Найти тему
Прогулка со смыслом

Уникальный и малоизвестный Алексей Боголюбов - моряк и художник

Оглавление

В Инженерном корпусе Третьяковки проходит выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Боголюбова (1824-1896). Завершается она 21 января 2024, что уже близко.

Выставка большая - расположена в трех больших залах, представлено около 120 живописных и графических произведений из многих музеев и архивных собраний России. Это и Третьяковка, ГМИИ Пушкина, Музей Москвы и Русский музей, Эрмитаж, Центральный военно-морской музей, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, художественные музеи Тулы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Череповца.

Кроме картин самого Боголюбова, выставлены картины и других авторов - его наставников и учителей , это французский художник Эжен Изабе, представитель дюссельдорфской школы Андреас Ахенбах, художники Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи.

Выставка получилась насыщенная, разнообразная. Опять же много информации на стенах, как обычно у Третьяковки, все по этапам творчества, очень понятно структурировано.

Здесь видео с выставки.

Алексей Боголюбов - уникальный художник, но, к сожалению, мало известный широкой публике.

Можно только порадоваться, что Третьяковская галерея решила провести выставку, в которой нашел отражение масштаб личности Боголюбова.

Даже сухие факты биографии его поразительны. Алексей Боголюбов - потомственный дворянин, внук того самого Александра Радищева, профессиональный моряк и военный гидрограф, который стал выдающимся маринистом и баталистом, создал анти- Айвазовский стиль в живописи морских видов, был знаком с семьей императора Александра II, особенно близко с Александром III.

Алексей был вторым сыном в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова и воспитанницы Смольного института Фёклы Александровны, дочери писателя А.Н.Радищева. Отец семьи, кадровый военный, участник Отечественной войны 1812-го, Петр Гаврилович умер от последствий ранений, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, а Алексею шесть.

В 12 лет Алексей был отдан на обучение в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, потом учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, по окончании служил мичманом, лейтенантом Балтийского флота.

Сам он пишет, что "был маляром чуть ли не с четырехлетнего возраста".

Пейзаж 1835г. Боголюбову 11 лет
Пейзаж 1835г. Боголюбову 11 лет

Рисовал в кадетском корпусе, рисовал на службе. "Веселенькие пейзажи" у него покупал купец Кузин - картинный торговец, что приносило доход, который совсем не был лишним. "Зарабатывал деньгу на свои удовольствия". Но он себя рассматривал как художника-любителя. И лишь несколько событий убедили его в том, что у него есть талант большого художника.

В 1844 году Боголюбов по заказу князя Меньшикова написал картину "Зимний приезд Государя в Кронштадт с Принцем Орлеанским". Государю картина понравилась и Боголюбову дали перстень в 150 р., который он тут же спустил. Но поощрение "счел великим!".

В 1847 г. картина "Кронштадт. Военная гавань после наводнения 7 ноября 1824 года" снова через князя Меньшикова была представлена Николаю I, "который весьма ею заинтересовался, взял ее и велел наградить меня перстнем. Но каким! С рубином в 1 500 рублей".

Кронштадт. Военная гавань после наводнения 7 ноября 1824 года
Кронштадт. Военная гавань после наводнения 7 ноября 1824 года

В 1849 году Боголюбов был в числе офицеров пароходофрегата "Камчатка", на котором герцог Максимилиан Лейхтенбергский путешествовал из Кронштадта на остров Мадейру.

Герцог проявил живой интерес к "чувству художества" Боголюбова, просил рисовать для него, "все, что будет замечательного в пути".

Когда герцог покидал пароход, он сказал Боголюбову: "...Я жду от Вас альбом моего вояжа. Желаю Вам счастья и науки, и чем быть дюженным офицером, будьте художником, кажется, Вы тут вновь успеете". Значение этого общения с герцогом нельзя переоценить, ведь Боголюбов в своей книге сам себя называл - "творение" герцога.

За альбом для герцога Боголюбов получил очередной перстень в 1 500 рублей и наставление князя Меньшикова поступить в Академию художеств.

Боголюбов услышал это послание "Будьте художником", поступил в 1850 году в Академию, зачислился к пейзажному профессору Воробьеву. Со службы он не уволился, по разрешению самого царя, т.к. других средств к существованию у него не было.

В итоге флоту Боголюбов посвятил больше 10-и лет, но обучение в Академии художеств и его успех, как художника, привели к увольнению в 1853 году. И он сразу назначается художником в Главном морском штабе.

За исполненные виды Ревеля и вид Санкт-Петербурга с взморья Боголюбов получает пенсию Академии художеств, на которую путешествует в Швейцарии, Германии и Италии, позже во Франции.

Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. Один из экземпляров картины. В смольном воспитывалась мама - Фекла Радищева.
Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. Один из экземпляров картины. В смольном воспитывалась мама - Фекла Радищева.

Боголюбов пользовался вниманием и большим уважением со стороны императорской семьи. В 1853 году Николай I дал ему поручение исполнить серию картин по истории Крымской войны.

Афонское сражение. 1853
Афонское сражение. 1853
Синопское сражение. 1853
Синопское сражение. 1853

Александр II заказал серию картин по истории морских сражений России, начиная от Гангутской победы Петра Великого. В 1865 году Боголюбов начинает эту работу. Он напишет картину «Гангутский бой», картины, посвященные Гренгамскому, Эзельскому, Ревельскому, Выборгскому морским сражениям, «Сражению у Красной горки» и др.

Сражение при Гангуте (1714). 1875–1877
Сражение при Гангуте (1714). 1875–1877
Гренгамское морское сражение. 1866
Гренгамское морское сражение. 1866
Сражение у острова Эзель. 1876
Сражение у острова Эзель. 1876

В 1863 году Боголюбов сопровождал цесаревича Николая Александровича в его путешествии по России для создания альбома путешествия наследника из 250 рисунков.

-10

Смерть наследника, которую тяжело переживала царская семья, сильной душевной болью отозвалась и в сердце Боголюбова. Когда останки цесаревича прибыли на военном корабле в Петербург, Боголюбов поднялся на корабль, хотя формально не принадлежал к свите. Чуть было не разгорелся скандал, но сам царь Александр II подозвал его и со слезами пожал ему руку, сказав о том, как Цесаревич любил Боголюбова и тепло о нем отзывался.

После этих печальных событий связь Боголюбова с членами императорской семьи совсем не прервалась, более того, он сблизился с Александром Александровичем (будущим Александром III), сопровождал его в поездке, аналогичной путешествию с умершим наследником. Они часто вели разговоры об искусстве и культуре. Боголюбов нашел живой интерес к рисованию у Александра, учил его и его супругу цесаревну Марию Федоровну живописи.

В последующем Боголюбов играл важную роль при Александре III, в том числе, выступал консультантом императорской четы в вопросах коллекционирования произведений искусства, огромная часть которых до сих пор хранится в русских музеях.

Так, именно Боголюбов вел переговоры в Париже с коллекционером Базилевским о покупке его уникальной коллекции предметов средневековья. В 1884 г. этот коллекционер решил расстаться со своим собранием, и Париж с нетерпением ждал аукциона, который должен был явиться крупнейшим событием сезона. Неожиданное приобретение его для Эрмитажа за шесть миллионов франков, произвело в Париже сенсацию.

Из книги Записки моряка-художника
Из книги Записки моряка-художника

В 1885 году Боголюбов был целиком занят открытием в своем родном городе Саратове Радищевского музея. Именно его коллекция, переданная музею при открытии, является ядром коллекции музея.

Виртуальный тур по музею - здесь http://vm1.culture.ru/vtour/tours/khudozhestvennyy_muzey_radishcheva/pano.php

Про записки моряка-художника

Не очень много альбомов и книг о Боголюбове, совсем мало.

К выставке Третьяковская галерея подготовила печатное издание -альбом с художественными произведениями, биографией художника и его письмами из отдела рукописей музея.

А еще есть интересная книга - "Записки моряка-художника". Дело в том, что Боголюбов сам написал автобиографическую рукопись о себе, которую назвал "Записки моряка-художника". Изначально его воспоминания, похоже, писались им для забавы, разговорным, раскованным языком, "слогом веселого человека, любящего анекдоты". Но, как часто бывает, оказались важным источником воспоминанием о времени, многих интереснейших художниках, с которыми Боголюбов встречался, у которых учился, с которыми дружил. Еще он пишет о своей деятельности, направленной на развитие отечественной культуры и искусства, о своих мыслях по поводу этого.

По духовному завещанию Боголюбова его рукописи, а также и существенная денежная сумма в 2000 р. были определены на хранение в Рукописный отдел Петербургской публичной библиотеки со следующими указаниями.

"2 000 р. положить на проценты....На пакете (с рукописью) сделать надпись: "Издать по истечении 22 лет. За это время и капитал вырастет и тогда Управление разделит его пополам, выберет способного литератора, чтобы привести в порядок мои записки, исправить правописание, но сохранить мой слог и слововыражения. После чего на другую половину денег издать оные, предоставить продаже и выручку отдать поровну в мою Школу и Музей Радищевский...".

Однако после революции исполнять завещание было некому. Мешок с рукописями вскрыли и проинвентаризировали 6 тетрадей в черных обложках , скупо украшенных рисунками автора. Хранились они в персональном фонде Боголюбова.

Судя по всему, рукописи были изданы, исключительно благодаря работе исследователей жизни Боголюбова из Саратова, города, где Боголюбов основал музей и приложил все усилия, чтобы и школа рисования была открыта.

Первое издание Записок состоялось в саратовском журнале "Волга" в 1996 году. Оно стало основой для дальнейших изданий.

Позже Записки были изданы в виде отдельной книги и переиздавались уже 6 раз. Вступительная статья, комментарии много черно-белых фотографий из архива Саратовского государственного художественного музея, есть указатель имен (для работы специалистов удобно), список иллюстраций.

Как пишет составитель Огарева, пришлось редактировать, вносить правки в записи Боголюбова, ведь они написаны более 100 лет назад с другими речевыми оборотами, в стилистике особой. Кроме того, некоторые записи были совсем не систематизированы. Но книга получилась очень живой и увлекательной. Присутствие автора максимально сохранено, отчего интерес к ней только возрастает.

-12