МосБиржа не поскупилась и щедро насыпала ЕвроТранс free-float 21%.
Но давайте взглянем на неутешительное качество этого free-float
Free-float сформировался в ходе IPO. А IPO у ЕвроТранс проходил в уникальном режиме и сочетал внебиржевую раздачу акций на заправках с привычной нам биржевой раздачей акций через брокера.
К чему это привело?
К тому, что лишь чуть более 1,1% из якобы 21% free-float’а соткано из биржевых заявок через брокера с немедленным доступом к торгам на бирже.
Тогда как остальные чуть менее 20% из общего 21% free-float’а проданы по внебиржевым офертам.
А это часто (хоть и не всегда) будут акции, зачисленные не на б/с с моментальным доступом к торговле, а на тяжеловесные л/с в реестре. И много кто из внебиржевых участников IPO зависнет в реестре акционеров в «неторговом» режиме надолго. Почему я так считаю?
Во-первых, перевести акции из реестра на торговый б/с - это усилия и несколько рабочих дней.
Во-вторых, я с трудом представляю, что люди, любящие и умеющие активно торговать на бирже, зачем-то пошли покупать акции ЕвроТранс во внебиржевом порядке на заправку или хоть как, не дождавшись привычного предложения акций через брокера. К тому же в этой внебирже было много непривлекательных факторов для активных торговцев и даже долгосрочных инвесторов, которые привыкли держать свои инвестиции под контролем (заморозка денег без права отозвать заявку, акции могли зачислить позднее, чем в первый день торгов на бирже 21 ноября 2023 г. и пр.).
Поэтому считаю, что реальный free-float с мгновенным доступом к торгам пока составляет от 1,1%. Это около 1,8 млн акций, а в денежном выражении по оценке в 250 руб. это всего лишь 450 млн руб. Ну ок, с определенной погрешностью в сторону увеличения, но никак не 21 %. И низкие средние дневные объемы торгов по акциям ЕвроТранс (27 млн руб.) в какой-то степени подтверждают это.
А на низком free-float, как известно, проще управлять ценой.
Мой Telegram