Найти тему
Мир архитектуры

Сталинский Ампир: архитектура имени вождя.

Сталинский Ампир: архитектура имени вождя.
Сталинский Ампир: архитектура имени вождя.

Во время становления молодого государства – СССР, приветствовались эксперименты, сметающие все старое и ненужное (как тогда казалось) на своем пути. Весь пыл новаторов навсегда остудило единственное событие, произошедшее в апреле 1932 года – создание Союза архитекторов. Перед творческими работниками была поставлена одна, но главная задача – борьба за коммунизм, и вольности здесь пресекались на корню. Именно тогда был взят курс на неоклассицизм (точнее сказать на ампир), в который вливались детали ар-деко и модерна.


В эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина был сформирован и достиг своего апогея уникальный архитектурный стиль, ставший символом процветания и мощи Советского Союза – советский монументальный классицизм, известный также как "сталинский ампир".


В 1930-е годы Москва превратилась в грандиозную стройплощадку, ставшую художественной лабораторией, в которой апробировался новый стиль, постепенно расходившийся по крупным городам и столицам других республик.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8


Отличительные черты сталинского ампира:


Советские архитекторы, художники, скульпторы и дизайнеры очень быстро научились выделять самые впечатляющие элементы, как из других стилей, так и внедряли народные мотивы. При этом основой все-таки служил неоклассицизм и такое его направление как ампир, введенный в моду не менее амбициозной личностью – Наполеоном Бонапартом (не зря же ампир считают стилем Иперии). К его помпезности были добавлены самые яркие элементы восточной архитектуры, готики, барокко, русского стиля, да и достижениями зарубежных архитекторов, нацеленных на ар-деко, модерн и технические возможности совсем не брезговали. Самые впечатляющие объекты попросту копировались, заменялись лишь некоторые детали. Античные скульптуры превращались в образ рабочего, крестьянки, спортсмена; барельефы – иллюстрировали не Библейские мотивы, а картинки из советской идеализированной истории с одухотворенными лицами колхозников, рабочих и ученых в соответствующем окружении; символы власти монархов или гербы высокородных семейств –становились советскими Серпом и Молотом, звездами и другими социалистическими элементами; части растительных орнаментов объединялись снопами спелой пшеницы, а порой гербами республик или СССР и пятиконечными звездами. Неизменными оставались лишь лавровые венки, символизирующие славу, триумф, победу и величие. Стоит отметить, что особенным вдохновением для советских разработчиков того времени являлись американские небоскребы, украшающие улицы Нью-Йорка.


Разнообразие, позаимствованное из других жанров и традиций, объединили в одно направление, отличительными особенностями сталинского ампира стали:

• предпочтение ансамблевой застройки улиц и площадей;


• в архитектурные формы эффектно вплетались скульптура и живопись с идеологическим подтекстом, конечно же;


• первый этаж всегда отделялся дорогими породами камня;


• использовалась конкретная цветовая гамма, позволяющая создать гармоничную композицию (чаще –бежевый, серый, красно-кирпичный);


• ближе к античному оформление колонн и портиков (непременно с советской символикой);


• использование дорогих отделочных материалов (мрамор, натуральный камень, бронза, ценные породы дерева);


• лицевой фасад всегда имел парадное, величественное убранство (особое внимание уделялось созданию парадной композиции всех зданий на площади/центральной улице).

интерьеры сталиснкого ампира
интерьеры сталиснкого ампира
элементы декора, характерные для стиля Сталинский Ампир
элементы декора, характерные для стиля Сталинский Ампир
элементы фасадов
элементы фасадов
символика, гербы, ленты и лавровые венки. Это всё стиль Империи
символика, гербы, ленты и лавровые венки. Это всё стиль Империи
символика, гербы, ленты и лавровые венки. Это всё стиль Империи
символика, гербы, ленты и лавровые венки. Это всё стиль Империи
Скульптуры рабочих и колхозниц украшали фасады зданий.
Скульптуры рабочих и колхозниц украшали фасады зданий.

сталинский ампир в интерьере
сталинский ампир в интерьере
сталинский ампир в интерьере
сталинский ампир в интерьере
сталинский ампир в интерьере
сталинский ампир в интерьере


Сталинские высотки – апогей Сталинского Ампира
Эти высотные здания олицетворяли собой нерушимость, мощь Советского Союза и его активное восстановление, что было особенно актуально в послевоенные годы.
Когда разрабатывались проекты высоток, архитекторы учитывали вкусы самого Сталина. Известно, что он любил готику, поэтому все здания были увенчаны завершениями остроконечного типа. Сначала в проектах шпилей не было, потом их дорисовали по указанию руководства. Прослеживается в архитектуре древнеримская эстетика, элементы классики, мотивы русской архитектуры, характерные для 16-17 вв. Надо сказать, что в силуэте высоток просматриваются характерные архитектурные традиции столицы. Они видны в башнях Кремля, в колокольне монастыря, именуемого Новодевичьим, стройной вертикали, которая присуща колокольне Ивана Великого.


Знаменитые "Семь сестёр" Сталинского Ампира:


Высотка №1 – на Котельнической набережной
Высотка №2 – на площади Красных ворот
Высотка №3 – здание МИД
Высотка №4 – здание МГУ
Высотка №5 – Дом авиаторов (Кудринская)
Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»
Высотка №7 – гостиница «Украина»

Высотка №1 – на Котельнической набережной
Высотка №1 – на Котельнической набережной

Высотка №2 – на площади Красных ворот
Высотка №2 – на площади Красных ворот
Высотка №3 – здание МИД
Высотка №3 – здание МИД
 №4 – здание МГУ
№4 – здание МГУ
Высотка №5 – Дом авиаторов (Кудринская)
Высотка №5 – Дом авиаторов (Кудринская)
Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»
Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»
Высотка №7 – гостиница «Украина»
Высотка №7 – гостиница «Украина»


Сталинские высотки в Москве должны были стать не только первыми небоскрёбами в столице СССР, но и одними из первых так называемых микрогосударств — жилых и административных комплексов, включающих в себя всё необходимое для повседневной жизни: магазины, парковки, бассейны и даже кинотеатры.


Особенное место среди новых высоток занимало строящееся здание МИД на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 – 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом. Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.
Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Авторы проекта –профессор Гельфрейх и архитектор Минкус – пытались возражать, но напрасно. Возвести шпиль из капитальных материалов было невозможно – это нарушило бы все расчёты по нагрузкам. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.


Ещё одна удивительная история связана со строительством высотного жилого здания у Красных ворот, 1951 года. Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство Путей Сообщения (или коротко МПС).
По замыслу архитектора Душкина вестибюль станции метро, располагавшейся прямо в основании будущего здания, непременно должен был стыковаться с его цокольным уровнем. Чтобы это осуществить была применена технология предварительной заморозки грунта – 100-метровый каркас ведь должен был удержаться на краю другого строительного котлована.
Чтобы нивелировать последующее за разморозкой оседание грунта и, как следствие, наклон всего здания, высотку возводили с обратным уклоном. У шпиля он составлял 16 см. Первый и уникальный случай такого смелого инженерного приёма завершился успешно. В течение нескольких месяцев здание принимало верное положение. И хотя небольшое отклонение всё-таки произошло, оно вполне вписывалось в заложенные нормы.
В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме.
Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.


Финальные же торжественные аккорды "сталинского ампира" прозвучали в архитектуре здания Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (сейчас Всероссийский выставочный центр), построенного по проекту академика Владимира Щуко и архитектора Владимира Гельфрейха в 1951-1954 годах. В других павильонах выставочного ансамбля ярко прослеживался своеобразный эклектизм, проявившийся в смешении стилей ар-деко, ампира, а также национальных элементов декора.
Концом эпохи «сталинского ампира» считают Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Стиля, соединившего монументальное и декоративное искусство в СССР, барокко с ампиром Наполеона, поздний классицизма с ар-деко.

Вместе с этим материалом предлагаю к прочтению:

История архитектуры
0