Найти в Дзене

Забытое сражение в бухте Золотой Рог

31 мая 1907 года более сотни солдат первой роты минного батальона, который располагался в бухте Диомид (Владивосток), пришли к выводу, что их обмундирование окончательно износилось. После вечерней поверки они позвали к себе ротного командира и потребовали заменить им форму. Однако ни ротный, ни батальонный командиры не стали слушать минеров и приказали им разойтись. Те не подчинились. В ответ были вызваны части 10-го Восточно-Сибирского и 12-го стрелковых полков, которые арестовали бунтовщиков. Сейчас сложно разобраться, кто в этой ситуации был прав, а кто виноват, тем не менее, 132 солдата минной роты должны были предстать перед военным судом. По итогам которого многим из них грозила высшая мера.
Чтобы предотвратить такое развитие событий и спасти бунтовщиков, 5 октября товарищами минеров было проведено собрание, на котором присутствовали представители всех расположенных во Владивостоке воинских частей, моряки Сибирской флотилии, а также делегаты немногочисленной социал-демократическ

31 мая 1907 года более сотни солдат первой роты минного батальона, который располагался в бухте Диомид (Владивосток), пришли к выводу, что их обмундирование окончательно износилось. После вечерней поверки они позвали к себе ротного командира и потребовали заменить им форму. Однако ни ротный, ни батальонный командиры не стали слушать минеров и приказали им разойтись. Те не подчинились. В ответ были вызваны части 10-го Восточно-Сибирского и 12-го стрелковых полков, которые арестовали бунтовщиков.

Мост на Русский остров. Он к описываемым событиям отношения не имеет, выкладываю просто для красоты. Фото автора.
Мост на Русский остров. Он к описываемым событиям отношения не имеет, выкладываю просто для красоты. Фото автора.

Сейчас сложно разобраться, кто в этой ситуации был прав, а кто виноват, тем не менее, 132 солдата минной роты должны были предстать перед военным судом. По итогам которого многим из них грозила высшая мера.
Чтобы предотвратить такое развитие событий и спасти бунтовщиков, 5 октября товарищами минеров было проведено собрание, на котором присутствовали представители всех расположенных во Владивостоке воинских частей, моряки Сибирской флотилии, а также делегаты немногочисленной социал-демократической организации. Но на это собрание нагрянули жандармы, арестовав еще 47 человек.
Вечером 15 октября стало известно, что суд над минерами состоится 17 октября, а для приведение в исполнение сурового приговора в будущую столицу Дальнего Востока из Раздольного прибывают драгуны. Обстановка в городе накаляется с каждым часом.

Солдаты первой роты минного батальона, которые еще были на свободе, подняли восстание. Их поддержали матросы и рабочие порта. Около пяти утра 16 октября они освободили своих арестованных товарищей. К сожалению, без жертв среди офицеров не обошлось.

Окрыленные свободой, минеры двинулись в сторону казарм Восточно-Сибирского стрелкового полка, где хранилось оружие. Но там их уже ждали и отнюдь не с цветами. В результате перестрелки нападавшие разбежались, часть из них вернулась в свои казармы.
Но восстание уже перекинулось в военный порт и район флотских экипажей. Несколько сотен рабочих двинулись в сторону морских казарм. Внезапно на них налетели казаки и драгуны, в безоружных людей не стреляли, но кого-то избили, кого-то арестовали, остальные рабочие были рассеяны по городу.

Несмотря на неудачу, которая преследовала мятежников 16 октября, 17 октября напряжение во Владивостоке продолжило нарастать. К восстанию примкнули моряки Сибирской флотилии. Они решили провести митинг в бухте Золотой Рог, где в тот день стояли миноносцы «Скорый», «Бодрый», «Бравый», «Сердитый», «Тревожный», крейсер «Аскольд» и канонерская лодка «Манджур». Однако вместо митинга началось стихийное вооруженное восстание.

Миноносец "Скорый". Из открытых источников.
Миноносец "Скорый". Из открытых источников.

Во главе его выступил Яков Пойлов – минно-машинный содержатель (спасибо моим подписчикам, которые помогли выяснить эту должность) миноносца «Скорый», который сразу применил оружие против офицеров своего корабля. На «Скором» подняли красный флаг, к нему стали собираться матросы с соседних кораблей и рабочие порта. Красные флаги взвились также на «Сердитом» и «Тревожном». На остальных кораблях офицеры сумели удержать власть в своих руках.

Через некоторое время и на «Сердитом» офицеры смогли объяснить матросам, что выход в море без провизии и с неисправными машинами не имеет смысла. Воспользовавшись замешательством восставших, на корабль зашли солдаты, которые арестовали зачинщиков.
А миноносец «Тревожный» толком не успел отойти от берега, как в рядах восставших матросов начались разногласия. В итоге корабль дошел до противоположного берега бухты и уткнулся в угольную площадку. Команда зачем-то выстрелила в сторону штаба флотилии, бросила судно и скрылась на берегу.

И только «Скорый» не собирался складывать оружие. Он отошел в сторону казарм Сибирского флотского экипажа и 12-го стрелкового полка, надеясь на их поддержку. По пути миноносец обстрелял дом губернатора, мастерские порта и здание военно-окружного суда.

С берега и с других судов по «Скорому» был открыт ответный огонь. Силы были не равны. Казармы флотского экипажа и порт были блокированы правительственными войсками. Восставшие решили прорываться в море и идти в один из иностранных портов. Однако на выходе из бухты их уже ждали три миноносца и канонерская лодка «Манджур». По «Скорому» со всех сторон открыли огонь.

Бой продолжался около часа. Восставший миноносец превратился в решето. От прямого попадания на судне заклинил руль и «Скорый» выбросило на берег в районе
памятника адмиралу Невельскому. Из оставшихся в живых членов команды скрыться успели только 6 человек, они спрятались на конспиративной квартире, а потом смогли сбежать за границу. Остальных арестовали.

Во Владивостоке начались массовые аресты и суды, которые продолжались аж до 1910 года. Было осуждено около 1,5 тысяч солдат, 52 офицера и свыше 90 гражданских лиц. К высшей мере наказания приговорили 46 человек, на каторгу отправили 66, в дисциплинарные батальоны – 79.

Минеры, из-за которых началось это восстание, тоже не избежали наказания. Высшую меру привели в исполнение 24 ноября 1907 года в бухте Улисс. Приговоренные к такой же участи матросы были казнены 28 ноября того же года в бухте Тихой.

На берегах Золотого Рога снова воцарилось спокойствие. Но ненадолго.