Мавзолей Владимира Ильича Ленина — это уникальный архитектурный объект, памятник русского авангарда. В течение многих лет мавзолей был одним из символов советского государства и теперь считается классикой советской архитектуры. Также сооружение — памятник ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.
Кроме того, Москва является единственным городом России в котором точкой отсчёта дорожных расстояний является не здание главного почтамта города, а Мавзолей Ленина. Московский почтамт расположен чуть менее чем в двух километрах от Мавзолея, на Мясницкой улице.
Однако архитектору ленинского мавзолея А. В. Щусеву пришлось много подумать и поработать, чтобы достичь тех высоких архитектурных качеств, которые так подкупают нас в этом сооружении, заменившим в 1929—1930 годах прежний деревянный мавзолей.
Естественно, что выбор места для возведения мавзолея остановился на Красной площади. Ведь здесь, у Кремлевской стены, были погребены борцы, павшие в дни Октября 1917 года, тут не раз выступал В. И. Ленин, обращаясь к народу, здесь, на Красной площади, всегда проходили и проходят многолюдные демонстрации. Однако правительственное задание предусматривало не только создание монументального сооружения, в котором было бы выражено скорбное чувство народа. Требовалось создать также такой памятник, который свидетельствовал бы о том, что дело ренина продолжает жить и вдохновляет народ на великий подвиг.
Мировая практика постройки мемориальных, надгробных сооружений прикована к двум их видам. Первый своей пирамидальной или ступенчатой формой восходит к надмогильному холму-кургану; второй обращается к цилиндрическому объему, так как лежащая в его основании окружность, не имея ни начала, ни конца, символизирует вечность и, следовательно, вечную память об усопшем. Очевидно, что мавзолей последнего типа рассчитывается на свободную постановку в пространстве, без какой-либо определенной связи с близрасположенными зданиями. Именно по этой причине. Щусев отказался от этого типа сооружения и обратился к прямоугольной в плане форме, выраставшей в объем, увенчанный своего рода ступенчатой пирамидой. Последняя завершена, в свою очередь, небольшим уступчатым верхом, утвержденным на невысоких столбиках. Именно такая простая, но выразительная форма мавзолея соответствует облику Красной площади, отвечая лаконизму и силе кремлевских стен, служащих ей фоном.
Интерьер и вид снаружи
Третий вариант сооружения формировался в эскизах Щусева постепенно. Это капитальная постройка — невысокий ступенчатый объем. Наружная отделка выполнена монументально — из красного полированного гранита со строгими черными линиями из габбро и лабрадорита. Согласно директивам властей, мавзолей должен был строиться исключительно из советских материалов: красный гранит добывался на Украине, красный порфир — в Карелии. В отличие от брутальных зданий из железобетона, откровенно выведенного на фасады, это декоративное и элегантное сооружение. При всем при том оно лишено ретроспективных деталей.
Интерьер отличается строгими, крупными формами геометрического декора. Примечательно, что гроб Ленина был помещен в особый, треугольной формы стеклянный саркофаг. Его выполнил другой известный архитектор — Константин Мельников, создав уникальный саркофаг в виде кристалла (после войны этот саркофаг заменили иным).
Часто форму мавзолея связывают с ассиро-вавилонскими зиккуратами, аргументируя это ступенчатой композицией мавзолея. Но зиккуратами были башни, имевшие более высокий пирамидальный силуэт. В таком случае Мавзолей Ленина больше похож на пирамиду Джосера в Египте — она также многоступенчатая. Идея сравнения щусевского мавзолея с зиккуратами несостоятельна, но, к сожалению, популярна, хотя мастер сделал своеобразную форму, подходящую только для здания такого масштаба. Детали мавзолея крупны, чем и подчеркивают его компактность, а не грандиозность.
Это трудное поручение, предложенное Щусеву, привело его к мысли сочетать форму будущего мавзолея с правительственной трибуной, с которой выдающиеся деятели Советского государства могли бы обращаться к гражданам Советского Союза в торжественные, важные и памятные дни в жизни страны.
21 января 1924 г. умер В. И. Ленин. Правительственная комиссия по организации похорон в ночь на 24 января поручила акад. А. Щусеву составить проект Мавзолея. В короткий срок зодчему предстояло решить сложные творческие проблемы.
У Кремлевской стены в братских могилах были похоронены борцы, отдавшие жизнь за дело Октября. Здесь в первую годовщину Октябрьской революции выступал В. И. Ленин при открытии мемориальной доски скульптора С. Коненкова. На том месте, где Ленин произносил пламенную речь, и должен был быть воздвигнут Мавзолей. Ко дню похорон — 27 января 1924 г. — временный деревянный Мавзолей был открыт.
А. Щусеву было поручено создать новый Мавзолей в том же материале, но в более совершенной монументальной форме. Второй деревянный Мавзолей строился с марта 1924 г. и был открыт в августе этого же года. Он представлял собой ступенчатую композицию. Трибуны для руководителей партии и правительства были расположены по бокам. Высота Мавзолея 9 м, длина 18м. Чтобы сохранить деревянные детали на длительный период, их покрыли масляным лаком, что придало всему сооружению благородный светло-коричневый цвет. Тяги, двери, столбики венчающего портика были выполнены из черного дуба. Деревянную обшивку укрепили коваными гвоздями с большими фигурными шляпками. Над главным порталом сохранилась лаконичная надпись — «ЛЕНИН».
Образ Мавзолея вошел в сознание народных масс, стал дорог как память о вожде. Поэтому было принято решение воспроизвести формы деревянного Мавзолея в камне. Разработка была поручена также А. Щусеву. Каменный Мавзолей строился с июля 1929 г. по октябрь 1930 г. на том же месте, где стоял деревянный: у Кремлевской стены на поперечной оси Красной площади, образованной Сенатской башней и величественным куполом здания Верховного Совета СССР.
Мавзолей Ленина является одновременно и надгробным монументом вождю и трибуной на площади, которая в дни революционных праздников и демонстраций превращается в центр всенародных торжеств. Монументальность сооружения, его глубокая идейность, органическая слитность с ансамблем площади, доступность для широких народных масс — вот черты, определившие выразительность образа Мавзолея.
С первого взгляда на мавзолей, в которым до сих пор покоится вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ульянов-Ленин становится ясно, что его форма чужда русской архитектуре. Между тем, его строил русский архитектор Алексей Викторович Щусев, который до революции состоял на службе у Священного Синода, строил храмы и проектировал иконостас церкви во имя Успения Богоматери в Киево-Печерской Лавре.
Конструктивно здание выполнено на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем - мрамором, лабрадоритом, порфиром, гранитом. Длина Мавзолея по фасаду - 24, высота - 12 метров. Верхний портик смещен к Кремлевской стене (в деревянном Мавзолее он был смещен к фасаду). Пирамида Мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов (в деревянном Мавзолее их было шесть).
В целом, композиция мавзолея состоит из нескольких горизонтальных пластов и идёт на контрасте с окружающей застройкой: башнями и тд., устремлённой ввысь. Тем не менее, объём Мавзолея является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля главной площади столицы.
На создание Мавзолея было потрачено немало сил: помимо постройки здания необходимо было оформить траурный зал, сконструировать саркофаг с правильным углом наклона стеклянной крышки (чтобы избежать бликов). Советским ученым пришлось разрабатывать совершенно новые методы бальзамирования и хранения тела. Надлежало обеспечить и охрану объекта — не раз появлялись желающие повредить тело Владимира Ильича: в него стреляли, пытались облить чернилами, были даже попытки взорвать Мавзолей.
Шло время. Советская власть ослабела и ушла в прошлое. На трибуне Мавзолея перестали принимать парады, а от его дверей сняли пост почетного караула. Однако Мавзолей по-прежнему стоит на Красной площади, став органичной частью ее ансамбля. Мавзолей В. И. Ленина, выстроенный по проекту А. В. Щусева, но праву может считаться одним из лучших архитектурных произведений нашего времени. Его отличают и, глубокая идейность, и впечатляющая выразительность простых форм, и высокое архитектурное мастерство, проявленное как в целом, так и в деталях. Искусство архитектуры сказалось здесь с полной силой.