Небольшой посёлок Черёмушки, затерявшийся в предгорьях Саян, что в Восточной Сибири (Хакасия) знаменит прежде всего своей циклопических размеров гидроэлектростанцией - Саяно-Шушенской. Одной из самых больших в мире.
Также сюда приезжают любители природы - фотографы, походники и просто туристы, чтобы провести время в национальном парке "Шушенский бор". Сходить в горы, полюбоваться водопадами и хребтами, пики которых врезаются в облака, да и просто поглядеть на мир "с высоты".
Но есть ещё одна достопримечательность зачастую ускользающая от взора обывателя. Это трамвайная система. Она действительно уникальна и эта публикация посвящена ей.
Трамвай, бесспорно, самый грациозный городской транспорт. И спустившись с хребта Борус, где мы любовались природными красотами, мы решили полюбоваться и красотами техническими.
Впереди переезд с предупреждающими знаками, слева от него остановка "Трамвайное депо", с капитальной будкой. Расписание говорит, что рейс до ГЭС вот-вот должен появится из-за поворота. Но не тут то было. Трамвай работает только по будням (1-ая его особенность, начинаем счёт), а сегодня суббота.
Досадно. Прокатиться сегодня не удастся. Тогда просто прогуляемся вдоль живописной ветки, зажатой между горами и Енисеем, и узнаем другие особенности данного объекта. Фото с трамваем, конечно приложу.
Сразу стоит упомянуть о необычной истории создания трамвайной системы.
При строительстве ГЭС сюда подтянули немаленькую железнодорожную линию для доставки грузов и рабочих. После окончания строительства линия оказалась не нужна, её стали разбирать, но какой-то гений предложил оставить финальный шестикилометровый кусок и организовать здесь трамвайное движение! Этот человек достоин увековечения хотя-бы в рамках посёлка.
Сказано - сделано. В 1991 году движение трамваев было открыто. Система оказалась последней в СССР. К сожалению, в новой России с тех пор так и не открылось новых... и эту линию можно считать самой молодой в России.
Она отлично вписывается в транспортную систему посёлка. Настолько отлично, что другого "городского" транспорта здесь нет. 9 остановок полностью охватывают жилой фонд и ключевые объекты. Самый главный из которых, конечно СШГЭС.
Собственно для проезда работников ГЭС, она и создавалась, однако пользуются трамваем все, кто хочет и на абсолютно безвозмездной основе. Аттракцион невиданной щедрости! Где вы такое ещё увидите?
На линии используется собственный подвижной состав. Вагоны под безликим названием 71-88Г были изготовлены специально для эксплуатации здесь. Кабины с двух сторон, так как разворотных колец или треугольников в Черёмушках не предусмотрено.
Сообщают, что всего их 6 штук - все на ходу и все в отличном состоянии.
Вдалеке дамба СШГЭС. Её громада действительно поражает. Линия упирается прямо в неё. Конечная станция на закрытой территории за колючей проволокой, куда просто так не пускают.
Капитальную однопутку, периодически идущую через лес с непривычки легко спутать с обычной ж\д, к тому же сохранились светофоры и ручные стрелки.
Принадлежит и обслуживается всё это хозяйство частной(?) организации ОАО "Саяно-Шушенский гидроэнергоремонт". Видимо, филиал Русгидро.
А ещё это самый маленький в РФ населённый пункт с трамвайным движением!
Вроде ничего не упустил.
А нет, упустил. Природа вокруг просто замечательная. Потрясающие виды. Повезло людям вот так ездить на работу.
Местные трамвайщики могут гордится своей системой. На мой взгляд, она одна из самых красивых у нас и уж точно самая уникальная. Я насчитал 8 особенностей, кто больше?
Всем, кто будет в тех краях рекомендую сделать крюк в Черёмушки. Надеюсь и сам окажусь там снова. Спасибо.
Это удивительно, но в нескольких десятках километрах есть Частная железная дорога с бесплатными поездами, не менее интересная. Туда мы и отправились после неудачи с Черёмушками. Вот там и проехать и поснимать удалось. Вышел дельный репортаж. Переходите, читайте.
Смотрите также: