когда они также почитали своих богов и покровителей. Для состыковки лунного и солнечного годов, греки по своему усмотрению пользовались добавочными месяцами, либо вставляли дополнительные дни, когда им это было нужно.

Недель у греков не было, они спокойно пользовались декадами, деля месяц на три части. Причём третья декада месяца могла содержать разное количество дней, от 9 до 12. Греков всё это устраивало и они были довольны своим календарём. Для представителей других народов, в частности римлян, греческий лунно-солнечный календарь был сущей вакханалией и настоящим кошмаром.

«Примечательно, что древние греки в каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день. В Афинах, в частности, первый и последний день каждого месяца посвящался Гекате — богине, сначала считавшейся покровительницей человеческих тел, позже — богиней призраков, ночных кошмаров, повелительницей теней в подземном царстве, иногда ее отождествляли с богиней Луны Селеной. 1-й день месяца посвящался также Аполлону и Гермесу, 3-й, 13-й и 23-й дни [третий день каждой декады] — Афине. Три последних дня каждого месяца считались несчастливыми, они посвящались умершим, а также подземным богам.

У Гемина находим и некоторые сведения о структуре древнегреческих лунно-солнечных календарей: «Для деловой и общественной жизни продолжительность месячного периода была округлена до 29 и 1/2 дней, так что два месяца составляли 59 дней». Календарный год состоял из 12 месяцев. Чтобы согласовать продолжительность гражданского года с солнечным [божественным], по Гемину, «древние вставляли дополнительный месяц (в Афинах им был обычно зимний Посидеон) через каждый год». Это значит, что греки в то время использовали триэтериду — наиболее примитивный двухлетний лунный цикл. Как долго это продолжалось, как греки приводили в согласие свой лунный календарь с солнечным, неизвестно.»

«Как отмечал Плутарх, [у греков] между отдельными календарями не было согласия в счете дней в месяцах. Ограничимся лишь одним примером. Описывая одно из событий войны 431 — 421 гг. до н. э., ученик Аристотеля Аристоксен (впрочем, более чем через сто лет) писал, что в то время «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян и восьмому по какому-то другому календарю». Видимо, этот конкретный день соответствовал 7-му или 8-му дню Луны, но в Афинах календарь на два-три дня отставал от смены фаз Луны, тогда как в Коринфе опережал ее…»

«Если говорить о IV — I вв. до н. э., то «афинский календарь и в это время, когда лунный год господствовал во всей Элладе безраздельно, подвергался таким колебаниям, что в настоящее время, по-видимому, нет даже возможности установить истинный ход афинского времясчисления в 3 — 1 вв. до Р. Х.» Конкретно об афинском календаре видный специалист по хронологии Э. Бикерман (США) пишет так: «Даже еще во II в. до н. э. добавления месяцев производились так беспорядочно, что в двух годах, следующих один за другим, могли быть дополнительные месяцы… На практике же дни исключались и включались произвольно. Основной причиной такой подгонки календаря было то, что большинство религиозных празднеств было закреплено в официальном календаре».

И вот «афиняне могли переименовать месяц Мунихион сначала в Антестерион, а затем в Боэдромион, чтобы дать возможность Деметрию Полиокрету (этот выдающийся полководец, ставший позже правителем Македонии, захватил Афины в 307 г. до н. э.) во время его непродолжительного пребывания в городе познакомиться с малыми (празднуемыми в Антестерионе) и большими (празднуемыми в Боэдромионе) элевсинскими таинствами». Поэтому, наконец: «Сопоставить афинскую дату с юлианской можно лишь в исключительных случаях…»

В македонском календаре времен Александра вставки 13-го месяца как будто производились один раз в каждые три года, однако четких правил для этого не было. Вот что рассказывает, например, древнегреческий историк Плутарх (ок. 46 — 126 гг. н. э.) в «Житии Александра». Перед началом битвы Александра с персидским царем Дарием III под Граником (334 г. до н. э.) должен был наступить новый месяц Десиос, который у греков считался несчастливым. Чтобы выйти из затруднительного положения, Александр решил… вставить дополнительный 13-й месяц, т. е. повторить еще раз месяц Артемисиос. Конечно, «после этого» он не мог не выиграть сражения…

А все же удивительно, что такое приходится говорить о календарях народа, давшего миру выдающихся астрономов: Аристарха Самосского, Гиппарха и Птолемея… Впрочем, с 290 по 90 гг. до н. э. вообще данных о древнегреческом календаре немного. Их практически не сохранилось для реконструкции календарей больших восточных городов, покоренных Александром.»

© Климишин И. А. Календарь и хронология.

При всех невообразимых сложностях и допущениях древнегреческого календаря, счёт времени, что касалось расчёта даты наступления «солнечных точек» (равноденствий и солнцестояний), был на удивление чётким. При всём многообразии греческих календарей, где в каждом городе был свой собственный и неповторимый, древнегреческие астрономы пользовались афинским календарём. И помогал им не сбиться в расчётах древнегреческий бог Аполлон.

Дело в том, что, согласно древнегреческих мифов, Аполлон каждые 19 лет ездил в Гиперборею за «дарами гиперборейцев». Как известно, гиперборейцы жили в районе современного города Перми и далее к северу. Гиперборейцы могли наблюдать за эффектом «коло», когда Солнце в день летнего солнцестояния проходит над горизонтом не садясь. Тем самым определялась точная дата наступления этой «солнечной точки».

Аполлону достаточно было прибыть к гиперборейцам накануне этого события, чтобы лично его наблюдать и получить в дар «ленту времени», которую называли «дарами гиперборейцев». Лента времени могла представлять из себя кожаный ремень с завязанными на нём узлами, которые нужно было развязывать по одному каждое утро. Количество узлов было таким, что развязывание последнего узла приходилось бы на новолуние в день осеннего равноденствия.

Аполлон не случайно ездил к гиперборейцам каждые 19 лет. Потому как за этот промежуток времени фазы Луны повторяют своё совпадение с «солнечными точками», к примеру новолуние с днём летнего солнцестояния. Аполлон же ездил на север в те годы, в которые новолуние совпадало бы с днём осеннего равноденствия. Об этом могут говорить названия месяцев двух самых популярных в Древней Греции календарей: Афинского и Македонского.

-2

Как известно, день осеннего равноденствия выпадает на 22 — 23 сентября современного календаря. Этой дате соответствуют месяцы Воидромион в Афинском календаре и Гиперверетеос в Македонском. Месяц Воидромион назван в честь Аполлона Боэдромия. Начинался он примерно в середине сентября и продолжался до середины октября. Название месяца в Македонском календаре, соответствующее Аполлону Боэдромию, говорит само за себя — Гиперверетеос или месяц посвящённый Гиперборее.

Почему именно к осеннему равноденствию привязывался Аполлон, прибывая из Гипербореи? Во-первых, это была ближайшая «солнечная точка» после летнего солнцестояния. А во-вторых, это давало возможность рассчитать время наступления новолуния сразу в трёх точках: осеннем равноденствии, зимнем солнцестоянии и весеннем равноденствии. Греческие астрономы, хранители солнечного (божественного) календаря, чётко вели соответствующие расчёты. Об этом говорят записи одного из них, Гемина:

«Промежуточные времена между солнцестояниями и равноденствиями разделяются так. От весеннего равноденствия до летнего солнцестояния — 94 и 1/2 дня. За столько дней Солнце проходит знаки Овна, Тельца, Близнецов и, оказавшись в первом градусе Рака, производит летнее солнцестояние. От летнего солнцестояния до осеннего равноденствия — 92 и 1/2 дня. За столько дней Солнце проходит знаки Рака, Льва, Девы и, оказавшись в первом градусе Клешней [Весов], производит осеннее равноденствие. От осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния — 88 и 1/8 дня. За столько дней Солнце проходит знаки Клешней, Скорпиона, Стрельца и, оказавшись в первом градусе Козерога, производит зимнее солнцестояние. От зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия — 90 и 1/8 дня. За столько дней Солнце проходит оставшиеся три знака Козерога, Водолея, Рыб. А все четыре времени года оно проходит за 365 и 1/4 дня, так что получается год».

Древнегреческие астрономы достаточно точно знали продолжительность солнечного года (365,25 дней), а также продолжительность лунного месяца.

«Точное месячное время составляет 29, 1/2 и 1/33 дней, но в гражданских делах берется округлённое значение 29 и 1/2 дней, так что получается двойной месяц в 59 дней. По этой причине гражданские месяцы поочередно берутся полными [30 дней] и пустыми [29 дней], так что двойной лунный месяц составляет 59 дней.

Отсюда следует, что лунный год состоит из 354 дней. Ведь если мы умножим 29 и 1/2 дней лунного месяца на 12, мы получим лунный год в 354 дня. Так что одно дело — солнечный год, и другое дело — лунный год. Ведь солнечный год — это обход Солнцем 12 знаков, и он составляет 365 и 1/4 дней; а лунный год охватывает время в 12 лунных месяцев, и он составляет 354 дня.»

© Гемин. Введение в явления.

Современные расчёты таковы: солнечный тропический год (от весеннего равноденствия до следующего весеннего равноденствия) равен 365,2442 суток; лунный синодический период (от греческого «синодос» — соединение), от одного новолуния (соединения Луны с Солнцем) до другого — 29,5306 суток. Данные древнегреческих астрономов поражают своей точностью: солнечный год — 365,25 дней; лунный месяц — 29,5303 дней.

Расчётный двойной месяц был равен: 29,53 х 2 = 59,06 суток. Для того, чтобы считать дни между «солнечными точками» нам потребуется тройной лунный месяц, так как Солнце за этот период проходит три знака зодиака. Он равен: 29,53 х 3 = 88,59 суток. Шесть лунных месяцев будут равны: 29,53 х 6 = 177,18 суток.

Таким образом, если Аполлон привозил точные данные от гиперборейцев, согласно которых новолуние совпадало с днём осеннего равноденствия, то наши расчёты показывают следующее:

1. Новый год в Спарте и Македонии наступает точно в день осеннего равноденствия, в новолуние.

2. От осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния: у древних греков — 88,125 дней; в наших расчётах — три лунных месяца, или 88,59 суток. А это значит, что Новый год в Фивах наступает точно в день зимнего солнцестояния, в новолуние.

3. От осеннего равноденствия до весеннего равноденствия: у древних греков — 88,125 + 90,125 = 178,25 дней; в наших расчётах — шесть лунных месяцев, или 177,18 суток. А это значит, что Новый год в Мегаре наступает в день весеннего равноденствия, во второй день новолуния, когда лунный серп может ещё и не появиться.

4. Что касается четвёртой «солнечной точки» — летнего солнцестояния и Нового года в Афинах, тут новолуние наступает раньше солнцестояния: потому как между осенним равноденствием и летним солнцестоянием проходит смена трёх сезонов, за которые Солнце проходит девять знаков Зодиака: 88,125 + 90,125 + 94,5 = 272,75 дней; при этом 9 лунных месяцев составят 29,53 х 9 = 265,77 суток. Таким образом, к летнему солнцестоянию набегает разница в 7 дней (272,77 — 265,77 = 7) или одну лунную фазу. Это значит, что если новолуние было в день осеннего равноденствия, то через 9 месяцев летнее солнцестояние начнётся в «первую четверть» Луны.

С помощью таких расчётов можно достаточно точно определять наступление летнего солнцестояния после новолуния в осеннее равноденствие, плюс 9 лунных месяцев и 1/4. Можно было бы сказать «и одна неделя», но недель древние греки не знали. Скорее всего, они пользовались другими, более простыми расчётами.

Греческий город Мегара, в котором Новый год наступал почти в новолуние на день весеннего равноденствия, расположен от Афин на «марафонской дистанции» (42 км), что позволяло получать информацию Афинам о наступлении там Нового года в тот же день. От весеннего равноденствия до летнего солнцестояния проходит 94,5 дня. При этом тройной лунный месяц составляет — 88,59 суток или 89 дней. В этом случае разница сокращается до пяти дней или до половины декады. Этому находим подтверждение у самих же греков: «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян».

С учётом того, что «неомения» или появление лунного серпа может происходить через 1 — 2 дня после новолуния, а иногда и позже, то живший в Афинах древнегреческий философ и теоретик музыки Аристоксен (ученик Аристотеля) мог наблюдать появление серпа Луны на вечерней заре, а через два-три дня в Афинах объявляли о начале Нового года. Поэтому, его фраза — «в Афинах календарь на два-три дня отставал от смены фаз Луны» — отражала реальное положение вещей. Это говорило не о путанице в календарях, а о реальных данных афинских астрономов, вычислявших день наступления Нового года на летнее солнцестояние не по наблюдению светил, а расчётным способом.

Исходя из всех этих данных, а также, благодаря находчивости Аполлона и точным расчётам древнегреческих астрономов, в трёх «солнечных точках» из четырёх, происходило совпадение с новолунием и наступление Нового года в соответствии с «заветами отцов». В промежуточный период между поездками Аполлона, греки занимались тем, что вставляли дополнительные месяцы тогда, когда им было удобно, особо не беспокоясь о точности своего городского календаря. Они прекрасно понимали, что Аполлон опять привезёт «дары гиперборейцев» и их календарь будет вновь уточнён до «нулевого отклонения».

Вполне возможно то, что по этой самой причине древние греки в каждое новолуние, или 1-го числа каждого своего месяца, праздновали День, посвящённый Аполлону. И это было оправдано тем, что в Элладе (Древней Греции), в разных её городах-полисах, в течение одного солнечного года, Новый год наступал четыре раза. И всякий раз это происходило 1-го числа, в новолуние. Даже в Афинах, чьим календарём пользовались древнегреческие астрономы, не смотрели на фазы Луны в Новый год, а пользовались только расчётами, чтобы почтить Аполлона именно в летнее солнцестояние, благодаря доставленным им «гиперборейским дарам».

Так работали в Древней Греции «заветы отцов», поклонение которым было первейшей задачей. Подобно греческого празднования Дня Аполлона, приходившегося на 1-е число каждого месяца, в Древнем Риме существовал точно такой же обычай: 1-е число каждого римского месяца приходилось на новолуние и называлось «календой». В отличие от греков, римляне привыкли называть вещи своими именами. И где у греков фигурируют понятия Аполлон и «заветы отцов», у римлян это — «календа» или, можно сказать «Коляды Дар». От этого сочетания слов, возможно, и появилось слово «календарь».

Что было после Аполлона

В 5-м веке до н. э. древнегреческий астроном Метон произвёл расчёты, согласно периодичности поездок Аполлона, и у него вышло следующее: в 19 солнечных годах помещается 365,24 х 19 = 6939,75 дней. В этот же период укладывается: 6939,75 : 29,53 = 235 лунных месяцев. За 19 лунных лет, по 12 месяцев в каждом, пройдёт: 19 х 12 = 228 лунных месяцев. Чтобы выровнять лунный год с солнечным, необходимо за этот период (19 лет) вставить: 235 — 228 = 7 дополнительных месяцев. Метон определил, что это должны быть годы 3-й, 6-й, 9-й, 12-й, 15-й, 17-й и 19-й. Таким образом был создан 19-летний лунный период, получивший название — Метонов цикл.

Однако греки не приняли нововведений своего учёного и продолжали пользоваться привычным для них, хотя и менее точным, восьмилетним циклом. Они надеялись на своего бога Аполлона, который привезёт «дары» и исправит все допущенные за прошедшие годы неточности.

«Исследования показали, что как непосредственно после открытия метонова цикла, так и сто лет спустя, да и в середине III в. н. э. греки пользовались менее точным 8-летним циклом… А чтобы как-то все же согласовывать свой гражданский календарь с Луной, они эпизодически добавляли к месяцу или выбрасывали из него один-два дня. Имеются многочисленные свидетельства того, что после Метона разница в числах месяца по различным лунным календарям достигала даже 8 — 10 дней…

Оказывается, что 19-летний цикл был для греков неподходящим, так как по нему было неудобно определять время их важнейших праздников, которые, наоборот, удобно укладывались в 8-летнем цикле: олимпийские игры — через каждые 4 года (т. е. два раза в 8 лет), пифийские игры в Дельфах — один раз в 8 лет (то, что в двух четырехлетиях число месяцев было неодинаковым, 49 + 50, особой роли здесь не играло), в Афинах вообще было пять праздников, повторяющихся через четыре года.»

© Климишин И. А. Календарь и хронология.

Греческие вольности закончились в 1-м веке до нашей эры, когда Греция попала в зависимость от Римской республики, попросту была ею завоёвана. Повсеместно в Греции стал вводиться «государственный» Юлианский календарь. Затем настала эпоха Христианства и Византийской империи. С падением Византии в 1453 году, наступило Османское владычество на землях Древней Эллады.

Несмотря на то, что «новые хозяева», вместе со своими порядками, привносили и свой календарь, греки продолжали использовать свой Лунный календарь с полюбившимся им 8-летним циклом. Правда, уже не было Аполлона с его «гиперборейскими дарами», не было и других «хранителей времени», которые могли умело корректировать «бестолковейший» греческий календарь. В результате чего ошибки греческого календаря стали только увеличиваться и достигли небывалых размеров. Но греков это не смущало, потому что это был их родной, древнегреческий календарь, в котором, отчасти, была отражена верность греков «заветам отцов».

«В 86 г. до н. э. греки потеряли свою политическую независимость. После этого исправления в календарь не вносились и начало года стало «плавающим» по отношению к месяцам юлианского календаря. В самом деле, обычный афинский новый год — 1-е число месяца Гекатомвеона начинался в июле (и даже иногда в конце июня). Но в I тысячелетии н. э. чем позже жил автор, описывавший афинский календарь, тем дальше от июля отстояло у него начало года.

Так, по данным Плутарха (конец I в. н. э.), афинский новый год начинался около 1 августа, в III — IV вв. н. э. его начало передвинулось к сентябрю и даже октябрю, а в IX — X вв. — к январю. Писатели же XIV — XVI вв. отождествляют месяц Гекатомвеон с апрелем. Таким образом, за полторы тысячи лет начало года афинского лунно-солнечного календаря сместилось от летнего солнцестояния к весеннему равноденствию.

Это как раз и соответствует случаю, когда 8-летний цикл не согласовывается с годичным движением Солнца на небе, так как в каждые 157 лет октаэтерида по отношению к солнечному году запаздывает на 30 дней. И если «плавающая октаэтерида» была допущена в 84 г. до н. э., а начало года тогда приходилось около 1 июля, то около 73 г. н. э. оно пришлось уже на 1 августа, около 235 г. — на 1 сентября, 392 г. — на 1 октября, 554 г. — на 1 ноября, 711 г. — на 1 декабря и т. д. и, наконец, 1344 г. — на 1 апреля.

Во многих городах Ближнего Востока и после принятия ими юлианского календаря удержались македонские названия месяцев. При этом если обычно лунно-солнечный год македонского календаря (1 Диоса) начинался в сентябре, близко к осеннему равноденствию, то в солнечных (юлианских) календарях начало года в большинстве случаев оказалось передвинутым ближе к зимнему солнцестоянию или даже за него. Например, в Эфесе 1 Диоса закрепилось за 23 сентября, но в Дамаске оно приходилось на 18 октября, а в Антиохии и Константинополе — на 1 ноября.

В целом, как видно, древних греков их календарь вполне устраивал. Известно, что в Афинах им пользовались еще и в VI в. н. э., а в Византийской империи — до конца VII в. н. э., т. е. на протяжении 600 лет после введения юлианского календаря. Более того, в XIII в. византийский историк Георгий Пахимерес предложил заменить названия месяцев юлианского календаря соответствующими названиями древнегреческого.

Уже накануне краха Византийской империи (1453 г.) другой византийский историк Георгий Плетон предлагал вообще возвратиться к лунно-солнечному календарю с началом года от новолуния, которое приходилось бы близко к зимнему солнцестоянию. Такие проекты возникали в связи с неточностью юлианского календаря.»

© Климишин И. А. Календарь и хронология.

Вывод

Таким образом, рассмотренный нами Древнегреческий календарь, несмотря на всю его архаичность и запутанность, был очень почитаем древними греками — эллинами и выдержал немало испытаний. Потеря независимости Грецией привела к тяжким последствиям для греческого народа и отразилась на его календаре. Древняя Греция имеет очень продолжительную и богатую событиями историю, около двух тысяч лет до римского завоевания.

При римлянах в Греции был введён Юлианский календарь, но сами греки продолжали пользоваться своим родным, Древнегреческим календарём, использую для его уточнения 8-летний период — октаэтериду. За полторы тысячи лет Древнегреческий календарь «ушёл вперёд» на девять месяцев, Новый год сместился с дня летнего солнцестояния на весеннее равноденствие.

Что интересно, за два тысячелетия Эллады, когда люди ещё не знали октаэтериды, Древнегреческий календарь вполне удерживал свои позиции, позволяя народу отмечать свои праздники в те сезоны, в какие они были определены изначально. Такое положение говорит только об одном: у эллинов существовал источник, который передавал «сигналы точного времени» с завидной регулярностью, как будто радиостанция «Маяк».

Что это был за источник? Возможно, это был Аполлон, либо какая-то служба, выполнявшая работу Аполлона. То ли «дары гиперборейцев», регулярно поставлявшиеся самими гиперборейцами в Дельфы. Может быть был ещё какой-то источник, о котором мы не знаем. В любом случае, эллинские Новые года начинались точно в районе «солнечных точек», равноденствий и солнцестояний, отклоняясь от них не более чем на полторы декады, что было связано с фазами Луны и началом года в новолуние.

Близость греческого счёта и старославянского (практически они одинаковые) говорит об очень тесных связях греков — эллинов со словенами. Только не теми словенами, которые славяне и очень похожи на русских, а словенами — илириками — нориками, родина которых находится на Балканах, а не на Среднерусской возвышенности.

Возможно по этой причине у «новых славян — ариев» календарные ориентиры точно такие же, как и у их «братьев» греков — эллинов. «Сотворение Мира в Звёздном Храме» произошло в то же Лето, что и у греков «Сотворение Мира» в Византийском календаре — в 5508 году до нашей эры. Даже начало Нового Лета у славян-ариев точно такое же, какое было в Македонии во времена Александра Великого (Македонского) — в день осеннего равноденствия, 23 сентября.

Все славянские народы (кроме словенцев, современного населения Иллирии) для обозначения календарного года используют слова: год, година и рок. Новые славяне — арии и словенцы календарный год называют — Лето. Возможно потому, что у их «братьев» и соседей греков — эллинов календарный год называется — «етос».

Александр Македонский в своих завоевательных походах на своём флаге использовал 16-ти лучевую «вергинскую» звезду. Новые славяне — арии в своём циклическом календаре, Даарийском Круголете Числобога, используют числа 16 и 9.

Скифы вряд ли имели желание помогать царю Александру в его походах, а вот предки славян, живущих на Балканах по соседству с Македонией — очень даже могли. Славяне в давние времена всегда отличались завидной воинственностью, потому вполне могли участвовать в походах своих соседей, македонян.

Александр Македонский в своих завоевательных походах дошёл до Индии, и если бы он скоропостижно не скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, может быть пошёл бы и дальше. Славянские передовые отряды после смерти Александра могли так и остаться на рубежах Индии, там где находится Ария — провинция Афганистана. Возможно оттуда, от тех славян, пришло ведическое учение и другие «арийские» мотивы. Но это лишь предположение, на котором не будем настаивать.

Русский же народ в глубокую старину, вполне возможно, был более близок не с эллинами, а с предками римлян — этрусками. Потому как римляне образовались из сближения местного народа латинов с пришлыми этрусками. Откуда прибыли на Апеннины этруски — не известно, как не известна историческая родина эллинов.

Возможно, по этой причине, Россия отказалась от Византийского (славянского) летоисчисления и славянских названий месяцев, приняв римские названия месяцев, Юлианский римский календарь (несмотря на то, что более точный Григорианский календарь был известен уже более столетия) и летоисчисление от Рождества Христова. При этом, что интересно, Русь и, соответственно, Россия приняли Христианство, но, при этом, категорически отказались от Латинской (Католической) Веры, в лице Папы Римского, а приняли Православие греческой конфессии. Такой вот парадокс.

Эта тема содержит в себе ещё очень много вопросов, а ещё больше загадок. Что требует дополнительного исследования.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников