Для средневековой церкви сама идея Страшного Суда была её постоянной заботой, и она вселяла верующих в веру в то, что если сам Бог не в силах уберечь человека от земного греха, то страх проклятия среди пламени Ада наверняка сделает это за него. Данная история разыгрывалась в бесчисленных проповедях и книгах, но в неповторимом видении художника Иеронима Босха (годы жизни 1450-1516) сценарий всегда был более апокалиптическим.
В энциклопедии под названием «Всемирная История Искусства», к примеру, отмечается следующее:
«По сути, создание Евы по замыслу несколько похоже на композицию Микеланджело (годы жизни 1475-1564) в Сикстинской Капелле, которая была написана примерно в то же время, хотя ощущения в каждой работе очень и очень разные. Босх на закате Средневековья в Северной Европе остро осознавал реальность адского пекла, в то время как Микеланджело в эпоху Высокого итальянского Возрождения уделял в этой же истории большое внимание человеческим ценностям».
Сия работа (кстати, одно из самых крупных творений в карьере Босха) представляет собой прекрасный пример рельефной манеры письма живописца, бросающей вызов доминирующей технике фламандских мастеров, предпочитавших прозрачность и шелковистость нанесения краски. Зловонный аспект его воображения проявляется здесь в полной мере, с его постоянной склонностью к теме метаморфоз, хорошо наблюдаемой в ангелах, превращённых в насекомых; женщине с ногами ящерицы; мыши, превращающейся в дикобраза (или же наоборот); не говоря уже о чудовищной ведьме, готовящей людей на вертеле.
Однако, в отличие от большинства других его произведений, этот триптих изображает на себе только Небеса и (в основном) Ад, не уделяя особого внимания среднему месту – чистилищу, где души имеют возможность поразмыслить о своих деяниях при жизни, прежде чем их спасение или проклятие будет навсегда запечатано.
Некоторые критики утверждали, что на художественное искусство Босха повлияли еретические идеи; другие же намекали, что он просто выражал главную тревогу той поры. Как заявляют эти люди, в те времена он, по своей сути, считался «популистом» – художником, визуализировавшим одну из величайших библейских моральных сказок с более абсурдной точки зрения (безусловно, подобную точку зрения столетия спустя поддерживали художники-сюрреалисты).
Как бы мы не хотели интерпретировать данную картину, энциклопедия «Всемирная История Искусства» отмечает:
«Знакомая история ясна. Каждый из современников Босха – бедных, доверчивых, неграмотных крестьян, а также образованных бюргеров – уловил бы значение почти всех деталей и безоговорочно поверил бы основному посланию творца».
При этом некоторые изображения Босха всё же «должны были быть пугающе новыми и тревожными, они обязаны были вызывать в людях отчаяние».
- Художник – Иероним Босх
- Название – «Страшный Суд»
- Год создания – 1482-1505
- Размеры – 163,7 х 242 сантиметра
- Материал – Масло на дереве
- Место нахождения – Венский Сецессион (Вена, Австрия)