Этот портрет Луи-Жана-Батиста-Этьена Виже, несомненно, является лучшим произведением, написанным французской художницей Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) в позднем подростковом возрасте.
Моделью послужил её младший брат, родившийся в 1758 году.
Держа в руках набор художника (карандаш или подставку для мела) и папку с эскизами, он играет роль молодого рисовальщика — сюжет, уже популяризированный в восемнадцатом веке художниками Жаном Симеоном Шарденом (1699–1779), Франсуа-Юбером Друэ (1727–1775) и Николя Бернаром Леписье (1735–1784).
Луиза Виже неоднократно обращалась к этой теме в начале своей карьеры.
Художница также выполнила как минимум два рисунка своего брата, когда он был ещё маленьким мальчиком...
... и — более красивый — в подростковом возрасте.
Луиза Виже очень любила Этьена:
Мой брат был одним из тех людей, которые пользовались большим спросом в обществе. У него были утонченные манеры, он часто находился в хорошей компании с раннего возраста, а также остроумие и ученость; он с исключительной легкостью писал изящные стихи и играл комические роли лучше многих профессиональных актеров. Он внес огромный вклад в очарование и веселье всех наших собраний; возможно, радушие, с которым его приняли, пагубно сказалось на его литературной карьере, поскольку мы отнимали у него большую часть времени. Тем не менее он нашел возможным отличиться как литератор. В дополнение к курсу литературы, который он с большим успехом представил в Атене. . . Виже оставил томик легкой поэзии и несколько комедий в стихах, из которых две, «Трудные пути» и «Интервью», долгое время находились в репертуаре Театра-Франсэ.
Этьен Виже был зачислен в колледж Сент-Барб, где в основном изучал литературу.
Впоследствии он начал карьеру писателя и приобрел репутацию поэта и драматурга с легким и остроумным стилем.
В 1783 году Этьен Виже поставил «Трудные пути» в Театре-Франсэ, а затем в Версале, а в следующем году, в течение которого он женился на Сюзанне Ривьер, Театр-Франсэ взял в работу уже две его комедии.
Благодаря своей сестре Этьен пользовался защитой таких покровителей, как граф д’Артуа; граф де Водрей, которому он был обязан должностью личного секретаря графини Прованс;
и Шарль-Александр де Калонн, министр финансов, который назначил его контролером Амортизационного фонда, который только что был воссоздан.
6 декабря 1788 года его самая успешная пьеса «Интервью» была представлена в Версальском замке французскими комедиантами перед Людовиком XVI, Марией-Антуанеттой и их двором.
В конце 1780-х годов в таких периодических изданиях, как Journal de Paris, Этьен Виже пытался защитить свою сестру, ставшую объектом клеветнической кампании в прессе.
Оставшись во Франции во время революции, он перешел на другую сторону и занял должность в Comité de Nationalization des Biens du Clergé (Комитет по национализации церковной собственности).
Этьен даже сочинил яростно антимонархическое произведение — «Ода свободе».
Арестованный вскоре после победы монтаньяров над жирондистами, он был заключен в тюрьму Пор-Либр, а затем освобожден летом 1794 года.
С 1795 по 1799 год он был членом комитета, которому было поручено погасить долги эмигрантов по государственным ассигнованиям.
Виже-Лебрен вернулась во Францию в 1801 году, но ее отношения с Этьеном охладились, когда она узнала подробности его поведения после 1789 года.
В какой-то момент он опубликовал «Vers d'un frère sur l'inimitié qui s'est élevée entre sa soeur et lui» (Стихи брата о вражде, возникшей между ним и сестрой), напыщенное стихотворение, в котором Этьен пытался оправдаться.
Его непостоянство и оппортунизм побудили восхвалять до небес и Наполеона, и изгнавшего его в 1815 году принца Бурбонов, Людовика XVIII (бывшего графа Прованса).
Именно во время правления Людовика XVIII Этьен Виже получил медаль Почетного легиона.
Он принадлежал к нескольким литературным обществам, занимал кафедру в Athénée Français и, будучи профессором ораторского искусства, обучал нескольких актрис, в том числе знаменитую трагичную актрису мадемуазель Дюшенуа.
Едкий тон полемических стихов Виже вызвал к нему враждебность многих членов Института Франции, некоторые из которых высмеивали его.
Расставшись с женой, он умер 12 августа 1820 года озлобленным алкоголиком.