Найти тему
НУАР-NOIR

Красивые девицы, красивая жизнь и неприглядные тайны

-2

Конспирологический триллер «Черепа» можно уверенно полагать апогеем множества процессов, связанных с этим жанровым направлением. Отпочковавшись в своё время от нуара, который никогда не отрицал возможности «заговора» как такового, эта разновидность триллеров имеет одно принципиальное отличие от классического мрачного жанра.

В нуаре вам предложено ощущение паранойи, вызывающее опасение, что главный герой бредит, но в конспирологическом триллере вы изначально знаете, что за всеми событиями стоит некая «тайная структура», а главный герой просто оказался в ненужном месте или в ненужное время (вспоминайте, как в неприятную историю был втянут персонаж ленты «Враг государства»).

Опять же конспирология как луковая «наука эпохи постмодерна» имеет негласное предназначение. Нет, вовсе не разоблачать «заговор», но плодить его нелепые модели, дабы тем самым «заболтать проблему». В стиле мазни «Васи Ложкина». Хи-хи-хи-масоны. Ага, очень смешно…

Кинематограф на рубеже тысячелетия оказался едва ли не важнейшим инструментом в процессе «забалтывания». Взять хотя бы «Людей в чёрном». Кто после знаменитого кино-комикса, превратившегося в эпопею, будет всерьез рассматривать эту проблему? Стоит только заикнуться, как тебя сразу же примут за психа, пересмотревшего фантастического кино.

Аналогичное происходило и с «Черепами» - фильма, который возник как раз на волне популярности темы, что в американской политике сильно тайное общество «Черепа и кости», которое вербует своих адептов из числа наиболее перспективных студентов, затем содействуя их карьере.

Впрочем, свести разговор к хи-хи-хи не удалось, а потому ленте придали форму молодежного триллера, в некоторых моментах даже напоминающего творения про супер-героев. Те обычно становятся таковыми без лишних усилий, в силу какой-то случайности: укусил паук, упал волшебный камень и т.д. и т.п.

В итоге вам предложена почти волшебная история про, казалось бы, простого студента, который был приглашен в состав общества «Черепа». И перед ним тут же распахнулись все двери, и началась красивая жизнь, включая модные машины, симпатичных девиц и неизвестно откуда взявшихся на банковских картах поступлений с пятью нулями.

И почти как в «страшной сказке» есть одно строгое условие (вспоминайте про «запретную дверь» или «табуированное время суток») – тщательно хранить тайны общества. И вообще о нём не «поминать всуе». Что весьма смутило старых друзей главного героя, включая одного весьма любопытного парнишку, который хотел стать журналистом.

Ещё Умберто Эко в «Маятнике Фуко» завещал, что не надо играть в конспирологию, полагая это забавным - тайные общества, которые существуют вне зависимости от того, верите вы в них или не верите, не любят праздного любопытства. В итоге любознательный юноша умер при очень странных обстоятельствах.

Главный герой, начиная новый виток расследования, сам оказывается в опасности. В итоге получилось не столько разоблачение «Черепов», сколько их рекламный ролик. Одним выстрелом, то есть одной кинокартиной убито два зайца сразу. И проблема «девальвирована», и тайное общество показано как притягательное для всех потенциальных претендентов.

Кадр из фильма «Черепа» (2000)
Кадр из фильма «Черепа» (2000)

Впрочем, даже в этой причудливой конструкции есть она полезная безусловно для всех мысль. Имеются структуры, которые нельзя одолеть «натиском снаружи», их надо разрушать, принимая правила игры, изнутри. Почти как в песне «Наутилуса»: «Умирает, как древний ящер с новым вирусом в клетках».