Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

Кто для тебя "Первый после Бога"? (отзыв о рассказах Т. Соломатиной)

Про хорошие книги иногда говорят, будто они глоток свежего воздуха в духоте безликой современной прозы. Но это не о рассказах Татьяны Соломатиной. Они скорее глоток холодной газировки в летний день: ярко, остро и щиплет в носу то ли от слез, то ли от смеха. Я с радостью делюсь с вами моей очередной находкой в многообразии современной русской литературы - сборник рассказов Татьяны Соломатиной "Первый после Бога". Татьяна Соломатина пишет очень динамично, только успевай следить за действием. Иногда это даже усложняло чтение, так как событие сжималось до фразы, слова и летело дальше ("Сутки из жизни, или история о том, как у Татьяны Юрьевны автомобиль угнали", "Весело!"). Безусловно, ритм текста соответствует содержанию: родильное отделение не место для разглагольствований и неспешных бесед, да и характер у героини шебутной - какие уж тут долгие вступления. Читать рассказы было легко, весело, однако я не могу отнести сборник "Первый после Бога" к развлекательному чтению. "Мамы чаще всего

Про хорошие книги иногда говорят, будто они глоток свежего воздуха в духоте безликой современной прозы. Но это не о рассказах Татьяны Соломатиной. Они скорее глоток холодной газировки в летний день: ярко, остро и щиплет в носу то ли от слез, то ли от смеха. Я с радостью делюсь с вами моей очередной находкой в многообразии современной русской литературы - сборник рассказов Татьяны Соломатиной "Первый после Бога".

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Татьяна Соломатина пишет очень динамично, только успевай следить за действием. Иногда это даже усложняло чтение, так как событие сжималось до фразы, слова и летело дальше ("Сутки из жизни, или история о том, как у Татьяны Юрьевны автомобиль угнали", "Весело!"). Безусловно, ритм текста соответствует содержанию: родильное отделение не место для разглагольствований и неспешных бесед, да и характер у героини шебутной - какие уж тут долгие вступления.

Читать рассказы было легко, весело, однако я не могу отнести сборник "Первый после Бога" к развлекательному чтению.

"Мамы чаще всего живут сразу в нескольких взаимоисключающих парадигмах. Такой у мам дар".

У меня порой возникало ощущение, что я читаю некий учебник жизни, даже не учебник, а его конспекты, сделанные торопливой студенческой рукой. Да и у кого учиться жизни, как не у врача, с завидной периодичностью сталкивающегося с её началом и, если можно так выразиться, следствием.

Конечно, не все рассказы из сборника поучительны. Есть в нем место и смешным историям, и приключениям, и "харассменту", но больше всего мне пришлись по душе именно произведения, в которых видна была жизненная философия автора, его опыт и мировоззрение. Например, истории из рассказа "Психиатрическое сно" о хорошо замаскированных манипуляторах и психопатах, окружающих нас:

"...чувствуете, что рядом с кем-то, кому вы ничего не должны, вам вдруг становится стыдно, вы вдруг чувствуете себя виноватым и обязанным? Срочно отойдите от этого человека на максимально возможное расстояние!"

В рассказах Т. Соломатиной нет модной нынче толерантности (рассказы "Жирдяйки", "Тесс"), но есть нечто более важное - человечность. Автор пишет с заботой о человеке, о будущем, которое нас ждет, если мы и дальше продолжим НЕ думать, НЕ анализировать, НЕ смеяться, а замещать человека алгоритмами и взаимными претензиями. Её прозу читать приятно, потому что чувствуется: автор пишет о том, что думает на самом деле, а не о том, что модно и выгодно говорить. Снова и снова она возвращалась к разговору о настоящем в человеке, о необходимости думать и решать самому, брать на себя ответственность за свою жизнь, не перекладывая вину на врачей, учителей, государство и вредных соседей.

"Даже если сейчас не Новый год, начинай провожать не-твоё и не-себя! Не затягивай. Стань для себя первым. Как минимум - первым после Бога".

Мне понравился авторский подход к жизни, вероятно, и породивший большую часть историй, рассказанных в сборнике: "...я же буду писателем. И сценаристом! Всё, что ни происходит, - сцена или хотя бы реплика. Драматургия". Действительно, если смотреть на жизнь как на череду забавных, познавательных, поучительных сцен, то многие события воспринять и прожить будет гораздо легче. Ровно как и отпустить.

О юморе в произведениях Т. Соломатиной стоит сказать отдельно. Хотя её проза скорее саркастичная, нежели просто смешная, что придется по вкусу далеко не всем, многие вскользь сказанные фразы, описания и замечания "к слову" вызывали у меня улыбку:

"Иду в переговорную. Зелёную. Действительно, выкрашена в цвет сбесившегося заячьего салата".

Стиль письма у автора весьма жесткий. Признаться, поначалу это даже оттолкнуло меня, но, когда ты понимаешь, что авторское мировоззрение тебе близко, а его замечания о жизни удивительно точны и забавны, имеет ли большое значение, насколько деликатно он их высказывает?

Я чувствую, что имя Татьяны Соломатиной пополнит мой список любимых писателей. В планах у меня прочитать упомянутые в сборнике романы "Приемный покой", "Вишневая смола" и "Одесский фокстрот", а также найти произведения, в которых она рассказывает о своей дочери, потому что рассказы "Онажемать!" и "Викинги" очаровали меня как характером их маленькой героини, пятилетней Марьи, так и той теплотой и гордостью, с которой автор рассказывает о ней.

Знакомы ли вы с творчеством Татьяны Соломатиной? Как вы относитесь к прямоте и жесткости высказываний писателей?

Читайте и другие отзывы:

Отзывы (русская литература) | Ульяна и книжный шкаф | Дзен