Давайте поговорим вот на какую тему (да, нынче очень модную, не скрою): так называемый well-being, или, по-русски, - благополучие сотрудников.
Уже лет пять как (а в особо продвинутых организациях и все 10) появились внешние специалисты по корпоративному благополучию, отделы, которые занимаются этим внутри, проводится множество конференций на эту тему, внедряются длительные программы [сразу отвечу на незаданный вопрос - да, сама лично видела и лично знаю не одну организацию, где они работают, и специалистов тоже лично знаю))].
Истоки подхода в целом понятны: мысль о том, что сотрудники, которые лучше себя чувствуют физически, и работают лучше, - появилась давным-давно. Как и программы корпоративного фитнеса и той же стоматологии.
А относительно недавно, в силу роста такого явления, как выгорание на работе, стали смотреть шире - не только на физическое состояние сотрудника, но и на его психологическое состояние, на качество его отношений с окружением и в целом эмоциональный комфорт.
В 2011 году Мартин Селигман разработал модель счастья и благополучия - PERMA, которая и легла в основу многих программ корпоративного благополучия.
Она включает в себя пять элементов:
- Positive Emotion – положительные эмоции;
- Engagement – вовлеченность;
- Relationships – взаимоотношения;
- Meaning – смысл;
- Accomplishments – достижения.
А дальше эти элементы переводятся в реализацию различных программ по работе с персоналом.
Чаще всего работают в таких направлениях как:
- Поддержание физического здоровья сотрудников: чек-апы и медицина за счёт (с софинансированием) работодателя, программы корпоративного фитнеса, обеспечение сотрудников правильным питанием, борьба с вредными привычками/стимулирование полезных привычек, выдача сотрудникам витаминов/БАДов, корпоративная вакцинация т.п.
- Работа с психологическим и эмоциональным состоянием: здесь найм корпоративных коучей/психологов, регулярная оценка уровня стресса, разного рода психологические мероприятия - от тренингов по эмоциональному интеллекту/личностному росту до медитаций, мониторинг настроения сотрудников, комнаты психологической разгрузки и т.п.
- Забота о финансовом благополучии [кстати этот вопрос далеко не только в нашей стране вызывает у многих высокий уровень тревоги]: обучение сотрудников финансовой грамотности, привлечение консультантов для планирования будущего/накоплений, корпоративные пенсионные программы, софинансирование кредитов/выдача рассрочек за счёт организации и пр.
- Работа по поддержанию социальных связей: отладка поддержки сотрудниками друг друга, внутренний нетворкинг (знакомство, установление связей), создание групп по интересам, корпоративные чаты для поиска единомышленников и комфортного общения, коммуникативные тренинги и пр.
- Забота о профессиональном благополучии: карьерный трекинг (в том числе силами привлечённых специалистов), программы индивидуального развития, помощь в работе с постановкой целей/поиском смыслов (консультанты, тренинги, литература), мотивационные программы и пр.
Соответственно, компании, которые занимаются этим направлением - не просто реализуют длительные программы, но и в целом перестраивают корпоративную культуру так, чтобы забота о благополучии сотрудников выходила на приоритетные места (а подчас это требует перестройки всей системы управления).
А деньги где?
Предвижу комментарии по поводу того, что мало кто занимается подобными программами, потому что они дорогостоящие.
На деле хитрые работодатели конечно же просчитывают пользу от внедрения таких программ. И, вкладываясь в них, экономят на снижении текучести, поиске и привлечении новых сотрудников, адаптации новичков, уменьшении количества больничных, и в целом, на повышении продуктивности сотрудников (как чисто физически, в силу хорошего самочувствия, так и психологически, в силу большей лояльности).
Но, думается мне, работа с довольными и здоровыми сотрудниками - отличный способ экономии)
Что же касается небольших компаний, то и в них работа с благополучием сотрудников очень даже может вестись - конечно, не в формате больших корпоративных программ, но как минимум в формате совместных мероприятий по поддержанию здоровья/эмоционального фона, внимания к настрою и состоянию сотрудников, привлечения при необходимости помогающих специалистов, да даже просто заботы руководителя о своих сотрудниках.
А вы что думаете по поводу работы с благополучием сотрудников? Встречались с такими программами?