Двадцать первая глава «Дневника» Саманты Маркл «Мосты» — самая короткая в книге, в полторы страницы, — о мостах незримых, метафизических, которые сохраняются (или не сохраняются) между людьми, чьи жизненные пути бесповоротно расходятся.
Когда Томас Маркл и Рослин Лавлесс расстались, Саманта была еще ребенком — и, конечно, не могла адекватно оценить всех проблем, связанных с разводом родителей. Теперь ей представился случай посмотреть на них не только «изнутри», но и со стороны: она сама разводилась с Крисом, имея двух совсем маленьких детей, и в это же время к концу подходила официальная процедура развода Томаса и Дории. Они изо всех сил старались сделать его максимально безболезненным для Меган — и Саманта надеялась, что все пройдет точно так же гладко и для ее собственных детей: «Иногда очень сложно строить или поддерживать мосты между семьями, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от одного из родителей или от других членов семьи».
Жизнь вносила коррективы в происходящее. Денег все время было недостаточно. Саманта начала подрабатывать моделью — но ее заработка все равно не хватило бы, чтобы купить квартиру и обеспечить все необходимое не только себе, но и детям. Карьера Криса тоже только начиналась — и ни он, ни она не могли позволить себе нанять няню на полный рабочий день, а низкооплачиваемым бебиситтерам они не доверяли. В это время Саманту продолжала поддерживать бабушка Маркл — они разговаривали по телефону каждые выходные, и она снова и снова убеждала внучку вернуться в школу и наконец окончить учебу, повторяя как мантру: «Ты должна получить образование! Это единственное, чего никто и никогда не сможет у тебя отнять». «До 1970-х годов у женщин было не так много вариантов, и я знала, что она хочет лучшей жазни для нас с Мег», пишет Саманта, — она понимала, что ей обязательно придется вернуться к учебе, но сейчас важнее казалось зарабатывать деньги.
«Мой свекор думал о том, чтобы перевести свой бизнес в Вирджинию, и предположил, что это было бы отличное место для жизни детей. Они переезжали в прекрасный район вдали от смога, шума и суеты Лос-Анджелеса. После того как я провела небольшое исследование вопроса и рассмотрела все варианты, я согласилась, потому что знала: дети будут учиться в отличных школах, рядом с одними и теми же друзьями и учителями, в безопасном районе, и в их жизни будут присутствовать родительские фигуры и мужского, и женского пола. Я не собиралась рисковать безопасностью своих детей.
Учитывая все обстоятельства, мои дети переехали со своими бабушкой и дедушкой в тихое сельское сообщество в Вирджинии. Как и предполагалось, там они были очень счастливы, хорошо учились в школе, и у них была идеальная стабильная жизнь — такая, какой я и хотела для них».
Томас «не до конца понимал, через что пришлось пройти» Саманте, прежде чем она приняла такое решение, но в конце концов согласился с тем, что это был наилучший вариант для детей. С ним согласились и обе бабушки Саманты. Меган была еще маленькой, и для упрощения ситуации Саманта просто сказала ей, что дети будут жить с бабушкой и дедушкой далеко отсюда, а потом пойдут в отличную школу.
Она надеялась, что когда-нибудь все ее поймут.