Найти в Дзене
Учительская

Эволюция ЕГЭ идет слишком медленно. Что ее тормозит?

Интересные дела твориться в нашей системе образования. Пока одни дяди-тети-депутаты говорят о ЕГЭ, как о рудименте Болонской системы, который подлежит ликвидации. Другие дяди-тети-депутаты утверждают, что система зарекомендовала себя и необходимо двигаться именно в этом направлении.

Так, в заключение выставки "Россия" глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что возможно в будущем в ЕГЭ по физике появиться практическая часть.

Хорошая новость, вселяющая большие надежды. Введение практической части, на мой взгляд, просто необходимый шаг в совершенствовании системы итоговой аттестации. Практикоориентированные задания (по химии и биологии точно знаю, за физику не могу утверждать) не дают полной информации о базовой подготовке ученика к будущей профессии.

Большое количество учеников идут в медицинские, инженерные ВУЗы нашей страны, а не знают простейших правил техники безопасности и основных приемов работы с оборудованием. Дошло до того, что из школы выходят ребята, которые не то, что пробирку не могут держать, они вообще не знают, что такое пробирка (я не шучу). Почему преподаватели университетов, должны тратить львиную долю учебного времени на разжевывание элементарного? Это же высшее учебное заведение, где студенты получают сугубо профессиональные навыки.

Вопросы к учителям «Почему не научили?», «Почему не показали?» безосновательны. Безусловно, есть учителя, которые пускают все на самотек и учат из рук вон плохо. Но большинство, стараются. Однако, как провести (продемонстрировать) опыт, когда из химической посуды только ложка алюминиевая (вместо шпателя) и та поломана. Многие школы не имеют материально-технического оборудования для практических и лабораторных. И перед введением практических частей в экзаменах, конечно, нужно задуматься об этом.

Непонятен момент и с ОГЭ по биологии (раз уж говорим о практических частях в экзаменах). Почему химия и физика имеют практические части, а биология нет? Я не думаю, что методика проведения эксперимента в биологии сложнее других естественных наук. Даже самое простое микроскопирование с определением клеточного состава какого-нибудь организма (без срезов, без препарирования) уже хорошая проверка теоретических знаний и практических навыков учеников.

Знание, которое не подкрепляется практическим применением – не знание, а не нужный хлам. Мозг сначала хранит его «до востребованности», а затем отправляет их в комнату под названием «Ой, а я забыл». Как итог, получаем ученика, который на экзамене по химии льет воду в кислоту со словами «Ой, а я забыл, как правильно» (разбавление кислот происходит строго по схеме «кислоту в воду»).

Литература:

RG.RU: В Рособрнадзоре заявили, что в ЕГЭ по физике может появиться практическая часть – URL: https://rg.ru/2024/01/17/v-rosobrnadzore-zaiavili-chto-v-ege-po-fizike-mozhet-poiavitsia-prakticheskaia-chast.html (дата обращения: 23.01.2024).