Найти в Дзене
Мир архитектуры

От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей Щусев

архитектор Алексей Викторович Щусев
архитектор Алексей Викторович Щусев

Годы жизни: 08 октября 1873 - 24 мая 1949
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор

-2


До революции 1917 года архитектор Алексей Щусев рисовал иконостасы и строил церкви, а в советские годы возвел Мавзолей Ленина и здание НКВД. Архитектор не придерживался единого стиля и умел откликаться на запросы современности. В 1945 году Алексей Щусев стал первым директором Музея архитектуры, который стал отражением истории зодчества в России.

Самый востребованный градостроитель времён СССР родился в 1873 году в Кишинёве. К 18 годам перебрался в Санкт-Петербург, где начал изучать архитектуру в Академии художеств. Алексей Викторович Щусев проявлял талант не только к зодчеству, но и к живописи. Его наставниками были легендарные художники Илья Репин и Архип Куинджи.

Как вспоминали современники, Щусев обладал харизмой и умел проявлять настойчивость. На третьем курсе из газет он узнал о смерти уездного предводителя дворянства Николая Шубина-Поздеева. Начинающий архитектор, у которого на тот момент не было ни связей, ни полезных знакомств, сделал набросок надгробия и добился встречи со вдовой генерала. Женщина была поражена и самим проектом, и даром убеждения студента. С этого заказа началась творческая биография архитектора, а посмертный памятник стал первой известной работой Щусева.
До революции Щусев занимался росписью иконостасов, реставрацией и строительством монастырей. После 1917 года он не остался без работы. В 1920-е зодчего пригласили разрабатывать генеральный план Москвы. Архитектором № 1 в СССР Алексей Викторович стал после того, как ему доверили возвести мавзолей Владимира Ленина.

По чертежам Щусева в стране и за рубежом построили десятки зданий. В его портфолио — православный храм в итальянском Сан-Ремо, посольство СССР в Бухаресте, отель «Интурист» в приморском Батуми и Большой театр в Ташкенте.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители
Адрес: улица Большая Ордынка, 34
Год постройки: 1913

Обитель основала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. После гибели супруга генерал-губернатора Сергея Александровича Романова в 1905 году она решила посвятить себя Богу: продала личное имущество и драгоценности, а вырученные деньги потратила на возведение монастыря. Покровский храм Марфо-Мариинской обители было поручено спроектировать архитектору Щусеву. Это его первая работа в Москве.

Зодчий решил создать собор, похожий на псковские и новгородские монастыри XII-XIV веков. А декоративные элементы позаимствовал у церквей Суздаля и Юрьева-Польского.
Обитель открыла свои двери в феврале 1909 года, Покровский храм был освящен в 1912-м, но после революции 1917-го ее закрыли. Возродилась община сестер милосердия только спустя 92 года, в 2009-м, когда обитель праздновала свой 100-летний юбилей. Интересно, что за это время внешний вид ансамбля практически не изменился.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители   архитектор А.В.Щусев
Покровский храм Марфо-Мариинской обители архитектор А.В.Щусев
Покровский храм Марфо-Мариинской обители   архитектор А.В.Щусев
Покровский храм Марфо-Мариинской обители архитектор А.В.Щусев
Покровский храм Марфо-Мариинской обители   архитектор А.В.Щусев
Покровский храм Марфо-Мариинской обители архитектор А.В.Щусев

Казанский вокзал
Комсомольская площадь, дом 2


Следующим выдающимся проектом в жизни и карьере Алексея Щусева стал Казанский вокзал. Строительсту этого здания зодчий отдал 38 лет своей жизни, это был его первый и самый главный крупный гражданский проект.
Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения. За право проектировать вокзал в 1911 году молодой архитектор соревновался с другими, не менее талантливыми представителями профессии. Конкурс он выиграл. В 1913 году Щусев приступил к воплощению проекта. Здание вокзала строили несколько десятилетий. Работы не прекратились даже в годы Первой мировой войны и Гражданской войны, когда в Москве остановилось практически все строительство.

Казанский вокзал    архитектор А.В.Щусев Добавьте описание
Казанский вокзал архитектор А.В.Щусев Добавьте описание
Казанский вокзал    архитектор А.В.Щусев Добавьте описание
Казанский вокзал архитектор А.В.Щусев Добавьте описание
Казанский вокзал    архитектор А.В.Щусев
Казанский вокзал архитектор А.В.Щусев
Казанский вокзал    архитектор А.В.Щусев Добавьте описание
Казанский вокзал архитектор А.В.Щусев Добавьте описание

Мавзолей Владимира Ленина
Красная площадь, дом 1


Но самым знаковым проектом Алексея Щусева, который без преувеличения сделал его главным советским архитектором, стал Мавзолей Владимира Ленина на Красной площади. Это здание, отделанное гранитом красного цвета, с крупной надписью «Ленин» известно не только в Москве и России, но и во всем мире. Сооружение отличает строгая форма и монументальный, но в то же время почти сакральный вид.

Заказ на строительство мавзолея пришел Щусеву практически в ночь после смерти вождя. За окном стоял январь 1924 года. Для организации прощания с Лениным здание нужно было возвести в предельно сжатые сроки.

Щусев принялся за дело, и буквально через несколько дней на Красной площади появился первый временный мавзолей. После этого глава комиссии по увековечиванию памяти Ленина Леонид Красин сформулировал концепцию архитектурного решения мавзолея — невысокое, неяркое и уступчатое сооружение в виде пирамиды. Именно такой образ лег в основу второго временного мавзолея из дерева, сооруженного в 1924 году, а затем и постоянного из камня. Его строительство было начато в 1929 году. Работы вновь поручили Щусеву.
Алексей Викторович спроектировал сооружение в стиле авангарда и ар-деко. Стояла задача использовать при строительстве исключительно советские материалы. Архитектор и его помощники объездили многие каменоломни в стране, чтобы найти подходящие породы. В итоге мрамор, гранит и другие материалы привезли из Белоруссии, Украины и Армении.
Современные градостроители отмечают, что Щусеву удалось тактично вписать мавзолей в архитектурное окружение. Здание не затмило Кремль и гармонично дополнило ансамбль Красной площади.
Каменный мавзолей открыли 10 ноября 1930 года. Сегодня он тоже доступен для посетителей.

-10
-11
мвазолей В.И. Ленина  архитектор А.В.Щусев
мвазолей В.И. Ленина архитектор А.В.Щусев


Щусев часто участвовал в архитектурных конкурсах, возглавлял Третьяковскую галерею, руководил мастерской, перепроектировал гостиницу "Москва".
Однако в 1937-м попал в опалу и был временно отстранен от работ.
"Главный советский архитектор переоценил свои возможности и стал спорить не с учениками и коллегами, а с главой правительства Вячеславом Молотовым.
Когда опалу сняли, Щусев, уже пожилой, сыграл важную роль в восстановлении городов после Великой Отечественной войны.


Последние проекты Щусева, среди которых фасад здания органов госбезопасности на Лубянке и станция метро "Комсомольская", завершили уже после его смерти.

Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)
Комсомольская площадь


Представить Площадь трех вокзалов в центре Москвы без вклада Щусева невозможно. Но Алексей Викторович спроектировал не только Казанский вокзал, Каланчевский путепровод и Клуб железнодорожников. Еще один его проект располагается под землей — это станция «Комсомольская» Кольцевой линии метро.

Это апофеоз сталинского ампира. Станция поражает своей красотой и помпезностью: ряды мраморных колонн тянутся вдоль путей, желтые потолки украшает лепнина с растительным орнаментом, а роскошные рожковые люстры мягко освещают станцию.
Главным украшением станции стали мозаичные панно, среди которых портреты великих русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изображения выполнены из кусочков смальты и натуральных камней.
Станция украшена также лепными декоративными элементами: растительным орнаментом, завитками и картушами. За проект «Комсомольской» архитектора посмертно наградили Сталинской премией второй степени.
Станцию "Комсомольская" открыли 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии от "Курской" до "Белорусской". Название платформе дали по Комсомольской площади, на которой расположили наземный вестибюль.

Станция метро «Комсомольская»   архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская» архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская»   архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская» архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская»   архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская» архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская»   архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская» архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская»   архитектор А.В.Щусев
Станция метро «Комсомольская» архитектор А.В.Щусев


Станция метро "Комсомольская" была одной из последних работ архитектора.
Алексей Щусев выполнил более 200 архитектурных проектов, из них около 80 было реализовано. Это редкий результат в архитектурном сообществе. Архитектор А. Щусев умер в 1949 году. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. За строительство станции метро «Комсомольская» его посмертно наградили четвертой по счету Сталинской премией.