Есть мнение, что религиозное учение о Творце может быть совместимо с современным научным знанием о теории эволюции. Противопоставление "сотворен - эволюционировал" на самом деле не является противоречивым. Теистические эволюционисты и эволюционные креационисты считают, что эволюция является "инструментом" Бога, служащим для создания жизни на Земле. Как известно, в основе теистических религий лежит догмат о сотворении мира, при котором завершающим элементом этого процесса становится совершенное творение - человек. И это самое заключительное творение можно рассматривать как долгий и затяжной эволюционный процесс при котором происходило "превращение" обезьян в богоугодных Homo sapiens.
Так сложилось, что мерой всех вещей на свете стал человек, которому кажется, что все события в мире происходят только ради него. Такое представление человека в качестве центра Вселенной основано на восприятии превосходства собственного интеллекта над другими существами. Подобное восприятие реальности называется антропоцентризмом. Это вариант обычного эгоцентризма - неспособности видеть мир чужими глазами. Антропоцентризм поспособствовал превозношению индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения. А стремление соизмерять мир с собственной сущностью заставляет нас выделять свой вид из остального животного мира, ставя его на высшую ступень. И такое антропоцентрическое восприятие окружающего мира возникло не случайно. Оно приносило человечеству пользу, давая ему простую и понятную модель мира, помогающую выживать. Проблема только в том, что такой эгоцентричный взгляд на реальность крайне затрудняет её объективное познание.
Первоначально под воздействием антропоцентризма формировалась и наука. Первые представления об эволюции были навеяны "лестницей природы". Теория эволюции изначально создавалась для объяснения прогресса. Да и само понятие "эволюция" (от латинского evolutio, означает развёртывание, развитие) включает в себя идею предзаданного смысла.
Даже картинки из школьной программы, изображающие эволюцию, могут представлять опасность для нашего общего понимания того, как она происходит на планете. Человек, ослепленный антропоцентризмом, увидев любое схематическое изображение эволюции, и отыскав на нём самого себя, может интерпретировать эволюцию как однонаправленный, исключительно прогрессивный процесс, направленный на улучшение видов. В котором только человек, поскольку именно он завершил эту " гонку", "победил" всех. Потому наше совершенство заслуженно и не должно вызывать сомнений. Согласитесь, что даже название Homo sapiens - человек разумный, уже звучит гордо!
Такое наглядное изображение конечным существом в эволюционной цепи - человека, невольно, приводит к мысли: а разве не к человеку "шла" эволюция всё это время? Однако, это одно из самых популярных заблуждений. У эволюции нет плана на будущее. Биолог Ричард Докинз сравнивает эволюцию со слепым часовщиком, который "не смотрит вперёд, не планирует результатов и не имеет никакой цели". С точки зрения естественных наук вообще ни у чего нет цели. Как нет цели у вращения земли вокруг Солнца, так и нет никакой цели у эволюционного процесса. Эволюция происходит в результате естественного отбора. А это следствие, а никак не причина.
Есть наследование изменчивых признаков, в результате которых организмы "встраиваются" в ту или иную экологическую нишу (место, занимаемое видом в биоценозе). Где есть ниши, туда и будет двигаться эволюция. А достичь этого можно разными способами, например, отрастить крылья и обрести способность летать, а можно сделать ставку на интеллект, или увеличить плодовитость с параллельным упрощением строения большинства органов (как это делают многие паразиты). Адаптироваться можно по-разному. Неважно как, главное - подстроиться под окружающие условия. В противном случае, там, где ниши стремительно сжимаются или их занимает кто-то более "агрессивный", - эволюция прерывается из-за вымирания.
И если эволюция - это любая адаптация, то кого считать наиболее адаптированным? Того, кто вписался в нынешние условия? С точки зрения эволюции, "идеальным" будет тот вид, который выжил. В этом смысле, человек не лучше бактерий или планктона, поскольку все они населяют нашу планету.
В современном эволюционном представлении всё живое развивается, меняется и разными способами отзывается на изменение среды. И если среда изменится и признаки, которые полезны сегодня, завтра могут стать ненужными и может вредными. Можно быть супер-сильным, даже супер-умным, но если эта способность не способствует или мешает адаптации к окружающим условиям, ты проигрываешь тем, кого считаешь "менее совершенными".
Как видим, представление о разной степени совершенства живых организмов, населяющих Землю, покоится прежде всего на нашем антропоцентризме. Чем больше тот или иной организм напоминает человека, тем более "совершенным" он нам кажется. С позиции самого отбора не существует иерархии высших и низших форм жизни.
У эволюции нет вершины – это "растущее дерево" со множеством ветвей, веточек и листьев. У эволюции нет любимцев: она "не видит" разницы между организмами и никому из них не отдает предпочтения. Стремление к "идеалу" - сугубо человеческая черта, а природа такими пустяками не занимается.