Найти тему

Как маркетологу понять, откуда приходят клиенты. Что такое UTM-метки и как они работают

Оглавление

Когда компания продвигает услуги или товары с помощью одного вида рекламы, например листовок — легко понять откуда идут клиенты. Но что делать, если используются несколько видов рекламы — ютуб, контекстная, в телеграмме и через коллаборацию с блогерами. Как понять, что именно сработало и откуда пришел трафик? На самом деле все просто.

В статье рассказали о том, как определить источник трафика с помощью UTM-меток. Вы узнаете почему это обязательный инструмент в работе маркетолога и как правильно ими пользоваться.

Что такое UTM-метки

Простыми словами UTM-метки — это комбинация, которая приписывается к основной ссылке. С ее помощью можно оценить сколько человек пришло с рекламы от конкретного поста или объявления. Понять, насколько заинтересованная аудитория идет с этого канала и сколько денег приносит рекламная кампания. Если не добавлять UTM-метки, то можно увидеть только конечный результат всех рекламных кампаний — общее количество переходов и конверсий.

Обычная ссылка без UTM-метки выглядит так:

Пример адреса ссылки без UTM-метки
Пример адреса ссылки без UTM-метки

А вот так выглядит ссылка с добавлением UTM-метки:

Пример адреса ссылки с UTM-меткой
Пример адреса ссылки с UTM-меткой

Кстати, эта ссылка ведет на сайт моей школы. Если вам интересно начать зарабатывать удаленно на маркетинге от 70 тысяч рублей в месяц — приходите на мой недельный практикум, где вы с нуля создадите сайт, квиз, рекламные баннеры и настроите рекламную кампанию в Яндекс Директе.

Ссылка на практикум — gora-academy.ru

Когда и зачем использовать UTM-метки

UTM-метки используются во всех случаях, когда компания размещает ссылки на сторонних ресурсах: в соцсетях, в контекстной или таргетированной рекламе, рассылках, мобильных приложениях и тд. Эти метки способны анализировать каждый переход вплоть до фиксирования конкретной страницы рекламы, устройства, региона или даже ключевого слова, по которому человек нашел нашу ссылку.

С помощью аналитики UTM-меток можно увеличить эффективность рекламы. Например, вы размещаете рекламу в ВК и через Яндекс Директ. Чтобы понять и проанализировать какая из этих кампаний работает лучше — как раз и нужны UTM-метки. И уже имея данные аналитики вы сможете понять, какие кампании приводят клиентов, а какие просто расходуют бюджет впустую.

Так выглядит аналитика по UTM-меткам в Яндекс Метрике / Источник: kelansky.ru
Так выглядит аналитика по UTM-меткам в Яндекс Метрике / Источник: kelansky.ru

UTM-метки не используются внутри сайта. Не стоит использовать UTM-метки для перехода с одной страницы сайта на другую. В таком случае если человек изначально перешел с рекламы в Директе, а потом продолжил изучать сайт и перешел по ссылке с установленной UTM-меткой сайта — в аналитике отобразятся данные перехода с сайта, а не с Директа. В такой ситуации сложно будет понять откуда именно приходит трафик.

Из чего состоит UTM-метка

UTM-метка состоит из 5 параметров, к которым допускаются произвольные значения. Есть 3 основных параметра и 2 дополнительных. При этом дополнительные не будут учитываться, если пропущены основные. На самом деле параметров может быть гораздо больше, но этих 5 вам будет достаточно для аналитики рекламных кампаний.

Основные параметры:

  • utm_source — Здесь указывается источник трафика или площадка, куда публикуется реклама. Например: social, email, facebook, telegram, youtube.
  • utm_medium — Здесь указывается тип рекламы(контекстная или таргетированная) или иной источник трафика: рекламная рассылка, реферальная система и т.д. Например utm_medium=cpc(cost per click) — метка на контекстную рекламу.
  • utm_campaign — Здесь указывается конкретная рекламная кампания, с которой перешел клиент. Например: sale, blackfriday, new-collection

Дополнительные параметры:

  • utm_term — Это ключевое слово, по которому выдается рекламное объявление. По аналитики этого параметра можно понять какие запросы являются более целевыми, а какие — нет. Пример: «купить_плитку», «сделать_ремонт_кухни»
  • utm_content — Этот параметр позволяет разграничивать ссылки в рамках например одной страницы или одной площадки с несколькими объявлениями. Например можно задать значение, куда конкретно кликнул клиент — баннер, ссылка, кнопка и т.д.

Какие бывают UTM-метки

UTM-метки бывают двух типов — статические и динамические. Чтобы понять какие метки использовать в какой ситуации — давайте разберем каждый тип подробнее.

Статические UTM-метки изначально задаются пользователем на этапе настройки. Статические метки используются в ссылках на целевую страницу под конкретные параметры проводимой рекламной кампании. По ней можно узнать количество трафика с площадки, тип трафика, ключевые слова или тип контента для перехода.

Динамические UTM-метки создаются не с конечными параметрами, а с переменными. Эти параметры меняются в зависимости от того, откуда пришел клиент и значения автоматически подставляются в аналитике. Это ускоряет сбор статистики и используется в проведении больших рекламных кампаний. Переменные параметры прописываются в фигурных скобках.

Например, если прописать в ссылке utm_term={keyword}, то Яндекс Директ автоматически заменит {keyword} на ключевое слово, по которому пришел клиент.

Некоторые динамические переменные:

  • {keyword} — ключевое слово, по которому было показано объявление;
  • {creative} — ID объявления;
  • {network} — источник трафика, например, поисковая выдача, контекстно-медийная сеть;
  • {matchtype} — степень соответствия ключа запросу (точное, фразовое или широкое);
  • {adposition} — позиция рекламного объявления на странице, например 1t2 означает, что она расположено на первой странице вторым сверху;
  • {device} — тип устройства, например смартфон, планшет, ПК.

Как создать UTM-метку

Есть несколько способов сделать ссылку с UTM-метками. Самые основные — вручную и через генератор UTM-меток.

Вручную. Здесь все понятно — просто самостоятельно нужно дописать после ссылки знак «?», а дальше прописываете параметры UTM-меток. Между UTM-метками ставится разделительный знак «&»

Создать ссылки с UTM-метками вручную неудобно и долго. Особенно если у вас большая рекламная кампания. При этом также можно ошибиться в расстановке символов и тогда аналитика неправильно считает данные.

Через генераторы. Это специальные сервисы, в которых уже прописаны шаблоны с UTM-метками под разные рекламные кампании. Вам остается только добавить основную ссылку и прописать необходимые для аналитики значения.

Это очень удобно и экономит время на создание ссылок. Также автоматизация исключает риск ошибок, поэтому подходит для работы даже новичкам.

Популярные сервисы по созданию ссылок с UTM-метками:

UTM-метки — это отличный инструмент, который должен быть в арсенале каждого маркетолога. С помощью них вы сможете точно отслеживать откуда приходит трафик, какие рекламные кампании работают — а какие нет. Сможете корректировать бюджет и направлять его только на то, что работает и приводит новых клиентов в компанию.

Краткая памятка, чтобы вы не запутались при работе с UTM-метками:

  1. UTM-метки помогают понять откуда приходят клиенты с точностью до конкретного баннера или целевого запроса. Аналитику переходов можно отслеживать в Яндекс Метрике или Google Analytics
  2. У UTM-метки есть основные параметры и дополнительные. Начинайте прописывать от сложного к простому, начиная с основных. Если не пропишете основные — дополнительные также не будут отображаться в аналитике.
  3. Устанавливайте UTM-метки во все ссылки, которые размещаете на сторонних ресурсах и площадках. Не добавляйте UTM-метки на внутренние ссылки сайта, так как в таком случае данные будут неверными и перебивать информацию о первичном переходе.
  4. Используйте сервисы по созданию UTM-меток. Это быстрее и удобнее, чем писать вручную.