Как бы ни развивались технологии, человеческий разум им ни за что не постичь. Почему же? Да потому что даже мы сами не всегда можем проследить ход своих мыслей, не осознаем того, что въелось в наше подсознание, и порой с трудом распознаем свои желания. Тем комичнее слышать подобные утверждения от представителей «приближенных» к миру технологий профессий. В этой статье я хочу рассказать, почему, как мне кажется, навыки коммуникации зачастую бывают важнее, чем самые отточенные hard skills.
На одном из моих собеседований в IT-компанию руководитель отдела проект-менеджмента привел в пример одно из исследований, в котором утверждалось, что через +-20 лет даже профессия айтишника перестанет существовать, не говоря уже о более гуманитарных поприщах, и спросил, не боюсь ли я в связи с этим остаться безработной:/
Тогда этот вопрос поставил меня в тупик. Не из-за того, что я внезапно поняла всю тленность своего бытия. Отнюдь нет. Наоборот. Его вопрос показался мне наивным и глупым. Я подумала, что парню не мешало бы погуглить другие вопросы для проверки гибкости кандидата. Если же он искренне хотел узнать ответ, то ситуация еще хуже. А мне как раз таки показалось, что он спросил это на абсолютном серьезе.
Я ответила, что так не считаю. А сама призадумалась. То собеседование стало отправной точкой моего пути по миру IT. За это время я убедилась в том, что очень многие представители «высшей касты», экей сеньоры, тим-лиды, проджект-менеджеры и иже с ними, ни во что не ставят ребят, которые приходят из гуманитарных вузов на позиции лидогенераторов, сейлов, сммщиков, маркетологов или, упаси господь, пиарщиков (who is пиар?).
Оговорю сразу, что не считаю, что абсолютно все IT-компании такие. Как правило, чем крупнее компания, тем больше у нее потребностей, а значит, больше сотрудников и отделов с четкой дифференциацией зон ответственности и обязанностей.
Чтобы было лучше понятно, что именно я подразумеваю под таким недооценивающим отношением, я хочу подробнее описать свой опыт работы в IT-компании
Это была совсем небольшая аутсорсинговая IT-компания, в которой абсолютно все работали на удаленке (в том смысле, что офиса не было вообще). Основным костяком организации был директор и двое тим лидов. Остальные 10-15 сотрудников были в большинстве своем джунами с разным стеком технологий. Текучка кадров, как я выяснила за год работы, была достаточно большой. Но интересно то, что при этом всем в компании не было ни эйчара, ни сейла, ни человека, который бы вел соцсети. Всеми этими обязанностями занимался сам директор. И, как вы можете понять, ни на все и не всегда у него хватало времени. И тогда уже включалась любимая (и ненавистная) мною «приоритизация задач». Как водится, звучит красиво. На деле же – полный хаос во всех задачах и, мягко говоря, их некачественное выполнение, либо же забрасывание на полпути.
Как думаете, кем же во всем этом была я? Бинго. Всем сразу:) Устроилась я туда в качестве ассистента руководителя, но со временем моя должность преобразовалась в «менеджера по развитию бизнеса».
Что я делала? Как доблестный пиарщик, всеми силами пыталась построить и поддерживать имидж компании. Под моим контролем были соцсети. К сожалению, вела их не я. А девушка, которая не была профессиональным сммщиком, а всего лишь женой одного из разработчиков:) Что тут можно сказать? Работенки у меня было немало, ведь приходилось исправлять ну ооочень уж много ошибок абсолютно всех типов в ее «шедеврах» контента. О дизайне креативов я молчу вообще. Первые посты мне еще долго будут сниться в ночных кошмарах.
Здесь нужно понимать: я не хочу никого обидеть. Мне, как лингвисту, такие вещи просто очень уж режут глаз. Любой человек может вести свой личный блог, как ему того захочется. Другое дело, когда мы говорим о бизнес-аккаунте компании, на который попадают потенциальные клиенты, партнеры, да и просто люди, которым интересна IT-тематика. В таких вещах не должно быть халатности, кумовства или же пренебрежения.
Социальные сети – это канал, через который общественность узнает и формирует свое мнение о вашем бренде.
Следующим пунктом, который я выполняла и искренне любила, – это написание и публикация статей. Вот, что по-настоящему было моей отдушиной. Несмотря на то, что я не была экспертом в IT-тематике от слова совсем, мне нравилось делать интересный и полезный материал с долей юмора и иронии. Здесь минус был только в том, что я должна была проходить через апрув от руководителя, других разрабов и один раз – от начальницы (собственно, ее категорическое неодобрение последней статьи и послужило одной из причин открытия этого канала – статью я все-таки опубликовала, уже под своим единоличным контролем).
Никогда не страдала задетым самолюбием и не была против взгляда извне. Но порой становилось до невозможного смешно, когда люди, которые даже в переписке допускают нелепейшие ошибки, диктуют мне, как переделать то или иное предложение. Или когда их смущают некоторые из моих речевых оборотов, или они не понимают сленга или игры слов. Так и хотелось сказать: «Ребят, давайте каждый будет заниматься своим делом». Но так как статьи выходили от имени компании (хотя я и была указана в авторах), профессиональным с моей стороны было сделать конечный продукт пусть и в своем стиле, но таким, каким того требовал работодатель.
Третьим направлением моей деятельности была коммуникация с клиентом. А точнее, ее полный цикл. От лидогенерации и первичной переписки до созвонов, презентации компании (медиакит, кстати, тоже сделала я) и аккаунтинга клиента.
Хоть я до сих пор сталкиваюсь с небольшой скованностью перед разговорами с клиентами, этот опыт был очень полезен и помог прокачать свои навыки. НО! Моя работа опять-таки очень сильно зависела от других: когда тимлид сможет оценить проект, когда проджект-менеджер сбросит релевантный кейс для клиента, устроит ли руководителя жестко установленный клиентом бюджет и т.д. Я уже молчу о том, что по-хорошему к клиенту нужно выходить с четким и красивым коммерческим предложением, приглашая с собой технического специалиста и руководителя проекта. Но зачем? Ведь можно просто переложить ЛЮБУЮ коммуникацию с клиентом на плечи сотрудника «все в одном». Он же не занят супермегасложными и важными техническими задачами.
Остальные обязанности, которые я выполняла в компании, я обозначу просто вкратце: составление резюме разработчиков; продумывание, разработка и настройка рекламных кампаний в Яндекс Директ; любое налаживание партнерств; написание речей и сотавление презентаций для мероприятий; переписка со службами поддержки. А пару раз я даже тестировала работу сайтов, делала технический аудит и блок-схемы работы приложения. И после этого кто-то скажет, что гуманитарии ничего не умеют?))
Почему ни одна IT-фирма не выживет без работников, отвечающих за коммуникацию?
1) Чем вы лучше остальных?
Айтишники крутые, это мы уже поняли. Но вот только есть одна проблемка – перенасыщение рынка. Сейчас IT-компаний как грибов в лесу по осени.
Конечно, любая такая компания сделает себе сайт, аккаунт в инсте, линке или даже тик-токе. Но вы же не скажете мне, что разработчики сами будут составлять контент-план, на регулярной основе наполнять все эти странички интересными для пользователей материалами и отвечать подписчикам в комментариях? Потому что я никогда в это не поверю. Делать им больше нечего. А вот пиар-специалистам и сммщикам это под силу и даже в радость.
2) Клиенты сами собой не появляются
Даже если работаете в Google, не нужно думать, что клиенты прибегут к вам сами с мольбами помочь им с каким-то проектом. Это вообще не так работает. Точнее, может у Google так и случается, но только потому, что компания долгие годы работала на свою репутацию. Ну и не стоит забывать, что этих прибежавших к вам клиентов тоже нужно «усадить», выслушать, понять их потребности, сформировать команду, договориться о всех условиях и сроках, контролировать ход выполнения проекта и т.д.
У любого корабля должен быть рулевой, без него даже самый лучший экипаж рано или поздно потерпит крушение
3) Общаться не так легко, как кажется
Это общераспространенный факт, что у очень многих разработчиков очень большие проблемы с soft skills. Про это написано куча постов эйчаров на LinkedIn, это становится причиной отказа в проектах со стороны клиентов. К сожалению, проблема распространяется и на высшие звенья IT-компании. Говорю из собственного опыта: очень часто мне было сложно понять, что имеет в виду мой начальник. Причем как в переписке, так и при живом общении. У нас разные бэкграунды, возможно, даже по-разному работает мозг. Не знаю…
Но факт в том, что очень многие айтишники не заморачиваются в подборе слов и понятном объяснении «очевидных» вещей. Иногда как ляпнут что-то – «выруливать» ситуацию приходится очень долго.
Поэтому общаются с будущими сотрудниками не действующие программисты или CEOшники, а эйчары, с клиентами – лидогенераторы и сейлы, с партнерами – менеджеры по развитию бизнеса и т.д.
4) На одной «классности», о которой знаете только вы сами, не выехать
Сейчас все больше IT-компаний начинают осознавать всю важность создания и поддержания благоприятного имиджа компании. Тем не менее, очень сомневаюсь, что в каждой такой компании есть специальный отдел по связям с общественностью. В лучшем случае есть отдел маркетинга, ну или просто парочка маркетологов (может быть даже на фрилансе).
Это печально. Очень даже. Не осознавать, что постоянное взаимодействие с аудиторией, в том числе потенциальной, может привести к по сути полному «отсутствию» компании в онлайн-пространстве, губительно.
Что я подразумеваю под «взаимодействием с аудиторией»?
Зависит от аудитории. Но вот, что должно обязательно входить в «набор толковой айтишки»:
- Продумывание позиционирования и определение целевой аудитории, откуда вытекает и наполнение сайта компании контентом, и продумывание контент-плана для социальных сетей в зависимости от ЦА. Причем необходим не только рекламный, но и познавательный, и развлекательный контент, чтобы у аудитории появились интерес и стимул отслеживать активность компании;
- Разработка всех необходимых PR-документов: PR-концепции, PR-предложения, бюджетов, пресс-релизов, пресс-китов, годовых отчетов, брошюр и многого другого;
- Поддержание контактов со СМИ (написание статей, включающих упоминания компании, а также экспертных статей, безусловно только идут имиджу компании на пользу);
- Организация и участие в экспертных конференциях, семинарах, вебинарах (сюрприз-сюрприз, нетворкинг все еще является капец каким действенным методом поиска партнеров и клиентов). Просто поверьте, иногда обычного смол-тока хватает, чтобы не безответно спустя какое-то время постучаться в личку человека с коммерческим предложением;
Не вкладываясь во внутреннее развитие компании, нельзя получить ее внешний рост
5) А свободные слоты когда?
Уверена, что если бы айтишники или даже сами CEOшники выходили абсолютно на все созвоны с клиентом, то на сами проекты у них не оставалось бы и часа…
Опять-таки берем за аксиому оптимизацию ресурсов и делегирование обязанностей – получаем очевидную необходимость введения специальной должности для всех задачек, связанных с коммуникацией. Все плюсы «мастера на все руки» в данном случае сводятся к нулю. В мире IT это так не работает. Лучше иметь пять сотрудников-экспертов в своей области, чем одного измученного работника, у которого ни на что по-настоящему не хватает ни времени, ни компетенций.
Коммуникация – тоже hard skill
Даже учитывая скорость развития и обучения искусственного интеллекта, я очень скептически отношусь к заявлениям о том, что он заменит всех и вся, а гуманитарии так вообще находятся в самой большой группе риска. Так и хочется сказать: «Ну тогда и используйте свой искусственный интеллект, посмотрим, насколько вас хватит!»
Моя точка зрения заключается в том, что даже самые совершенные алгоритмы ответов на определенные запросы не могут со стопроцентной гарантией спрогнозировать последующий ход коммуникации, считать настроение собеседника, его невербалику, учесть межкультурные и контекстуальные особенности.
Может быть, когда-нибудь. Когда уже и люди перестанут быть на себя похожи. Но точно не на нашем с вами веку. Технологии призваны помогать нам, упрощать нашу жизнь. Но давайте не будем отдавать им наше живое общение. Так ведь совсем неинтересно.