Когда компания продвигает услуги или товары с помощью одного вида рекламы, например листовок — легко понять откуда идут клиенты. Но что делать, если используются несколько видов рекламы — ютуб, контекстная, в телеграмме и через коллаборацию с блогерами. Как понять, что именно сработало и откуда пришел трафик? На самом деле все просто.
В статье рассказали о том, как определить источник трафика с помощью UTM-меток. Вы узнаете почему это обязательный инструмент в работе маркетолога и как правильно ими пользоваться.
Что такое UTM-метки
Простыми словами UTM-метки — это комбинация, которая приписывается к основной ссылке. С ее помощью можно оценить сколько человек пришло с рекламы от конкретного поста или объявления. Понять, насколько заинтересованная аудитория идет с этого канала и сколько денег приносит рекламная кампания. Если не добавлять UTM-метки, то можно увидеть только конечный результат всех рекламных кампаний — общее количество переходов и конверсий.
Обычная ссылка без UTM-метки выглядит так:
А вот так выглядит ссылка с добавлением UTM-метки:
Кстати, эта ссылка ведет на сайт моей школы. Если вам интересно начать зарабатывать удаленно на маркетинге от 70 тысяч рублей в месяц — приходите на мой недельный практикум, где вы с нуля создадите сайт, квиз, рекламные баннеры и настроите рекламную кампанию в Яндекс Директе.
Ссылка на практикум — gora-academy.ru
Когда и зачем использовать UTM-метки
UTM-метки используются во всех случаях, когда компания размещает ссылки на сторонних ресурсах: в соцсетях, в контекстной или таргетированной рекламе, рассылках, мобильных приложениях и тд. Эти метки способны анализировать каждый переход вплоть до фиксирования конкретной страницы рекламы, устройства, региона или даже ключевого слова, по которому человек нашел нашу ссылку.
С помощью аналитики UTM-меток можно увеличить эффективность рекламы. Например, вы размещаете рекламу в ВК и через Яндекс Директ. Чтобы понять и проанализировать какая из этих кампаний работает лучше — как раз и нужны UTM-метки. И уже имея данные аналитики вы сможете понять, какие кампании приводят клиентов, а какие просто расходуют бюджет впустую.
UTM-метки не используются внутри сайта. Не стоит использовать UTM-метки для перехода с одной страницы сайта на другую. В таком случае если человек изначально перешел с рекламы в Директе, а потом продолжил изучать сайт и перешел по ссылке с установленной UTM-меткой сайта — в аналитике отобразятся данные перехода с сайта, а не с Директа. В такой ситуации сложно будет понять откуда именно приходит трафик.
Из чего состоит UTM-метка
UTM-метка состоит из 5 параметров, к которым допускаются произвольные значения. Есть 3 основных параметра и 2 дополнительных. При этом дополнительные не будут учитываться, если пропущены основные. На самом деле параметров может быть гораздо больше, но этих 5 вам будет достаточно для аналитики рекламных кампаний.
Основные параметры:
- utm_source — Здесь указывается источник трафика или площадка, куда публикуется реклама. Например: social, email, facebook, telegram, youtube.
- utm_medium — Здесь указывается тип рекламы(контекстная или таргетированная) или иной источник трафика: рекламная рассылка, реферальная система и т.д. Например utm_medium=cpc(cost per click) — метка на контекстную рекламу.
- utm_campaign — Здесь указывается конкретная рекламная кампания, с которой перешел клиент. Например: sale, blackfriday, new-collection
Дополнительные параметры:
- utm_term — Это ключевое слово, по которому выдается рекламное объявление. По аналитики этого параметра можно понять какие запросы являются более целевыми, а какие — нет. Пример: «купить_плитку», «сделать_ремонт_кухни»
- utm_content — Этот параметр позволяет разграничивать ссылки в рамках например одной страницы или одной площадки с несколькими объявлениями. Например можно задать значение, куда конкретно кликнул клиент — баннер, ссылка, кнопка и т.д.
Какие бывают UTM-метки
UTM-метки бывают двух типов — статические и динамические. Чтобы понять какие метки использовать в какой ситуации — давайте разберем каждый тип подробнее.
Статические UTM-метки изначально задаются пользователем на этапе настройки. Статические метки используются в ссылках на целевую страницу под конкретные параметры проводимой рекламной кампании. По ней можно узнать количество трафика с площадки, тип трафика, ключевые слова или тип контента для перехода.
Динамические UTM-метки создаются не с конечными параметрами, а с переменными. Эти параметры меняются в зависимости от того, откуда пришел клиент и значения автоматически подставляются в аналитике. Это ускоряет сбор статистики и используется в проведении больших рекламных кампаний. Переменные параметры прописываются в фигурных скобках.
Например, если прописать в ссылке utm_term={keyword}, то Яндекс Директ автоматически заменит {keyword} на ключевое слово, по которому пришел клиент.
Некоторые динамические переменные:
- {keyword} — ключевое слово, по которому было показано объявление;
- {creative} — ID объявления;
- {network} — источник трафика, например, поисковая выдача, контекстно-медийная сеть;
- {matchtype} — степень соответствия ключа запросу (точное, фразовое или широкое);
- {adposition} — позиция рекламного объявления на странице, например 1t2 означает, что она расположено на первой странице вторым сверху;
- {device} — тип устройства, например смартфон, планшет, ПК.
Как создать UTM-метку
Есть несколько способов сделать ссылку с UTM-метками. Самые основные — вручную и через генератор UTM-меток.
Вручную. Здесь все понятно — просто самостоятельно нужно дописать после ссылки знак «?», а дальше прописываете параметры UTM-меток. Между UTM-метками ставится разделительный знак «&»
Создать ссылки с UTM-метками вручную неудобно и долго. Особенно если у вас большая рекламная кампания. При этом также можно ошибиться в расстановке символов и тогда аналитика неправильно считает данные.
Через генераторы. Это специальные сервисы, в которых уже прописаны шаблоны с UTM-метками под разные рекламные кампании. Вам остается только добавить основную ссылку и прописать необходимые для аналитики значения.
Это очень удобно и экономит время на создание ссылок. Также автоматизация исключает риск ошибок, поэтому подходит для работы даже новичкам.
Популярные сервисы по созданию ссылок с UTM-метками:
UTM-метки — это отличный инструмент, который должен быть в арсенале каждого маркетолога. С помощью них вы сможете точно отслеживать откуда приходит трафик, какие рекламные кампании работают — а какие нет. Сможете корректировать бюджет и направлять его только на то, что работает и приводит новых клиентов в компанию.
Краткая памятка, чтобы вы не запутались при работе с UTM-метками:
- UTM-метки помогают понять откуда приходят клиенты с точностью до конкретного баннера или целевого запроса. Аналитику переходов можно отслеживать в Яндекс Метрике или Google Analytics
- У UTM-метки есть основные параметры и дополнительные. Начинайте прописывать от сложного к простому, начиная с основных. Если не пропишете основные — дополнительные также не будут отображаться в аналитике.
- Устанавливайте UTM-метки во все ссылки, которые размещаете на сторонних ресурсах и площадках. Не добавляйте UTM-метки на внутренние ссылки сайта, так как в таком случае данные будут неверными и перебивать информацию о первичном переходе.
- Используйте сервисы по созданию UTM-меток. Это быстрее и удобнее, чем писать вручную.