Найти тему

О коми волшебных сказках

Коми сказки, особенно волшебные и новеллистические, отличаются замысловатостью и многослойностью сюжетов. В коми языке словом «мойд» («сказка») обозначают не только сказку, но и вообще фантастические рассказы (о встрече с лесными, водяными, домашними и другими духами), поэтому любопытной особенностью многих сказок коми является близость к несказочной поэзии, особенно к быличкам. Сказка «Шомвуква», близкая к эпическим песням о юноше-мстителе, содержит элементы колдовского эпоса и быличек про лесных и водяных духов. Быличное начало (например, сожительство женщины с водяным или лешим; состязание двух колдунов; вызывание охотником лешего) может предшествовать волшебному или новеллистическому повествованию. От женщины и духа, например, рождается чудесный сын-богатырь; охотник, приручив лешего, приобретает себе помощника и сватается к царевне и т.д. Иногда сказка неожиданно заканчивается совершенно несказочно. Так мальчика-колдуна, героя одной из сказок, сжигают в печи, как быличного колдуна.

Переплет книги «Пера-Богатырь. Сказки финно-угорских народов». Книга посвящена памяти народного художника Республики Коми Аркадия Мошева. Он создал новые иллюстрации к сборнику сказок «Пера-богатырь». Ранее Мошев уже делал рисунки для книги, это было в 1985 году.
Переплет книги «Пера-Богатырь. Сказки финно-угорских народов». Книга посвящена памяти народного художника Республики Коми Аркадия Мошева. Он создал новые иллюстрации к сборнику сказок «Пера-богатырь». Ранее Мошев уже делал рисунки для книги, это было в 1985 году.

Достаточно сложно распределить коми сказки по традиционно принятым типам: волшебные, бытовые и о животных. Такое деление и само по себе произвольно, поскольку исходит из разных классификационных признаков, а для коми сказки, которая во многом сближается с эпическими и несказочными жанрами, - тем более. К примеру, сказка о Майдане-поповиче начинается с быличного мотива "сожительство попа и медведя", после чего идет бытовой сюжет о попе и его работнике-сыне, запрягающем медведей вместо лошадей, а завершается сказка богатырским сюжетом: Майдан вместе с двумя богатырями добывает невест в подземном мире у маленького старика-богатыря. Волшебство вообще присуще сказкам любого типа: разговаривающие животные не менее волшебны, чем скатерть-самобранка, меч-самосек или золотое блюдечко с наливным яблочком. В бытовых сказках нередко речь идет о волшебных предметах, отобранных у героя-бедняка братом, царем или кабатчиком. Сказки о животных выделены по основным персонажам, а значит остальные сказки нужно выделять так же по этому признаку, скажем: сказки о герое-змееборце, о купце и т.д. Учитывая все это, мы подразделяем сказки по характерным признакам, организующим текст, на волшебные (сюжет формируется в основном за счет волшебных превращений и действия волшебных предметов), новеллистические (сюжет формируется на повествовании авантюрного характера, на приключениях), кумулятивные (сюжет организуется в основном за счет цепевидного накопления повторяющихся действий, формул и т.д.).

Мошев Аркадий Васильевич «Пера и водяной». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Мошев Аркадий Васильевич «Пера и водяной». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.

Традиции сказывания у коми сохранялись до 1940-х гг., пока были еще живы традиции посиделок и артельной охоты. Во время посиделок сказками заполняли промежутки между играми, танцами и пением, а в охотничьи артели принято было брать сказочника, который вечерами развлекал сказками охотников, не только рассказывая, но и разыгрывая в ролях. Причем рассказывал он часами, то есть до тех пор, пока не засыпал последний из слушателей. Начиная с 1960-х гг. фольклористам все реже удается записывать сказки. Во все больше ускоряющийся ритм жизни неторопливый сказочный ритм уже не вписывается. Поэтому последние три десятилетия сказочный фонд пополнялся больше небольшими сказками для детей, чаще о животных, да изредка попадались кумулятивные (цепевидные) песни-сказки, исполняющиеся в качестве колыбельных песен.

Мошев Аркадий Васильевич «Совсем как человек». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Мошев Аркадий Васильевич «Совсем как человек». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.

Волшебные сказки коми во многом близки к русским сказкам, и в то же время очень самобытны и своеобразны. Особенно много общего с русскими сказками в фольклоре Вымских и Удорских коми, вероятно, потому, что жители этих районов наиболее тесно общались с северными русскими. Тем не менее, при сходстве некоторых персонажей и общности мотивов, коми сказки отличаются от русских большей сложностью композиции, объединением нескольких сюжетов, в русском фольклоре бытующих как отдельные сказки, а также осмыслением сказочного волшебства как магии, воспринимаемой более практичной и реальной, нежели сказочный вымысел. По этой причине сказки коми порой трудно отличить от бывальщин, быличек и мифологических рассказов, в которых магия подается как одна из обычных форм отношений людей, людей и существ иного мира. Вместо Ёмы, близкой к русской Бабе-яге, или многоголового чудовища Гундыра, которого часто сравнивают со Змеем Горынычем, в коми сказках герою противостоят колдун, колдунья, Волчий царь, Кам, обладающие недоброй магической силой. Их злой магии герой противопоставляет добрую магию своих помощников, волшебных вещей, а также храбрость, сноровку, хитрость, силу. Главный герой волшебных сказок, как и в русских сказках, называется Иваном, реже имеет собственное имя (например, Гуак Гуаликович), иногда же его просто называют по происхождению - купеческий сын, царевич, крестьянский сын, сын охотника, сын колдуна или просто - младший сын.

Мошев Аркадий Васильевич «Охотник и леший». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Мошев Аркадий Васильевич «Охотник и леший». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.

Как правило, герой волшебных сказок действует в двух мирах (царствах). В мире бытовом (в родном селе) он растет и зреет для будущих подвигов и обычно имеет какой-либо недостаток: он глуп (Иван Сарафанчиков), увечен (Седун), мал (Девочка с веретенце), ограничен социально (младший сын). Только в мире фантастическом, в который он попадает, пройдя через дремучий лес, переплыв море, поднявшись на гору или опустившись под землю (воду), он находит себя. В путь героя толкает тяга к неизведанному, а целью пути становится поиск матери (сестры, жены, невесты), украденной злой силой (чудовищем, вихрем, Золотым Кудряшом, колдуном, карликом), волшебного животного (златорогий олень, свинку-золотую щетинку, кобылу в сорок сажен) или волшебного предмета. Ему помогают в этом волшебный конь, аршинный черный кот, сестры-волшебницы, старик-колдун, умершие родители и т.д. Наиболее популярны у коми сюжеты богатырских сказок (битва с чудовищем-гундыром, выходящим из моря, прилетающим в виде тучи, приезжающем на коне), сказки об ученике колдуна, о трех царствах, о раке-молодце.

Мошев Аркадий Васильевич «Торжество христианской веры». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Мошев Аркадий Васильевич «Торжество христианской веры». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.

Среди коми-пермяков и зырян распространены также сказки, традиционно относящиеся к животным сказкам, но у коми с усилением элементов волшебного: о девочке (сестрах) и медведе («Медвежья нянька»«Кошка с золотым хвостом»«Старикова дочка»), о девочке с веретено и др. Из них только коми-пермяцкий сюжет о медвежьей няньке можно отнести к сказкам о животных в чистом виде. Медведь находит заблудившуюся девочку и уводит к себе нянчить медвежат; девочке пытаются помочь убежать баран, затем бык, и только коню это удается. В коми-зырянских сказках под видом кошки с золотым хвостом медведь заманивает трех сестер; младшая отправляет старших домой под видом гостинцев, ставит на чердак ступу, трижды плюнув и накрыв платком; медведь выслушав трижды "ответ" от подсыхающей слюны, кидает пестом в "непослушную" ступу; ступа падает, убивает медведя (в вариантах: медведь превращается в груду золота). В сказках типа «Морозко», старик уводит в лесную избушку свою дочь (по просьбе ее мачехи), затем дочь жены. Медведь (в вариантах: старик Араль) играет с девочками в жмурки: дочери старика помогают мышь и петух, после пения петуха медведь падает и превращается в кучу золота и серебра; дочь старика возвращается богатой; дочь старухи медведь убивает.

Мошев Аркадий Васильевич «О Медведе». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Мошев Аркадий Васильевич «О Медведе». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.

Во многих сказках встречается мотив бегства. В сказках «Иван, сын охотника»«Охма» (ученик колдуна) герой убегает вместе с дочерью колдуна от хозяина. В первом случае дочь-волшебница помогает жениху выполнить задачи отца: за ночь создать медовое озеро с золотыми лебедями, церковь со службой, хрустальный дворец; затем, они убегают от колдуна, и при приближении погони дочь колдуна превращает себя в попа, Ивана - в часовню, себя - в тетерева, Ивана - в березу, себя - в уточку, Ивана - в озеро. Далее разворачивается сюжет «Забытая жена»: старик проклинает дочь, превращая ее на три года в утку; Иван возвращается домой и, по прошествии трех лет, собирается жениться; расколдованная дочь колдуна приходит и загадками заставляет вспомнить Ивана про оставленную суженую. В сказках типа «Ученик колдуна» отец отдает сына на обучение случайно встретившемуся колдуну. Сын обучается ремеслу и с помощью метаморфоз (конь, ерш, кольцо, петух) скрывается от учителя, превращающегося в седока, щуку, парня, зерно; ученик в образе петуха склевывает учителя-зернышко и женится на подобравшей его в виде кольца девушке. Весьма распространен у коми сюжет, по которому герой вместе с сестрой и двумя собаками убегает из родной деревни, чтобы скрыться от антагониста (Беса, Волчьего царя, старика-колдуна, Гундыра), которому их по глупости посулил отец, или который съедает каждый день из деревни (царства) по мальчику и девочке. Возмужав и встретившись с противником, герой одолевает противника, который, обратившись добрым молодцем, берет себе в помощницы сестру героя. Сестра, сказавшись больной, посылает брата за целебной мукой в мельницу; собаки остаются за двенадцатью железными дверями; противник хочет съесть героя, но тот предлагает вначале помыться в бане; топит баню сырыми поленьями, собирает веники из двенадцати мест, приносит воду из двенадцати колодцев; затем, с помощью вырвавшихся на волю собак загоняет чудище в баню, сжигает его и заметает насекомых, в которых превращается противник, в огонь. Далее чаще следует дополнительный сюжет: уход от сестры в тридевятое царство, женитьба на царевне после выполнения сказочных задач, новые злодейства сестры: усыпление с помощью волчьего зуба, оживление с помощью собак, уход от погони (предки царевны хотят съесть героя). Так, с помощью богатырской силы, волшебства, хитрости герой добывает себе свободу, царство, волшебный предмет или животное и в финале сказки женится на сказочной красавице.

Мошев Аркадий Васильевич «Шыпича и Сизь-Ю». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Мошев Аркадий Васильевич «Шыпича и Сизь-Ю». Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.

Многие, заимствованные в коми фольклоре русские несказочные тексты (духовные стихи, былины), также изменялись в сказочной традиции. Илья Муромец, например, как и другие герои коми сказок, ищет жену, борется с Гундыром, в погоне за старичком-с-вершок спускается в подземное царство и т.д.. Иногда образ Ильи Муромца объединяется с образом Ильи Великого, громовержца. В ряде сказок Илья (как Аника-воинСвятогор и др.) символизирует богатырскую силу, которую герой получает от него или от его останков, забирая мизинцем со рта умирающего богатыря пену или собирая "красную кровь", в которой содержится жизненная сила ("чёрная кровь" смерти выливается).

С конца XIX века значительная часть волшебных сказок теряет волшебство и, под влиянием устных рассказов странников, книжной традиции и распространившихся лубков, приобретает вид новеллистических авантюрных повествований.

Источник: Уляшев О. И. Волшебные сказки // Традиционная культура народов Европейского Северо-Востока России

Статья во Вконтакте

Сказки
3041 интересуется