Найти тему
сТОПочки

4 Самые Влиятельные Женщины в Творчестве Бронзино

Аньоло ди Козимо (годы жизни 1503-1572), более известный как просто Бронзино, был именитым итальянским художником-маньеристом. Он проживал и работал в итальянском городе Флоренции и со временем стал придворным художником великого герцога тосканского по имени Козимо I де Медичи (годы жизни 1519-1574).

4 Самые Влиятельные Женщины в Творчестве Бронзино
4 Самые Влиятельные Женщины в Творчестве Бронзино

Живописец обучался у Понтормо (годы жизни 1494-1557), который сильно повлиял на его стиль, однако картины Бронзино гораздо спокойнее и отстранённее, чем эмоционально-драматические произведения искусства его учителя. При королевском дворе семейства Медичи Бронзино в основе своей был сосредоточен на портретах членов королевской семьи. Давайте же поближе познакомимся с четырьмя самыми влиятельными женщинами с этих портретов.

1 место. Элеонора Толедская

Аньоло Бронзино – «Портрет Элеоноры Толедской с Сыном»
Аньоло Бронзино – «Портрет Элеоноры Толедской с Сыном»

Аньоло Бронзино написал сразу несколько портретов Элеоноры Толедской (годы жизни 1522-1562), и все они отличаются отстранённостью, такой типичной для его придворных полотен. Девушка родилась в Испании и была родной дочерью наместника из Неаполя (Италия). Как видно на этом портрете, на свой внешний вид денег она не жалела. Её платье, наверное, одно из самых роскошных в истории мировой живописи, ежели не брать в расчёт наряды француженки Маркизы де Помпадур (годы жизни 1721-1764).

Элеонора имела очень сильную позицию при суде. Она была не только женой и матерью наследников династии Медичи; муж по праву считал её самой настоящей партнёршей, а во время его отсутствия в городе она даже была регентом Флоренции. Элеонора слыла покровительницей искусств, но также интересовалась и сельским хозяйством, эффективно управляя далеко не только своими собственными землями, но и землями семьи Медичи.

На этом портрете Элеонора смотрит нам прямо в глаза с полной уверенностью во взгляде, окрашенной презрением или же скукой. Ей не нужно ничего доказывать – она богата, красива, могущественна и более того – уже успела родить сына от одного из главных людей города. Её рука одновременно защищает и представляет нам мальчика. Цвет заднего фона – идеальный выбор, поскольку он лишний раз подчёркивает цвет лица девушки и текстуру её шикарного платья.

2 место. Франческа Сальвиати

Аньоло Бронзино – «Портрет Дамы с Собачкой»
Аньоло Бронзино – «Портрет Дамы с Собачкой»

Долгое время данный портрет приписывали кисти учителя Бронзино – Понтормо. Одна из теорий предполагает, что женщиной на картине была Франческа Сальвиати (родилась в 1504 году), которая в 1533 году – немногим после смерти своего мужа – Пьеро Гуалтеротти (годы жизни 1480-1529) – снова вышла замуж, на этот раз за отпрыска второстепенной ветви семьи – Оттавиано де Медичи (годы жизни 1484-1546). В 1535 у пары родился сын Алессандро – будущий римский папа Лев XI (годы жизни 1535-1605). Преобладающие цвета роскошного платья дамы, перекликающиеся собой с красным и белым гербом семейства Сальвиати, и сходство её кольца с гербом семьи Медичи свидетельствуют нам о том, что она точно была из Сальвиати.

Как и на портрете Элеоноры – платье чрезвычайно богато, но именно здесь явный акцент сделан на ткани, а не на золоте и серебре. «Дорогостоящее» – это слово сразу же приходит нам на ум, когда мы смотрим на рукава с контрастом красного и чёрного цветов и различными текстурами материалов. Ювелирные изделия и чётки женщины расписаны с особым вниманием к деталям.

Бронзино снова придерживается отстранённого и хладнокровного способа изображения своих героев. Дама тоже смотрит нам в глаза, но на этот раз на её лице появляется хоть и несильный, но намёк на улыбку. Собака у неё на коленях – это спаниель – порода, которая в те времена была крайне популярна на территории Италии. Вы также сумеете найти подобное животное и на некоторых картинах Тициана (годы жизни 1488-1576).

3 место. Лаура Баттиферри

Аньоло Бронзино – «Портрет Поэтессы Лауры Баттиферри, Жены Скульптора Бартоломео Амманати»
Аньоло Бронзино – «Портрет Поэтессы Лауры Баттиферри, Жены Скульптора Бартоломео Амманати»
  • Дата создания: 1550-1555 годы
  • Размеры: 83 х 60 сантиметров
  • Место нахождения: Дворец Палаццо-Веккьо (Флоренция, Италия)

Лаура Баттиферри (годы жизни 1523-1589) была весьма известной итальянской поэтессой эпохи Возрождения, женой архитектора и скульптора Бартоломео Амманати (годы жизни 1511-1592) и близкой подругой уже упомянутой нами выше Элеоноры Толедской. Она наверняка встречала Бронзино при дворе, так как сам художник тоже писал стихи. Сей портрет можно запросто рассматривать как портрет коллеги-поэта – он помогал позировать ей, указывая рукой на книгу, обращая наше внимание на то, что было для неё самым важным. В глаза нам женщина не смотрит, поскольку сильно сосредоточена на том, что находится за пределами нашего обзора, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Учитывая строгую цветовую палитру и позу натурщицы, можно смело склониться к тому, чтобы считать её платье относительно простым, особенно по сравнению с двумя предыдущими героинями. Но, взгляните ещё раз, мнение всё же ошибочно. Это пышная смесь тёмного, почти чёрного тёмно-синего цвета с глубочайшими винно-красными тканями, и воротник у платья отделан очень красиво. Также обратите своё внимание на её украшения; они не так обильны, как на портрете Элеоноры, но показаны весьма и весьма подробно.

4 место. Лукреция Панчатики

Аньоло Бронзино – «Портрет Лукреции Панчатики»
Аньоло Бронзино – «Портрет Лукреции Панчатики»

Лукреция Панчатики (урождённая Пуччи) была женой флорентийского академика по имени Бартоломео Панчатики (годы жизни 1507-1582). Её рука покоится на книге ежедневных служений, обращённой к молитвам Деве Марии, а слова на внешнем золотом ожерелье девушки гласят:

«Amour Dure Sans Fin (Любовь Длится Вечно)».

Она смотрит нам прямо в глаза, но на её лице нет абсолютно никаких эмоций. Она сидит в позе совершенной восковой фигуры, а её длинные пальцы чувственно касаются собой книги молитв.

Чувственность торжествует над религиозностью: Бронзино передаёт нам каждый отблеск света на её рукавах с рюшами, каждый нюанс цвета в платье девушки. В отличие от довольно тёмного заднего фона, её шея и лицо выглядят фарфоровыми, что прекрасно компенсируется глубочайшими тенями.

Когда вы ещё раз посмотрите на все эти четыре портрета, вы сумеете заметить в них сходство. Во всяком случае, Бронзино был последовательным в том, как же представлять нам своих натурщиц. Однако вы также встретите в них сильных женщин со своими амбициями и поставленными перед собой целями. Влиятельные женщины Бронзино не только хороши собой, но и обладают сильным характером, который чётко проявляется даже в таком формальном стиле портретной живописи.